В этой статье я буду с удовольствием вспоминать свои студенческие деньки и делиться опытом пяти долгих лет. Всем студентам посвящается!

Любопытная складывается ситуация – студентов в стране миллионы, большинство из года в год испытывает одни и те же проблемы и затруднения, а информации, как с ними справляться в Сети практически нет. Десяток найденных через Гугл страничек просвещает студентов, как правильно готовиться к экзаменам и убалтывать преподавателя – и все! Как будто студенческая жизнь ограничена экзаменами… Скорее, наоборот – экзамены занимают очень незначительное место в жизни студента: “от сессии до сессии живут студенты весело”.

(Хотя: мне также удалось найти переводную статью другого рода, напичканную благоглупостями про и )

Поэтому написать статью про то, как добиваться успеха в вузе и вообще как сделать, чтобы пять (у кого-то шесть) лет учебы не пошли коту под хвост, просто необходимо.

Приступим-с.

Совет номер ноль . Начинаю с нуля, потому что совет адресован выпускникам школ и абитуриентам. Обычно в конце 11-го класса у школьников начинается натуральная горячка: сдать выпускные экзамены (ну, ЕГЭ), протиснуться в универ… Девизом этих дней служит “лишь бы поступить, все равно куда”.Это крайне вредный и неправильный подход. В 17 лет мало кто задумывается над важностью выбора места учебы – а зря, ведь это неслабо влияет на всю оставшуюся жизнь. Поэтому я предлагаю абитуриентам (буде таковые читают статью) ответить на несколько вопросов:

1. Почему я иду поступать в этот вуз? .Чего я жду от учебы?

2. Чем я буду заниматься после вуза? Как знания или знакомства, которые я получил в этом вузе, помогут мне в моих занятиях?

3. Куда бы я стал поступать, если бы точно знал, что поступлю?

4. Куда все же стоит поступать, учитывая мои ответы на предыдущие три вопроса?

Совет номер один . Итак, вы поступили в вуз, отучились там первую неделю, уже не путаете имена-отчества преподов и осведомлены, где можно перехватить кусок между парами. Прекрасно! А теперь пора остановиться и подумать. Для простоты снова предлагаю вопросы:

1. Что изменилось в моем отношении к этому вузу? Что нового (и важного) я про него узнал?

2. Что этот вуз может дать мне в плане знаний? Как и где устраиваются его выпускники?

3. Что помимо знаний может дать мне этот вуз? Знакомства и связи? Опыт общественной деятельности? Старт научной карьеры?

Важно, чтобы вы как можно раньше ответили на эти вопросы и максимально честно определили главное: как учеба здесь соотносится с вашими . Очень часто студент приходит к пониманию, что он слегка промахнулся, выбирая вуз или факультет. Очень часто понимает, что учеба бесперспективна. Не стоит прятаться от таких мыслей. Всегда нужно полностью отдавать себе отчет в ситуации.

Совет номер два . Ваши дальнейшие действия зависят от ответа на вопросы в предыдущем пункте. Вот несколько наиболее вероятных путей:

Ситуация А: вы понимаете, что учеба в данном вузе действительно может дать вам достаточно практических и теоретических знаний, на старших курсах студенты проходят стажировки и практики в хороших организациях и учиться здесь определенно имеет смысл. Что ж, тогда все просто. Выберите предметы, которые потребуются вам для работы после окончания вуза и разбирайтесь в них как следует. На остальные уделяйте ровно столько внимания, сколько надо, чтобы не было лишних “хвостов”.

Ситуация Б:все с точностью наоборот.

— если потрачено немого времени (вы обнаружили, что вуз вам не подходит на 1 курсе) – поступайте в другой. Лучше потерять год, чем 5.

— если времени ушло порядком, то, возможно, менять место учебы будет не слишком разумно.

Совет номер три . Что же делать, если вуз вам не подходит, а менять его поздно?

Я в свое время (к сожалению, это было уже на 4 курсе…) набросал для себя такую программу действий:

1. Минимизировать потери времени в универе.

2. Выжать из родного вуза все, что только можно, раз уж не получается получить хороших знаний.

3. Забыть о том, что я студент и найти себе другое, более полезное дело, которому и буду посвящать максимум времени и сил.

4. Учебу в универе воспринимать как тренинг сообразительности (сдавать экзамены без подготовки), (уговаривать особо злых преподов отпустить с пары) и (сидеть на обязательных парах).

