Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начать исправлять их в первые три года жизни ребёнка, с течением времени добиться успеха будет гораздо сложнее.

Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия — нарушение звукопроизношения — замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.

Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с учётом индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определёнными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.

  • Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  • Разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык».
  • Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  • Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  • Говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • Не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  • При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ

РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома . Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил :

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного , а зачастую неправильного развития лексической , грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением :

Посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь , словарь признаков и действий;

В собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (например : Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.);

Обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы , на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно : встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.);

Привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т. д.);

Совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…» , желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим : варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества : вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет : зеленый, жёлтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка , в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать , что реакция ребенка может быть различной : то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения .

Публикации по теме:

Практические рекомендации родителям по развитию импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего возраста «Практические рекомендации родителям по развитию импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего возраста». Учитель – дефектолог КГУ.

«Игры на кухне». Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у ребенка Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский. Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что.

Консультация для воспитателей логогрупп ДОУ «Закрепляющие занятия правильных речевых навыков во 2-й половине дня» Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормой физического слуха и интеллекта, при котором нарушается формирование.

Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей 1. Логоритмику следует понимать, как взаимоотношение слова, музыки и движения.

Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений у младших дошкольников Отчет работы по годовому проекту «Цветик-Семицветик» профилактика речевых нарушений у младших дошкольников (2 младшая группа «Аленушка»).

Рекомендации родителям по развитию детей от 2 до 3 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 «Светлячок» общеразвивающего вида. Рекомендации родителям.

Рекомендации родителям Выступление для родителей на тему «Проблема формирования у детей основ правовой культуры в условиях семейного воспитания» Одним из приоритетных.

Учитель -логопед МБДОУ детского сада №10 г.Конаково

Завадская Елена Вячеславовна

Образование:

1. Московский психолого-социальный институт -2004 г. специальность "логопедия", "специальный психолог";

2. НОУ ДПО "Институт дефектологии и медицинской психологии" - 2012 г. Сертификат семинара "Технология проведения дифференцированного логопедического массажа в структуре индивидуального занятия по коррекции дизартрии"

Награждения:

Почетная грамота Управления образования Конаковского района (2006г.)

Почетная грамота Главы Конаковского района (2012 г.)

Почетная грамота Главы Конаковского района (2014 г.)Педагогический стаж – 11лет. в МБДОУ детском саду № 10;

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Уважаемые родители!!!

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже или в парке. Всегда можно совместить «приятное с полезным»: попросите повторить за вами слова или предложения со звуками, которые ваш ребёнок научился произносить правильно. И тогда приобретенный навык не потеряется за время летних каникул, а минуты, которые вы провели вместе, играя, запомнятся и вам и вашему ребёнку.

Игра «Слоговые дорожки».

Цель игры :

1. Автоматизация звука в слогах различной слоговой структуры (СГ, ГС, ГСГ);

2. Развитие мелкой моторики.

Оборудование : песочница.

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке круги пальчиком, проговаривая заданные слоги или слова.

Игра «Шишка».

Цель игры

2. Развитие мелкой моторики.

Оборудование

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят на скамейке.

Игра «Заборчик».

Цель игры

2.Развитие мелкой моторики;

Оборудование : цветные мелки.

Ход игры : Ребёнок рисует на асфальте вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов или слов.

Игра «Счеты»

Цель игры :

2.Развитие мелкой моторики;

Оборудование : камешки.

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок повторяет за взрослым слова и одновременно перекладывает камешки слева - направо.

Игра «Дорожки».

Цель игры : 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие мелкой моторики;

3.Развитие графических навыков.

Оборудование : песочница.

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным проговариванием слов.

Игра «Горка».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

3.Развитие мелкой моторики;

Оборудование : песочница.

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок выбирает из лежащих или наполовину закопанными в песке игрушек игрушку с заданным звуком и, набрав песок в ладошку, засыпает её, произнося название игрушки.

Игра «Художник».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

3.Развитие графических навыков.

Оборудование : цветные мелки.

Ход игры

Игра «Бусы».

Цель игры

2.Развитие мелкой моторики.

Оборудование : бусы.

Ход игры

Игра «Волшебная веревочка».

Цель игры

2.Развитие мелкой моторики.

