Случилось так,что нам со средним сыном довелось поменять 3 школы!

Учителям не нравилась его медлительность)

Сегодня мы поговорим о том,что делать,когда учителя говорят,что ваш ребенок не развит…или плохо учится,плохо понимает учителей.

Это вообще очень частая ситуация и родители обычно теряются,не знают что делать.

Типовое ошибочное поведение родителей: они начинают либо ругать ребенка,наказывать его как-то,заставлять его учиться,или наоборот начинают конфликтовать с учителями.

И то и другое делать не нужно!!! Это только ухудшает ситуацию!

Что же нужно делать?!

Я вам расскажу пошаговый план,чтобы проверить какие причины могут быть.

О чем говорит эта ситуация? О том,что ребенок,в данный момент не вписывается в некоторую школьную систему,т.е. что-то не так,что-то нарушилось!

Для самого ребенка эта ситуация тяжелая,он не очень понимает,что от него требуют.

И здесь нужно ему помочь.

Чтобы ему помочь,нужно последовательно проверить следующие 5 причин,по которым ребенок начал сильно отставать!

1 причина-самая распространенная

Это стресс,сейчас есть некоторый перебор в школьной программе.

Во первых предметов много и по некоторым предметам задают очень много заданий.

А из-за того,что домашку дают на разных предметах,то реально идет самый натуральный перегруз.

Ребенок сначала занимается в школе,приходя домой он не может отдохнуть и на него еще ложится нагрузка в виде домашних заданий.

Не успевая ни отдохнуть,ни сделать задания у ребенка начинается стресс!

И теперь важный момент,если человек в стрессе (не только ребенок) у него отключается интеллект!

В этот момент ребенок реально перестает соображать что написано.

В подобной ситуации нужно помочь ребенку душевно,т.е. не делать за него уроки,потому что его образование тогда будет бессмысленным,а вот душевно поддержать,сесть вместе с ним, сделать задание,сказав,что мы никуда не торопимся, и вы ему просто объясняете условия и следите за тем, как он сам находит ответ!

2 причина

Ребенок заболел или пропустил. И он приходит в класс и не понимает,что сейчас проходят.

В данном случае,дети начинают очень сильно переживать,учитель что-то говорит,а они не понимают,и не знают к кому обратиться.

Получается что ваш ребенок что-то не понимает,а его еще наказывают оценками.

Здесь нужно быть очень внимательными и просто поговорить,не устраивая допрос) а о чем сегодня говорили в школе?а что было на уроке? А что было интересного?

Если ребенок все отвечает,значит причина не в этом,но иногда бывает,что он говорит, а я не помню или я не понял. Тогда нужно обратить внимание и помочь ему!

3 причина-сложная

Конфликт в школе с другими детьми.

Здесь нужно очень и очень внимательно подойти к этому вопросу потому,что как только у вашего ребенка начинается серьезный конфликт с другими детьми,не важно чем он вызван,но как правило ребенок находится в таком сильном,эмоциональном состоянии,либо в агрессии,либо наоборот в страхе,что он про учебу просто забывает,он не способен учиться.

Нужно понять суть конфликта,помочь ему продолжать учиться и как можно бережнее к нему отнестись.

Даже можно позволить ребенку не учиться некоторое время,если идет какой-то сильный конфликт!

4 причина

Не любимые предметы.

Естественно предметов много и по разным причинам они могут не нравиться ребенку.

Либо предмет сам по себе скучный,либо преподаватель очень плохо его подает.

А бывает,что у ребенка отсутствует интерес именно к этому предмету.

И если таких предметов один или два,то в этом случае это нужно принять как должно,заставлять бессмысленно-это только вы испортите отношение с ребенком.

Просто смирится с тем,что по какому-то предмету у ребенка будут не очень хорошие оценки!


5 причина

Конфликт с преподавателем.

В чем причина любого конфликта? Учитель тоже человек и у него может быть различное настроение.