Все это в принципе, получилось у меня неплохо. Вот несколько примеров.

Минимизация потерь времени:

  • в начале семестра я делал рейтинг преподавателей – у кого сколько можно прогуливать без последствий — и прогуливал соответственно;
  • чуть-чуть простудившись, я бежал в поликлинику, делал уставшие глаза и жаловался на слабость – и в итоге получал заветную справочку, разрешавшую мне недельку-другую заниматься своими делами;
  • в отличие от лекций, семинары я посещал аккуратно и не затыкаясь на них разговаривал – что при некотором навыке довольно просто. У преподавателей в голове щелкал рычажок “активный студент” и нажать на кнопку “поставьте автомат” становилось проще простого;
  • на пятом курсе (поздно, поздно…) я слегка занялся, как это сейчас называется, общественной деятельностью – появилась еще одна отличная отмазка на все случаи жизни.

Выжимание из вуза всего, что можно:

  • повышенная стипендия – само собой (помогали автоматы и красивая зачетка);
  • путевка на юг;
  • знакомства и связи.

За последние два курса я также поработал в местах 6-7, отхватил с десяток грамот и дипломов в разных конкурсах вне вуза, успел начать (и провалить, что закономерно) свой как бы бизнес-проект, а также “прокачать” , умение общаться и выступать публично, управлять временем. Единственное, о чем жалею – слишком поздно начал прогуливать и слишком долго был примерным студентом. Вот начать бы курсе на втором! Эх!

Уже на первом курсе студенты нередко чувствуют разочарование и упадок сил. Подобное эмоциональное выгорание у «новобранцев» может вызвать масса обстоятельств: обилие заданий, новый коллектив, «не те» предметы и даже комментарии однокашников в соцсетях. С собственной резкой реакцией на эти ситуации могут справиться не все.

В результате к старшим курсам такие учащиеся хуже осваивают специальность, а часть из них и вовсе отсеивается. «Из-за проблем с адаптацией можно потерять способных студентов с приличными достижениями», - отметила Елена Кудрявцева в докладе «Новые образовательные возможности и выгорание субъектов образовательного процесса»*. Первокурсникам нужно помогать влиться в университетскую жизнь. Изучение их психологических особенностей позволит предупредить эмоциональное истощение.

От «выгоревшего» студента - к плохому профессионалу

Эмоциональное выгорание (от английского «burn out» - выжечь, перегореть, выдохнуться) проявляется в чувстве растерянности, опустошенности и бессилия. Прежние цели и ценности разочаровали, новые пока не появились. В таком состоянии сложно учиться и работать, становиться специалистом в своей области. Оно может привести и к профессиональному выгоранию, когда человек теряет интерес к своей специальности, отметила Елена Кудрявцева.

В группе риска - прежде всего врачи, преподаватели, сотрудники социальных служб, психологи и менеджеры. Представители этих социальных профессий работают с людьми и их проблемами, что отнимает много душевных сил. Исследования эмоционального выгорания, собственно, и начались с изучения самочувствия социальных работников. Американский психиатр Герберт Фройденбергер, понаблюдав за волонтерами, в 1970-е годы впервые описал синдром эмоционального истощения. Он обнаружил у своих «пациентов» и профессиональный кризис.

У врачей, учителей, психологов такая же нервная работа. Гнет чужих проблем изматывает их. Представителям этих специальностей необходим запас эмоциональной прочности, стрессоустойчивость. Если ее нет, то человек может «выгореть» уже на стадии учебы. Это и происходит нередко у студентов социальных специальностей из-за интенсивного переживания «чужого негатива».

Причины эмоционального истощения

У взрослых людей эмоциональное выгорание могут провоцировать напряженная и нелюбимая работа, конфликты с близкими, разочарование в себе, честолюбивое желание преуспеть во всем и пр. (см. ). Чаще «выдыхаются» максималисты и перфекционисты - из-за собственного подхода к делу.

У студентов есть специфические причины эмоционального выгорания. Среди них - большая учебная нагрузка (в том числе онлайн-курсы и проекты) и очень широкий круг взаимодействий (с преподавателями, сокурсниками и пр.). Елена Кудрявцева выделила и такой риск как избыток общения в соцсетях, в том числе, с учебными целями. Учащийся постоянно находится в центре внимания, видит комментарии о своих действиях. Это тоже усиливает напряжение, считает эксперт.