Оборудование : верёвочка или ленточка.

Ход игры

Игра «Улиточка».

Цель игры

2. Развитиемелкой моторики;

Оборудование : рисунок улитки.

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок проговаривает предложения, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.

Игра «Лабиринт».

Цель игры : 1.Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;

2. Развитие мелкой моторики;

3.Развитие зрительной координации.

Оборудование

Ход игры : По нарисованному лабиринту ребёнок проводит дорожку мелом, проговаривая предложения, чистоговорки.

Размещенная информация с сайтов

https://www.sites.google.com›site/mdou340/plany-…

Логопедия sovet y- logoped a-0











Пальчиковая гимнастика для дошкольников: советы заботливым родителям

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.Сухомлинский.

Значение пальчиковой гимнастики трудно переоценить. Она способствует комплексному и всестороннему развитию ребёнка. Массаж зон, расположенных на руках, стимулирует речевые центры, тренирует ловкость, развивает подвижность, творческие способности. Подобные игры помогают снимать нервное напряжение, стресс.

Дети, с которыми регулярно занимались пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, отличаются хорошей памятью.

Нужно уделять внимание и правой и левой руке в равной степени, только так мозг будет развиваться гармонично. Связь рук и полушарий зеркальная, то есть правая рука связана с левым полушарием, а левая с правым. Воздействуя на моторные зоны всего головного мозга можно обеспечить развитие и творческого правого и мыслительного левого полушария.

Когда начинать?

Наибольшую пользу пальчиковая гимнастика для детей приносит в период с рождения примерно до трёх лет.

В первые годы жизни идёт интенсивное формирование речи, поэтому заниматься можно с самого рождения.

Каждый раз, когда взрослый прикасается к ладони ребёнка, играет с его пальчиками, сгибает, разгибает суставы, в мозг идёт импульс, который стимулирует речевые центры.

Пальчиковая гимнастика для новорожденных – это обычныепоглаживания ладошек,растирание, мягкие массажные движения. Ещё один удобный вариант пальчиковой гимнастики – воздействие на руки предметами, различными по фактуре. Для этих целей подходит практически всё что угодно: шарики из фольги, шишки, резиновые мячи с шипами, катушки от ниток, грецкие орехи и многое другое.

Предмет вкладывается между ладонями и можно приступать – катать туда-сюда в различных направлениях, совершать круговые движения ладоней между собой, зажимать предметы пальцами.

Какие упражнения выбирать?

Сложность упражнений для пальчиковой гимнастики зависит от возраста ребёнка, с которым планируется провести занятие.

Пальчиковая гимнастика для малышей, конечно же, будет отличаться от пальчиковой гимнастики для старших дошкольников.

Усложняются как отдельные элементы упражнений, так и стихи или текст, который идёт в сопровождении, используются комплексы упражнений.

Для детей до трёх лет подходят простые занятия, основанные на массаже пальчиков, ладоней. Например, упражнение, в котором взрослый мягко нажимает на подушечки пальцев малыша:

«Этот пальчик – мой дедушка,

Этот пальчик – моя бабушка,

Этот пальчик – мой папа,

Этот пальчик – моя мама,

А этот пальчик – я!

У меня большая семья!».

Пальчиковая гимнастика в средней группе детского сада может быть дополнена новыми элементами. Кроме стишков, потешек, можно добавить игровую деятельность с мелкими предметами (в принципе, это можно делать и ранее, но не терять при этом бдительности – маленькие дети очень быстро могут засунуть что-то в нос, рот, уши).

Чем старше ребёнок, тем проще ему уловить сказанное. Несмотря на это, не нужно стремиться давать дошкольникам какие-то сложные задания.

Пальчиковая гимнастика в старшей группе – это всё ещё занятия с маленькими детьми. Поэтому лучше выбирать простые и интересные варианты стихов, потешек, игр. Старшим деткам можно предлагать несколько коротких упражнений подряд, комбинировать различные виды деятельности между собой. Главные показатели того, что задания для гимнастики подобраны правильно – детям интересно, они с удовольствием выполняют все предложенные упражнения.

Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе детского сада – это уже своего рода небольшие театрализованные представления на ладошке. В основе игр хорошо знакомые, простые истории, действия.