И в какой-то момент,преподаватель находясь не в очень хорошем настроении,как-то оскорбил прилюдно ученика или группу студентов.

А преподаватель начинает в свою очередь показывать кто здесь главный,соответственно снижать оценки,писать заметки в дневнике и тд.

Здесь очень тонкая ситуация. Нужно как можно быстрее их развести,как говориться «давайте забудем», посчитать,ну бывает.

Такая случайность,никто не виноват. Ни в коем случае не обвинять учителя,он тоже человек и подвержен нервным срывам,тем более в школе)

Вам,как родителю нужно идти и разговаривать с этим преподавателем,что ребенок переживает.

А ребенку говорить,что вы его понимаете,да такое бывает и сказать,что и во взрослой жизни такое бывает,люди конфликтуют.

Такая ситуация, для вашего ребенка будет некоторым жизненным уроком,если все правильно разрулить и рассказать ему!

Итог,что же делать когда вам на школьном собрании говорят или вызывают в школу и говорят,что ваш ребенок плохо учится- попробуйте проверить все эти 5 причин и помочь ребенку справится!

В моей жизни были все эти 5 моментов,не легко детским плечам нести такой груз,на то мы и родители,чтобы помогать нашим детям!

Что делать, если ваш ребенок не объект травли, а ее участник или инициатор?

Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://www.bbc.com/news/education-24963971
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь:

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Неделя анти-буллинга посвящена осуждению тех, кто травит окружающих и поддержке жертв буллинга, но что если у вас на руках доказательства того, что для вашего ребенка жестокость по отношению к сверстникам — норма жизни?

Нет, спасибо. Мне жаль, но мы решили что больше не хотим, чтобы Зоуи играла с вашей дочкой.

Шок, стыд и чувство отрицания захлестнули нас с головой в тот момент, когда мама лучшей подружки нашей трехлетней дочери вежливо, но однозначно высказалась против того, чтобы девочки продолжали играть вместе.

Девочки дружили с тех пор как были совсем крошечными, но наша дочка росла более крупной и сильной и со временем начала задирать свою подружку и распускать руки, и вот ее мама решила что это нужно прекратить раз и навсегда.

Поведение нашей девочки не редкость среди трехлеток, но мы, как родители, начиная с этого момента были вынуждены тратить немало сил, чтобы убедить ее не использовать в качестве аргумента в споре кулаки, и помочь ей избежать клейма «агрессора».

Опрос более чем 1000 граждан Великобритании, проведенный в Неделю анти-буллинга показал, что около трети из них подозревают своего сына или дочь в том, что они занимаются травлей.

Еще 6% точно знают что их ребенок занимается кибер-буллингом.
Anti-Bullying Alliance определяет буллинг как повторяющиеся регулярно насильственные действия. Ситуация, в которой крупная трехлетка раз за разом поколачивала свою маленькую подружку вполне под него подпадает.

Девочки ходили в разные детские сады, поэтому мы без особых проблем смогли их разлучить и двинуться дальше.

Но дети растут, и с травлей становится все труднее бороться, особенно если они уже пошли в школу и научились пользовать интернетом.

Десятилетняя дочка Билла, Мелани, большая любительница домашних питомцев, начала играть в онлайн-игру о животных вместе с группой сверстников со схожими интересами, живущих по соседству. Игра была направлена на то, чтобы дать детям возможность почувствовать, каково это — иметь зверушку. Идея показалась родителям вполне мирной, так что они ничего не имели против.

По словам Билла, он был просто раздавлен тем, что в итоге произошло.

Один из родителей сообщил Биллу, что его маленькая девочка угрожает убить виртуального питомца другого участника игры, который был немного младше ее. Каждый раз как жертва вступала в игру, ее засыпало сообщениями, основной темой которых был лозунг «Кляксик должен умереть».

Испытание для родителей

Билл говорит, что его дочка не была непосредственным зачинщиком, но пошла на поводу у группы.