«Концентрация коммуникаций в учебной среде сгущает образовательный контекст», добавила исследователь, и это «сгущение» составляет основу эмоционального выгорания.

Как не «сгореть» от напряжения

Стресс от учебы можно снимать разными способами - например, с помощью психологических тренингов (см. Специалисты по социальной работе стремятся стандартизировать свои чувства). Нужно научиться регулировать собственное душевное состояние (см. ). Полезно чередовать виды деятельности - кроме занятий должны быть и интересные хобби.

Что помогает студентам бороться с эмоциональным дефицитом:
поддержка педагогов. Их эмоциональная устойчивость хорошо влияет и на студентов;
участие в научных исследованиях, то есть активное включение в "академический контекст". Это помогает учащимся почувствовать себя нужными, ощутить «вкус» науки и преимущества коллективной работы;
дополнительная социальная активность, например, участие в студенческом самоуправлении (оно тоже помогает молодежи понять свою значимость);
сплоченность студенческой группы, чувство локтя.

Как развивается выгорание

Для самочувствия студентов решающими оказались первый и четвертый курс, выяснила исследователь. На первом курсе у половины учащихся нет признаков эмоционального выгорания (они спокойны и открыты). В то же время, примерно у трети есть первые симптомы этого тревожного состояния. На втором курсе оно нарастает - идет «ухудшение ситуации». На третьем курсе ощущения ребят стабилизируются. А к четвертому курсу происходит развязка сюжета. «Часть студентов избавляется от эмоционального выгорания, а часть развивает негативное состояние», - пояснила эксперт.

Изменения психологического самочувствия Елена Кудрявцева отразила в индивидуальных картах учащихся, которые обновляются раз в год (см. Приложение 1). Создание таких карт позволило ей проследить «треки» эмоционального выгорания младшекурсников. В «треке» три фазы, которые набирают силу постепенно:
Напряжение. Человек переживает «психотравмирующие обстоятельства», недоволен собой, «загнан в клетку», встревожен.
Резистенция. Идет эмоционально-нравственная дезориентация, человеку сложно выполнять профессиональные обязанности.
Истощение. Развивается эмоциональный дефицит, возникают проблемы со здоровьем.

Адресная поддержка проблемных студентов

Анализ индивидуальных карт учащихся показал:

Трек эмоционального выгорания не зависит от направлений подготовки и образовательных возможностей студентов. Разочаровываются и студенты вузов, и студенты колледжей;

Индивидуальные карты помогают выбрать наилучшую стратегию помощи студентам - например, не переусердствовать в работе с отстающими. При повышении требований они могут сопротивляться активнее. В целом нужно учитывать, что «чем сильнее у студента эмоциональное выгорание, тем менее конструктивна его реакция на любую обратную связь», подчеркнула эксперт;
с помощью карт легче прогнозировать академическую активность студентов: включенность в разные учебные форматы, ответственность за выполнение заданий и готовность к дополнительным усилиям. Еще задолго до зимней сессии становится ясно, кто среди первокурсников рискует отсеяться.

В конечном счете, индивидуальные карты учащихся помогают объяснить их образовательные достижения и предупредить отсев, заключила исследователь.

Исследование опирается на наблюдения за психологическим состоянием студентов департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (2015-2016 год), а также на анализ самоощущений студентов педагогического и менеджерского профиля, обучающихся в Приамурском государственном университете.

*Доклад был представлен в Высшей школе экономики на VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО).
IQ

Инструкция

Во время учебы устает не только мозг, глаза, но и тело ученика. Поэтому лучшим отдыхом будет активное времяпрепровождение. А под этим понятием подразумевается очень многое: это может быть кратковременная разминка дома, постоянные занятия спортом в секции, пробежки в лесу или на стадионе, активные игры на свежем воздухе и даже просто прогулка по улицам. Все эти виды отдыха благотворно влияют на мозг, держат в тонусе тело, помогают расслабиться и отвлечься. Кроме того, даже после кратковременных занятий спортом в организме повышается доля эндорфинов - гормонов счастья. А это значит, хорошее настроение после активной деятельности обеспечено, можно с новыми силами приступать к учебе.