И напоследок несколько правил , которые помогут сделать занятия приятными как для родителя, так и для ребёнка:

Ø приступая к играм, убедитесь, что ваши руки достаточно тёплые;

Ø убедитесь, что текст и техника выполнения игры усвоена вами и только потом предлагайте её ребёнку;

Ø выполняя упражнения, работайте не только руками, но и лицом – правильная мимика поможет заинтересовать ребёнка;

Ø выбирайте упражнения для пальчиковой гимнастики в соответствии с возрастом детей.

Говорить о пользе занятий можно бесконечно. В детских ручках, в крохотных пальчиках скрыт огромный потенциал, проявить и развить который под силу родителям, воспитателям, педагогам. Именно поэтому необходима пальчиковая гимнастика в детском саду, дома. Так просто уделить малышу пять минут внимания, и получить взамен безграничную радость от новых успехов в развитии.

Предлагаю вниманию родителей игровые упражнения для развития пальцев рук. Эти упражнения сопровождаются небольшими сихотворениями, которые облегчают порядок выполнения движений, заинтересовывают детей.


Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Учить детей перекатывать пальцами одной руки
или между двух ладоней шестигранный карандаш.


Раз - кружок, два - кружок,
Раз – шажок, два - шажок,
Наши пальчики шагают,
На кружочки наступают.
(поочередно нажимать
каждым пальцем на кружок)
Ходят пальчики опять.
От мизинца - до большого,
А потом к мизинцу снова.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будут пальцы отдыхать


«Колючий еж».
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его,
дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек".
Можно катать стопой по полу, заменив "ладошки"
на "ножки", делать массаж тела,
называя все соответственно)




Ручки в зеркало глядят,
(на ребро друг к другу)
Ручки пальчикам велят:
Загибайтесь, выпрямляйтесь
(сжать, выпрямить)
Вместе в горстку собирайтесь.
(пальцы соединить в горстку)
Разбегитесь, распрямитесь
(пальцы в разные стороны)
В кулачок теперь сомкнитесь.
(в кулак)
Кулачок на кулачок
(кулак на кулак)
И ладошки на бочок.
А теперь лежат ладошки
(ладошки вниз)
Отдохнут они немножко.
На бочок. Опять на стол
(на ребро, ладошками вниз)



Ладошки лежат тыльной стороной вниз.
Это ручка правая,
(открываем ладошку – в ладошке шарик)
Это ручка левая.
(то же самое)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю.
(сгибаем и разгибаем ладошки с мячом)
Будет сильной правая,
(сжимаем ладошки в кулачки)
Будет сильной левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые!
(катаем ладошками шарики по столу).


«Я – художник». Рисуем на крупе.




В процессе автоматизации звуков многократное повторение одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться. Поэтому важно заинтересовать детей так, чтобы им самим захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к положительному результату. А использование игр делает этот процесс интересным, творческим, увлекательным, лишенным рутины и однообразия.

Многофункциональное пособие «Паровозик»

Пособие предназначено для детей 5-6 лет, которое можно использовать как на подгрупповых занятиях, так и в индивидуальной работе с ребенком.





Игра «Звуковые дорожки»

Данное пособие предназначено для автоматизации звуков в словах. Представляет собой листы - карточки с картинками на закрепляемый звук. В игру может играть как один ребенок, так и несколько детей.






Игра с поговорками «Поднимись на горку»


Игра «Веселая лесенка»

Представляет собой карточки с изображением лесенок и каким-то сюжетом. Внизу расставляются игрушки от киндер сюрприза (мы играем в динозавриков и смурфиков). Задание предлагается в зависимости от того, что изображено на карточке. Например, Динозаврики спешат в гости к смешарикам. Но чтобы дойти до смешариков им нужно подняться по лесенкам и правильно произнести слоги со звуком Ш. Первый динозаврик произносит слог ША. Ребенок берет игрушку, говорит слог и если правильно его произнес, то передвигает игрушку на ступеньку вверх. Аналогично с другими динозавриками на слоги ШО, ШУ, ШЭ.

Сюжет может быть разный, все зависит от вашей фантазии.