Я был просто сбит с ног этой информацией — вспоминает он

Это не имело ничего общего с тем, как мы воспитывали дочку, и совсем не то, как по моему мнению, она могла бы повести себя в подобной ситуации.

Мелани заставили извиниться и запретили в течении месяца пользоваться компьютером.

Жустин Робертс, исполнительный директор родительского портала Mumsnet, считает интернет «непростым испытанием для родителей», но считает что совет для тех, чей ребенок начинает травить окружающих, может быть только один, независимо от ситуации.

Никому не хочется знать, что ваш ребенок может быть зачинщиком травли, но если все уже случилось — вам остается только противостоять этому.

Вот что говорят об этом пользователи Mumsnet:

Не всегда «во всем виноват другой ребенок». Может так случится, что именно ваш сын или дочка будет травить одноклассника. Если вы об этом узнали — нужно действовать быстро. Такое поведение совершенно неприемлемо, и будет лучше если вы однозначно дадите своему ребенку это понять.

Признать, искупить, извиниться. Ребенок должен понять, что произошло, почувствовать, что причинил боль и вред и искренне попросить прощения.

Но не все родители готовы признать, что их ребенок может заниматься буллингом.

Виктимизация

Учительница начальной школы, пожелавшая остаться анонимной, рассказала, что была шокирована реакцией родителей, чьи сыновья травили других мальчиков.

Вместо того, чтобы помочь малышу, который упал, ударился головой и плакал, группа 11-леток издевались над ним и не давали ему вернуться в класс. Все это было направлено на то, чтобы задеть брата малыша — необщительного и молчаливого мальчика, их ровесника.

В письмах домой учительница описала поведение детей как крайне возмутительное и совершенно неприемлемое и попросила родителей как можно скорее принять меры в сотрудничестве со школой.

Они просто не могли смириться с тем, что их дети повели себя подобным образом, не смотря на свидетельства очевидцев, слова дежурных по двору и не смотря на то, что их дети все признали и извинились перед жертвами.

Только один родитель согласился работать со мной. Остальные отрицали очевидное, отказывались верить доказательствам, стыдили меня за то, что я притесняю их детей и еще около полутора лет избегали маму, которая приняла решение работать с поведением своего ребенка.

Слышать что твой ребенок может травить кого-то — тяжкое испытание. Здесь эмоции по-настоящему зашкаливают.

Естественное желание любого родителя — защитить ребенка, и реакция «разъяренных родителей» в этом случае была по крайней мере естественной. Но в то же время они подкрепили проступки своих детей, не смотря на то что те, казалось, все осознали и извинились. Это на годы отравило атмосферу в классе.

Профессор Варвикского университета Дитер Волке, эксперт в области психологии детской травли, говорит о том, что агрессоры чаще всего делятся на две группы: «чистый агрессор» и «агрессор-жертва». По его словам «чистые агрессоры» обычно очень хорошо прочитывают социальные ситуации, вежливы и милы со взрослыми и популярны среди сверстников.

На контрасте с этим «агрессоры-жертвы» часто плохо себя контролируют, легко теряют самообладание и ведут себя агрессивно.

Чистый агрессор будет контролировать и вести дело, а грязная работа останется для агрессоров-жертв — говорит профессор Волке.

Таким образом, родители агрессоров — жертв замечают и противостоят неправильному поведению своего ребенка, родители же чистых агрессоров не видят никакого повода для беспокойства и отрицают проблему.

Некоторые родители — говорит профессор Волке — сами склонны к издевательством и считают их нормой жизни, таким образом подкрепляя поведение собственных детей.

Плохая новость в том, что частота проявлений «чистого насилия» по-настоящему снижается только ближе к концу юношеского возраста. У молодых взрослых эти показатели равны приблизительно 10% среди мальчиков и 8% среди девочек.

Хорошая новость, по результатам того же исследования, гласит что частота эпизодов всех видов травли начинает снижаться уже к концу подросткового возраста — также как падает и число жертв.