Хорошим способом отдохнуть будет смена обстановки. Если студент целую неделю видел только стены своего дома, университета и библиотеки, нельзя оставаться дома и . Нужно выбраться в новое место, чтобы мозг смог переключиться на другую обстановку. Для этого подойдет как отдых на природе, так и походы в театр или музей, посещение развлекательных мероприятий. Можно совместить активный отдых со сменой обстановки и посетить дискотеку или ночной клуб. Впрочем, увлекаться подобными заведениями все же не стоит: они не так уж дешевы для тех, кто пока сам деньги не , а еще хорошо затягивают и отвлекают от главной деятельности студента - хорошей учебы.

Встречи с друзьями, вечеринки и игры прекрасно отвлекают от проблем и повседневных дел. Собраться веселой компанией можно и в будний день, и в праздники, только не забудьте окончательно про обязанности и накопившиеся задания, курсовые или контрольные работы. Проводить с друзьями время нужно обязательно, но такие развлечения увлекают порой слишком сильно.

Другой вид умственной деятельности тоже может помочь мозгу отдохнуть и развеяться. Особенно это может понравиться тем студентам, которые предпочитают домашние посиделки шумным вечеринкам в барах и клубах. Чтение книги, просмотр фильмов, складывание головоломок или рукоделие отлично переключают внимание от учебы и помогают расслабиться. Всего 2-3 часа таких спокойных занятий помогут восстановиться уставшему организму и вернут ему полноценную активность.

Сон отлично помогает восстановить силы, так что пренебрегать им тоже не нужно. Ведь обычно получается, что студенты или школьники чаще всего не досыпают, устают и потому не могут сосредоточиться на работе. Если выдалось свободное время, а позади множество бессонных ночей, лучше всего будет просто лечь спать пораньше.

Давайте признаем: учиться очень трудно. Иногда это настолько скучно, что бывает невозможно сосредоточиться на выполнении заданий. Хотя учёба не самое любимое времяпрепровождение для некоторых из нас, есть несколько способов, которые сделают её легче и эффективнее. В статье мы расскажем о шести методах, которые помогут быть расслабленным, но в то же время сосредоточенным во время учёбы.

Составьте расписание

«Я начну заниматься, как только у меня появится свободное время», – величайшая ложь на Земле. Вы и сами знаете, чем это заканчивается: у вас найдётся время, чтобы узнать всё о профессии переворачивателя пингвинов, но только не на учёбу. И всё потому, что вы не внесли учёбу в расписание. Выберите подходящее время суток – сразу после завтрака, обеда или ужина, ночью, когда все домашние лягут спать – и старайтесь постоянно заниматься в этот час. Как показывает практика, чем чаще вы занимаетесь в одно и то же время, тем сильнее оно начинает ассоциироваться с учёбой и, следовательно, тем выше будет уровень вашей сосредоточенности.

Создайте комфортные условия

Если вы ни минуты не можете обойтись без музыки, наслаждайтесь ею во время подготовки к занятиям (при условии, что она не мешает понимать материал). Во время занятий помогут взбодриться чай или кофе, но не стоит ими злоупотреблять, так как их чрезмерное и позднее употребление повлияет на качество сна, что в свою очередь скажется на способности соображать. Заботясь о комфорте, вы помогаете себе настроиться на работу – только так вы сможете оставаться бодрым и сосредоточенным.

Держите всё под рукой

Книги, конспекты, ноутбук, тетради для записей, маркеры, ручки и даже бутерброды с шоколадками для перекуса – всё должно лежать как можно ближе к вам. Убедитесь, что вам не придётся вставать с места за чем‑либо во время подготовки, так как это отвлечет вас, и вернуться на прежний уровень концентрации будет сложно.

Запланируйте перерывы

Даже те из нас, кто могут часами проводить за книгами, в какой‑то момент могут устать. C этим нельзя не согласиться – подготовка к занятиям отнимает много сил, как умственных, так и физических. Чтобы не перегружать себя, поставьте таймер или будильник на мобильном телефоне, который напомнит вам о том, что настало время сделать перерыв. Встаньте со стула, потянитесь, сделайте пару упражнений, выпейте стакан воды. Не забывайте о том, что перерыв не должен быть слишком долгим, в противном случае рабочий настрой пропадёт совсем. Маленькие перерывы нужны для того, чтобы вы не переутомились и после небольшого отдыха вернулись к работе отдохнувшим и бодрым.