Пособие «ЧУДО-ДЕРЕВО»

Игра « Деревья»

Цели:

Активизировать словарь по теме: «Деревья»

Учить образовывать относительные прилагательные

Автоматизация звуков в словах и словосочетаниях

Развивать у детей умение определять пространственное направление: с лева справа; выше, ниже, вверху, внизу;

Учить согласовывать существительные с числительными.

Закреплять цвет.

Например, детям задается вопрос: «Отгадайте, с каких деревьев здесь спрятались листочки? (дуб, рябина, береза, клен)

А как называется лист клена? (дуба, березы и т.д.)

Посчитай, сколько на дереве кленовых листьев?

Один кленовый лист…. Два кленовых листа.. пять кленовых листьев. и т.д.

Игра «Фрукты»

Если цель - автоматизация звука [Р] в словосочетаниях, то ребенку предлагается задание: посчитай, сколько красных груш висит на дереве. Ребенок считает: одна красная груша, две красные груши и т.д.

Если это дифференциация звуков, например, [Р]-[Л], то считаем: одно красное яблоко, два красных яблока и т. д.

Если мы ставим цель формировать у детей умение считать на основе наглядности,

развивать у детей умение определять пространственное направление, то можно задать такие вопросы:

Посчитай, сколько яблок на дереве? Сколько груш? А чего больше, яблок или груш? Какая груша висит выше, желтая или зеленая?


Игры с прищепками.

Применяется на автоматизацию звуков в словосочетаниях и предложениях. Ребенок повторяет скороговорку, если произнес правильно, то прикрепляет прищепку к фигурке.

Сюжет можно придумать любой. Например, сегодня к нам в гости пришел ежик, у него беда, потерял свои иголочки. Давай поможем ежику. Произнеси правильно скороговорку со звуком [Р] и прикрепи прищепку-иголочку.





Для Вас, уважаемые родители.



Причины нарушений речи

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

Возможные причины:

Негативные факторы в период беременности и родов;

- «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;

Частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

Наследственные факторы;

Снижение слуха;

Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

Сосание пальца.

Социальные причины нарушения звукопроизношения

Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».

Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.

Если в семье «двуязычие», то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков не используют второй язык. Добавлю, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.

Отдельная история, когда родители начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но также утрачивает стимул для совершенствования собственной речи - ведь его речь и так нравится взрослым. В данном случае требуется помощь логопеда.

Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.

Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение, среда.

Что делать в таких случаях? Немедленно бежать к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным.

Речевое развитие ребенка на втором году жизни.

На втором году жизни ребенок приобретает равновесие при ходьбе и становится более подвижным. Развивается и мелкая моторика: малыш точно захватывает предметы, хорошо ест ложкой, переворачивает страницы книг, строит из кубиков башню. К концу второго года жизни он умеет ходить вверх и вниз по лестнице, залезать на большой стул, ударять ногой и рукой по мячу.

В этот период у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще самостоятельно употребляет осмысленные слова. В большинстве случаев это связано с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, появление матери, показ хорошо знакомой игрушки или предмета). Однако до полутора лет слова, произносимые ребенком, не всегда отражают реальное название предмета. Разные игрушки или предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи — говорение. Ребенок уже может по просьбе взрослого найти среди предметов знакомую ему игрушку, а к одному году и трем месяцам он в состоянии выполнять простые действия, несложные поручения.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. В соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение или звукоподражание (например, ребенок просит у матери машинку звукоподражанием би-би). Такие слова-предложения или звукоподражания в зависимости от ситуации могут выражать разные значения, и появляются они у детей в один год и два месяца - один год и шесть месяцев.

Со второй половины второго года жизни ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями (например: Мама, дай! и др.), а в один год и десять месяцев употребляет двух-, трехсловные предложения, но слова в них еще не связаны грамматически.

В полтора года активный словарь ребенка содержит примерно 50-70 слов, основная масса из них - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, наречия здесь и сейчас, прилагательные большой и маленький, реже - глаголы, личные местоимения. Количество слов, которыми пользуется ребенок, к концу второго года колеблется от 100 до 300 слов.

На втором году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у о, и; звуки э, ы могут заменять созвучием йэ. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми в артикуляционном отношении или искаженными звуками; твердые согласные т, д,с,з - мягкими. Наряду с неправильным артикулированием звуков отмечается упрощенное произношение слов, например укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: «ко» или «моко» вместо молоко, но слова в них еще не связаны грамматически - один год и шесть месяцев.