Люк Робертс, представитель Anti-Bullying Alliance, говорит, что очень важно, чтобы агрессоры осознавали что дало старт их поведению.

Спросите их, что такого смог сделать этот человек, как он смог задеть тебя настолько, что ты решил, что такой ответ допустим.

Процесс затягивается

Мистер Робертс говорит, что стоит агрессору почувствовать власть над своей жертвой, как поведение может войти в привычку. Он также выступает за как можно скорейшие извинения в качестве лучшего и наиболее эффективного способа справиться с травлей в долгосрочной перспективе.

Билл считает, что твердая и однозначная реакция со стороны взрослых смогла остановить Мелани и ее друзей и свела к минимуму возможность повторения подобной ситуации.

Еще один родитель, приславший анонимное сообщение на Mumsnet, пишет что была «просто шокирована» тем, что рассказывали в школе о поведении ее дочери.

Она принадлежала к компании девочек, одна из которых постоянно подвергалась травле: у нее отбирали личные вещи, игнорировали и унижали.

Школа смогла справиться ситуацией, мы в свою очередь еще раз подтвердили дома что такое поведение считается неприемлемым.

Несколько дней она, казалось, была не в своей тарелке, как и все агрессоры в этой группе, но спустя неделю агрессоры и жертва помирились, все снова были друзьями.

Что касается моей дочки, сейчас она уже выросла, и в ее поведении нет даже намека на то, что когда-то она могла подвергнуть кого-то травле.Что к

О. Е. Грибова

Книга для тех, кому это интересно

М., Айрис пресс, 2004

Эта пособие адресовано родителям воспитателям логопедам и всем тем кого интересует как развивается речь ребенка в раннем возрасте. В книге представлена система интересных и полезных занятий направленных на преодоление задержки темпов речевого развития ребенка. Кроме того в пособии содержатся ответы на волнующие каждого родителя вопросы: «Каковы признаки благополучного и неблагополучного развития речи ребенка?», «Что делать, если малыш никак не перейдет от лепета к словам?», «Как помочь ребенку если его речь развивается с задержкой?»

Как формируется речь............................................................................................................. 13

Признаки благополучного развития речи у ребенка..................................................... 16

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка................................................. 16

Почему у ребенка речь формируется с задержкой?........................................................ 18

Занятия надо начинать как можно раньше......................................................................... 22

Как помочь ребенку................................................................................................................. 24

Как работать с книгой....................................................................................................... 44


Эта книга адресована прежде всего, родителям имеющим детей в возрасте 2-3 лет с проблемами развития речи при нормальном физическом слухе и нормальном развитии двигательной сферы.

В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать, что-то неладное. Сверстники ребенка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать? Конечно, не слушать советов доброхотов подождать, пока само собой наладится. Нет! Нужно посоветоваться со специалистом. Логопед расскажет вам, что нужно делать, как заниматься с вашей крохой. А если в вашем городе или районе нет специалиста, что делать тогда? Тогда мы попробуем помочь вам и вашему ребенку. Прочитайте эту книгу и попробуйте следовать нашим советам.

Обратите внимание на выделенный в рамочке словарь терминов, который поможет вам лучше разобраться в содержании книги. Специальным шрифтом выделены основные правила поведения в процессе общения с ребенком. Значком é обозначается начало каждого нового этапа в работе с ребенком. Эти этапы даются в жесткой последовательности, которую нельзя нарушать. Переходить на следующий этап можно только после того, как освоен материал предыдущего.

Книга не заменит консультации и занятий со специалистом.

Диагноз - не приговор, диагноз - успешный старт

на пути к воспитанию полноценной речи.

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. В то же время в России отмечается недостаток подготовленных специалистов - логопедов. Как же быть детям, которым недоступна логопедическая помощь?

Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи - от 1 года до 5 лет. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Давайте попробуем помочь ребенку вместе.