Учитесь активно

Пассивное обучение включает в себя чтение и написание конспектов. Его главный минус в том, что вы не анализируете информацию. В отличие от пассивного обучения, активное включает в себя обсуждение полученной информации и её осмысление. Метод активного обучения поможет лучше понять, а следовательно запомнить изучаемый материал. Изучайте новое и обсуждайте материал вместе с приятелями по учёбе или работе. Если вы занимаетесь одной задачей слишком долго, то почувствуете усталость скорее, чем в случае, если комбинируете разные методы обучения. Чередуйте пассивный и активный способы усвоения новой информации и вскоре вы увидите, что занятия приносят удовольствие, а главное хорошие результаты.

Найдите место для комфортных занятий

В библиотеке или кофейне, дома или в школе – в наши дни можно учиться где угодно. При выборе места для занятий, учитывайте, насколько легко вы отвлекаетесь. Например, не стоит заниматься в кафе, если вы оборачиваетесь всякий раз, когда открывается входная дверь или мимо проходит официант. Также обратите внимание, насколько вам физически комфортно находиться в месте, которое вы выбрали для занятий. Если вам нравится атмосфера в библиотеке, но стулья там не слишком удобные, лучше поискать другое место. Вы же не хотите отвлекаться из‑за жестких стульев, плохого освещения или раздражающих звуков?

А что помогает вам сосредоточиться на учёбе? Делитесь советами в комментариях!

Едва ли сейчас найдётся ребёнок, который с удовольствием ходит в школу. Впереди февраль и март - самые тяжёлые месяцы для учеников. Силы уже на исходе, по утрам на улице по-прежнему темно, и вставать к первому уроку очень трудно. На конец зимы приходится пик вирусных болезней, а тут ещё итоговые проверочные работы не за горами.

Редакция «Летидора» вспомнила свои школьные годы и делится несколькими мыслями, которые помогут пережить самую длинную учебную четверть в году.

Не стоит переживать по пустякам

Сейчас контрольная по математике кажется ужасным испытанием, но вспомнит ли о ней школьник через несколько лет? Вряд ли.

Расскажите ребёнку, что учебные тревоги часто оказываются «пустыми». Припомните свои школьные годы и времена студенчества. Тогда вы переживали о зачётах, экзаменах, а теперь едва ли вспомните, как зовут преподавателя, который был грозой всех ребят.

Эти дурацкие самостоятельные отнимают кучу нервов и времени.

Научите своего школьника задавать себе вопрос «Что я теряю?». Вполне возможно, что ничего.

Правда, подготовки к контрольной этот факт не отменяет. Просто надо изменить отношение к ситуации.

Ошибки помогают двигаться дальше

Когда накатывают болезни и усталость , домашние задания копятся, как снежный ком. Когда ребёнок постоянно ошибается, он чувствует себя неудачником.

Помогите ему посмотреть на ситуацию по-другому. Научите не концентрироваться на факте ошибки, а извлекать из промахов пользу.

Ошибки помогают нам меняться. И чаще - к лучшему.

Просто важно двигаться вперёд и не сдаваться.

Не надо лениться получать новый опыт

Новый опыт обогащает. Когда школьник устал от уроков, подготовьте для него интересное занятие на выходные. Это должно быть что-то принципиально новое. Поход в кинотеатр и Макдональдс не подходят.

Поезжайте в школу конного спорта, сходите на картинг. Неожиданный и свежий опыт - это большая эмоциональная встряска, которая пойдёт на пользу и вам, и ребёнку.

Невыполнимых задач нет, просто на сложные уходит больше времени

Дети сами ограничивают себя, когда говорят «У меня это не получится» . Помогите им мыслить иначе. Не получится сейчас - получится в другой раз. Шаг за шагом, двигаясь к цели, он обязательно добьётся своего.

Неверно сравнивать себя с одноклассниками. Ведь ребёнок не видит всей картины. Вполне возможно, что Васе уроки помогает делать мама. Или мальчик занимается днями и ночами, чтобы добиться высоких результатов. То, что хорошо для него, не всегда подходит другим.

Выбор есть всегда

Если нет сил заниматься, устройте внезапный отдых на несколько дней. Классный руководитель или директор всегда пойдут вам навстречу, когда речь идёт о здоровье (в том числе и психологическом) ребёнка. В случае необходимости можно наведаться в поликлинику за соответствующей справкой.

Ничего не случится, если школьник побудет дома, выспится, наберётся сил. Они так нужны ему именно сейчас!