Речевое развитие на третьем году жизни.

На третьем году жизни ребенок уже хорошо сохраняет равновесие, когда стоит, ходит, когда ловит или бросает мяч. Малыш может ходить, держа предмет в одной руке. Дети этого возраста различают цвет, форму, величину и массу предмета, складывают разрезную картинку из двух частей. Мелкая моторика совершенствуется: ребенок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно есть.

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай - дает - не дам, киса - кису - кисе и т.д. Ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь - это основной способ познания мира, формирования мышления.

У ребенка на третьем году жизни возрастает потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: Где кошка?, Куда ты положил мяч? и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: Что это? Зачем? Куда? Когда? и т.п.

Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зеленый, круглый, длинный, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочиненных, а позже - сложно-подчиненных. Ребенок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые к концу третьего года легко справляются и с таким заданием. Ребенку на данном возрастном этапе становится доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые звукоподражательные слова: Му-у, молока кому? Кто это? и др. Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим, например сложные по артикуляции согласные звуки: ш, ж, т, щ, с, з, ц,л,р - они заменяют на более простые.

Речевое развитие ребенка на четвертом году жизни.

На четвертом году жизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она еще далека до совершенства.

Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это? Зачем? Для чего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объем словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощи и другие; а также слова-названия частей предметов. В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений, что описано в литературе как «детское словотворчество» (К.И. Чуковский «От двух до пяти»). Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, «копатка» вместо лопатка и т.д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему.

Показатель правильного развития детской речи - появление способности у ребенка после трех лет оценивать свое и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х, приближают к норме произношение твердых согласных с, з, ц; нередко в речи малышей появляются согласные ш, ж, г, щ, л, р.

Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком в несколько этапов. Так, например произношением звука ж ребенок овладевает не сразу, а сначала заменяет его на более легкие по артикуляции звуки: на д", потом на з", далее на з. Следовательно, в разные возрастные периоды слово жук будет звучать в детской речи как «дюк», «зюк», потом «зук» и, наконец, «жук». Но и после овладения правильным произношением звука ж ребенок будет еще какое-то время в связной речи по-прежнему заменять его на з, пока не овладеет стойким навыком произношения. А научившись правильно произносить ж в связной речи, ребенок начнет употреблять его вместо звука з, произнося «жуб» вместо зуб. В таких случаях родители должны помочь ребенку (см. раздел «Речевой материал для устранения недостатков речи»).

Постепенное усвоение звуковой системы языка свойственно всем без исключения детям и носит название «возрастное косноязычие» или «возрастная дислалия».

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приводим таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

0-1 год А, У, И, П, Б, М
1-2 года О, Н, Т", Д",Т, К, Г, Х, В, Ф
2-3 года Й, Л", Э, С"
3-4 года Ы, С, З, Ц
4-5 лет Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Р"

Речевое развитие ребенка на пятом году жизни.

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе.

В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребенка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.

У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твердых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш, р, р", л, л", например: Пара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть:

- четкой, неторопливой;

- доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

- грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Речь взрослых - образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

В то же время не следует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития. Так, если у ребенка первые слова появляются до одного года, от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев сформирована фраза, а от двух лет до двух лет и пяти месяцев он начинает говорить развернутыми фразами, ускоренным темпом, как бы «захлебываясь», то все это может повлечь за собой невротическую форму заикания. Такого малыша нельзя «перегружать» речевым общением, напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.

Главная роль в коррекции речи ребенка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.

Своевременная диагностика, а также коррекционно-педагогическое, медицинское воздействие на раннем этапе развития позволяют ребенку с психоречевыми нарушениями к 4-6-и годам приблизиться к возрастной норме по уровню общего и речевого развития.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

листопад
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

одуванчик
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

шторм в стакане
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:
- воздух набирать через нос
- плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,

одновременно постукивая пальцами по крыльям носа).

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф,

(низко наклониться, обхватив руками грудь –

свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!п-ф-ф-ф!

Вот веселая пчела

Детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок.

З -з-з! З-з-з!

Звук и взгляд направлять по тексту.