В данном пособии описывается система работы с детьми, у которых отмечается задержка темпов речевого развития функционального или органического характера, вызванная различными факторами.

Задержка темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлена неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребенка. Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребенка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте. Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых отклонений в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов или с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать желательные поведенческие проявления и «затормаживать» нежелательные. Родители не должны пытаться подменить специалиста, дублировать его занятия. У родителей достаточно специфических «родительских» средств воздействия на ребенка, которые эффективны, если применять их осознанно, в нужное время и на нужном этапе.

Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками функционирования или строения речевого аппарата. Преодоление их требует специально организованной коррекционной работы. Но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной.

Словарь для справок

Коррекция - исправление, например, коррекция речевых дефектов, коррекция зрения и др.

Ранняя коррекция - система педагогических мероприятий по нормализации психического и физического развития ребенка, проводимая в период раннего детства (до 3 лет).

Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер.

В предлагаемой вашему вниманию работе представлен первый этап формирования речевой деятельности у детей, имеющих лепетную речь.

Это дети раннего возраста (от рождения до трех лет).

Это дети после 3 лет, имеющие грубое речевое недоразвитие, которых иногда называют «безречевые дети». Данный термин не совсем корректен, поскольку дети, относящиеся к данной группе, могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты. Некоторые из них довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный речевой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т.е. отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя свое неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков.

Словарь для справок

Лепетные слова - слова состоящие из одного-трех одинаковых слогов, например баба па (палка), ляля (кукла) и т.п. Употребление лепетных слов характерно для детей первого года жизни (см. табл. на с. 13).

Звукоподражания - слова построенные на основе подражания природному звучанию предмета, например, мяу (кошка), пи пи (мышка), би би (машина) и др. Подобные звукоподражания характерны для речи детей на начальных этапах становления речи (примерно до 1,5-2 лет).


Вокализации - протяжное произнесение гласных звуков или мычание с различной интонацией. В норме развития используется только в младенческом возрасте (до 1 года).

В любом случае эти дети характеризуются следующим образом: «Все понимает, но не говорит».

В предлагаемой методике мы следуем онтогенетическому принципу. Развитие речи подчиняется универсальным законам и проходит определенные этапы в жесткой последовательности. Следовательно, при организации коррекционной работы необходимо смоделировать эти этапы и скорригировать сформированные механизмы, определяющие развитие речи ребенка на каждом из этих этапов.

Обратите внимание на значок é, который указывает на переход от одного этапа работы к другому.

Предлагаемые методы формирования речевой деятельности не приложимы к коррекции речи детей с нарушением слуха и детским церебральным параличом. Для детей этих групп предлагаемую систему работы необходимо модифицировать адекватно возможностям детей.


Уважаемые коллеги!

Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы, которые как бы повторяют ход формирования речи в норме:

I этап - развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитативных способностей;

II этап - расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;



III этап - развитие диалогической и монологической форм речи.

В соответствии с онтогенетическим принципов эти этапы находятся в иерархической структуре. Они реализуются последовательно. Однако на каждом из этих этапов одновременно решается целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных на каждом из этапов. Остальные рассматриваются в виде текущих.

Основные задачи

Как формируется речь


Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

Словарь для справок

Фонематическое восприятие - способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребенка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.

Моторика артикуляционного аппарата - возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого неба и др.) в полном объеме, с достаточной силой, точностью и скоростью.

Зрительный гнозис - возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.



Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи (см. признаки неблагополучия), а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ отречи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают - ставят в угол. Но это приводит только к одному, со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.

Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка утебя в руках?» и пр. Онмычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.

Как помочь ребенку


Возможность наблюдать за ребенком на протяжении ряда лет, вовремя начать коррекцию отклонений в речи ребенка, умение влиять на ход развития речи в предметно-практической и игровой деятельности ребенка, может быть реализовано теми лицами, которые постоянно взаимодействуют с ним родителями ребенка, воспитателями детского сада, гувернерами и др.