Пчёлку ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

(медленная ходьба, руки-крылья,

поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,

стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат

и деятельность головного мозга).

Игры дома в беседке и на даче

Уважаемые родители!!!

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже или в парке. Всегда можно совместить «приятное с полезным»: попросите повторить за вами слова или предложения со звуками, которые ваш ребёнок научился произносить правильно. И тогда приобретенный навык не потеряется за время летних каникул, а минуты, которые вы провели вместе, играя, запомнятся и вам и вашему ребёнку.

Игра «Слоговые дорожки».

Цель игры : 1. Автоматизация звука в слогах различной слоговой структуры (СГ, ГС, ГСГ);

2. Развитие мелкой моторики.

Оборудование : песочница.

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке круги пальчиком, проговаривая заданные слоги или слова .

Игра «Шишка».

Цель игры : 1. Автоматизация звука в слогах, словах;

2. Развитие мелкой моторики.

Оборудование : шишка (или шарик от пинг-понга, мячик).

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок произносит слоги или слова, перекладывая из руки в руку шишку или мячик.

Игра «Заборчик».

Цель игры : 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие мелкой моторики;

3.Развитие графических навыков.

Оборудование : цветные мелки.

Ход игры : Ребёнок рисует на асфальте вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов или слов.

Игра «Счеты»

Цель игры : 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие мелкой моторики;

3.Развитие тактильного восприятия.

Оборудование : камешки.

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок повторяет за логопедом слова и одновременно перекладывает камешки слева - направо.

Игра «Дорожки».

Цель игры : 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие мелкой моторики;

3.Развитие графических навыков.

Оборудование : песочница.

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным проговариванием слов.

Игра «Горка».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие фонематического анализа;

3.Развитие мелкой моторики;

4.Развитие тактильного восприятия.

Оборудование : песочница.

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок выбирает из лежащих или наполовину закопанными в песке игрушек игрушку с заданным звуком и, набрав песок в ладошку, засыпает её, произнося название игрушки.

Игра «Художник».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах;

2.Развитие зрительно-моторной координации;

3.Развитие графических навыков.

Оборудование : цветные мелки.

Ход игры : взрослый предлагает ребёнку заштриховать нарисованные на асфальте фигуры в заданном направлении. Ребёнок заштриховывает фигуру, повторяя за взрослым слова.

Игра «Бусы».

Цель игры : 1.Автоматизация звука в слогах или словах;

2.Развитие мелкой моторики.

Оборудование : бусы.

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок перебирает крупные бусины, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Игра «Волшебная веревочка».

Цель игры : 1.Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;

2.Развитие мелкой моторики.

Оборудование : верёвочка или ленточка.

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок наматывает верёвочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Игра «Улиточка».

Цель игры : 1.Автоматизация звука в предложениях;

2. Развитие мелкой моторики;

3.Развитие зрительной координации.

Оборудование : рисунок улитки.

Ход игры : взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок проговаривает предложения, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.

Игра «Лабиринт».

Цель игры : 1.Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;

2. Развитие мелкой моторики;

3.Развитие зрительной координации.

Оборудование : нарисованный на асфальте лабиринт, цветные мелки.

Ход игры : По нарисованному лабиринту ребёнок проводит дорожку мелом, проговаривая предложения, чистоговорки.

Самойлова Светлана
Советы логопеда родителям дошкольников

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься.

Помните, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с ребёнком.

С детьми, имеющими отклонения в развитии необходимо заниматься каждый день.

Не переутомляйте ребёнка! Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Через 15 – 20 минут внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Отложите занятие, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

Не перегружайте информацией! Разбейте блок игр и упражнений на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха – во второй половине дня.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, при изучении темы «Фрукты» , покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. Не употребляйте слово «неправильно» ! Не «сюсюкайтесь» !

Поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

Желаем Вам успехов в занятиях, радости в общении!

Публикации по теме:

«Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?» Советы родителям Упрямство и капризы особенно характерны для детей дошкольного возраста и доставляют массу неприятностей, как родителям, так и воспитателям.

«Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда». Жесткова В. Ф. - учитель-логопед высшей квалификационной категории МОУ детского сада № 90 г. Волгограда. Аннотация. В статье определена.

Полезные советы родителям Говорят, родителей не выбирают, Ну а я бы выбрала своих. Даже не могу себе представить, Как бы я жила без них двоих. Цель: формирование.

Советы логопеда родителям детей младшей группы Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального.

Советы логопеда родителям «Речевые упражнения для дошкольников, которые способствуют успешному овладению родным языком» В какие речевые игры родители могут поиграть с ребенком по дороге из детского садика, в машине, дома? Ведь известно, что к моменту поступления.

Советы от логопеда родителям детей от 2 до 4 лет Многим известно, что обычно логопед начинает заниматься с детьми после пяти лет. Именно в этом возрасте у ребёнка заканчивает формироваться.

Советы психолога родителям дошкольников Советы родителям дошкольников Время летит крайне быстро, и скоро ваш ребенок станет первоклассником. Готов ли он к школе? Какой объем знаний.

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

И это закономерно. Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движение пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы, ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, — это предметно-развивающая среда.

В речевой группе на свободном доступе должно находиться много игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними.

Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик можно предложить:

  • Мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
  • Пробки от пластмассовых бутылок красные, синие, зеленые – для звукового анализа. Всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов, просверленные посередине – для нанизывания бус;
  • Веревки капроновые плетеные – для завязывания узлов и уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
  • Кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
  • Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
  • Щетки для волос, аппликатор Кузнецова, коврики типа «травка» — для массажа и самомассажа ладоней;
  • Клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • Кастаньеты – для отстукивания ритмов;
  • Шаблоны по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • Игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами;
  • Игрушки из «киндер — сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
  • «Сухие бассейны» — емкости, наполненные горохом или фасолью, — для самомассажа кистей;
  • Грецкие орехи – для самомассажа кистей;
  • Игры типа «китайских шаров».

Часть этого материала может находиться в кабинете логопеда, но логопед использует его для организации движений, сочетаемых с речью.

Движения, сочетаемые с речью

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Весь материал, в котором предполагаются движения лучше давать в стихах, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект. Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

1.​ Массаж ладоней щеткой для волос, аппликатором Кузнецова.

2.​ Самомассаж подушечек пальцев.

3.​ Самомассаж фаланг пальцев. Порядок движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

4.​ Массаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо – влево.

5.​ «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускают, и он со стуком падает вниз.

6.​ «Китайские шары». Каждому ребенку даем по паре каучуковых мячиков или грецких орехов. Дети кладут их в одну руку и стараются обвести один мяч вокруг другого.

7.​ Эспандеры. Даем каждому ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца.

8.​ Соединение одноименных пальцев.

9.​ «Колечки». Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца. Затем смена рук.

10.​ Прищепки. Бельевой прищепкой поочередно кусаем ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно.

11.​ «Тесто». Дети запускают руки в «сухой бассейн» и имитируют замешивание теста.

Игры с мячами

Игры с мячом необоснованно мало используются в работе логопеда, между тем это прекрасный инструмент в коррекционной практике. Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую, а также глазомер, ловкость и быстроту реакции.

Кинезиологические упражнения

В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения:

  1. Кулак – ладонь.
  2. «Оладушки».
  3. Поочередное соединение всех пальцев с большим пальцем.
  4. Кулак – ребро – ладонь.

«Пальчики играют».

Описание игры. Учитель – логопед рассказывает детям сказку, а они показывают ее персонажей руками, не произнося ни слова.

Цель: развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики пальцев рук.

Описание игры. Учитель – логопед предлагает ребенку придумать и создать узор, продевая шнурок в дырочки.

«Расскажи сказку пальчиками».

Цель: совершенствование кинестетического навыка.

Описание игры. Ребенок рассказывает сказку и одновременно выполняет манипуляции пальцами, изображая того персонажа, о котором говорит (фото).

«Собери картинку».

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Описание игры. Ребенок из отдельно взятых частей составляет целое изображение.

«Весёлые автомобилисты».

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Описание игры. Ребенок наматывает на карандаш верёвочку, привязанную к машинке, таким образом заставляя её подъехать к себе.

Игра «Волшебный шнурочек».

Цель: закрепление лексических тем.

Описание игры. Ребенок называет слова – предметы по определенным лексическим темам, одновременно нанизывая на шнурок, вырезанные из кожи круги.