Естественно, что коррекционное воздействие должно отличаться от тех приемов и методов, которые обычно используются мамами для стимуляции речевого общения, и носить специфический характер. Успешность коррекции в большой степени зависит от уровня взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей. Именно родители и воспитатели детских яслей и садов осуществляют процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях. Еще более возрастает роль родителей и воспитателей в тех случаях, когда отсутствует логопедическая помощь.

Коррекционная работа требует много знаний и определенных навыков. Поэтому будьте внимательны, выполняйте все наши инструкции в строгом соответствии с написанным. Если что-то сразу не получается, посоветуйтесь со специалистом или внимательно перечитайте книгу. Каждый из этапов работы отмечен значком é. Не торопитесь перепрыгивать с этапа на этап. Все этапы являются строго обязательными в представленном порядке. Нам сложно определить, сколько времени потребуется для занятий на каждом из этапов. Продолжительность ежедневных занятий и общая продолжительность работы определяются индивидуально в соответствии с возможностями детей.

Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим начатки лепетной речи являются:

развитие мотивационной основы речевой деятельности,

формирование имитативных способностей.

Словарь для справок

Мотивация - побудительная причина, повод к какому-либо действию, поступку.

Имитация - подражание способности воспроизводить речь.

В норме, как мы уже говорили, речь ребенка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. При этом постепенно происходит «подгонка» детского языка к языку взрослого на основе неосознанного языкового анализа, синтеза и способности к лингвистическим обобщениям.

Таким образом в ходе коррекционной работы прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.

Попробуйте сделать следующее

Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Создайте интимную, доверительную обстановку, говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.

Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Вы можете выбрать любую совместную деятельность, лучше доступную и интересную для ребенка игру.


Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би-би» или «Ту-ту».


é

Пытайтесь установить словесный контакт с сыном. В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», - с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним! Разумеется, что вопрос можно несколько изменять, например: «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет синяя машина, как она гудит?» и пр.

Можно переходить к реализации следующей задачи - формированию навыка эхолалии - отраженной речи. Для этого взрослый (мама, папа, бабушка, воспитатель яслей, в общем тот, кто занимается воспитанием ребенка) должен организовать специальное общение с ребенком в процессе совместной предметной деятельности или игры.

Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»!

Рассмотрим поподробнее приемы вызывания отраженной речи - имитации речи взрослого ребенком.

Взрослый (педагог) отбирает для имитации простые по звукослоговому составу 5-10 слов, названий окружающих предметов, например, одежды, игрушек, посуды, еды (1-2 группы), того, что ребенок любит больше всего. Для совсем маленьких детей можно использовать имена близких людей. При этом взрослый говорит на так называемом «нянькином» языке, в котором слова упрощены до лепета, много звукоподражаний, типа, мышь - пи пи кошка - мяу или киса и др.

Представим, что ребенок любит гулять (дело происходит зимой) и поесть, поэтому мы отобрали следующую лексику шуба, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка. Рассмотрим на конкретном примере, каким образом действует взрослый.

Взрослый во время проведения режимных моментов, в частности, во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко, т. е. утрированно. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого, по мере смены действий.

Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.

Взрослый: Что мы достали? - Шубу

Что это такое? - Шуба

Что сейчас мы надели? - Шубу.

Потом стали надевать на ребенка шапку.

Что мы достали? - Шапку.

Что это такое? - Шапка.

Что сейчас мы надели? - Шапку. И т.д.

И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.

Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль.

Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению вдиалог - после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.) Например:

Взрослый. Принеси тарелку. Что ты принес? ...

Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка...

Что это?.. Это тарелка. И т.п.

Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Например:

Взрослый. Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы та-рел-ка.

Еще раз та-рел-ка.

Давай вместе та-рел-ка. Молодец!

Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движением ваших губ.

Взрослый. Еще раз вместе та-рел-ка. Хорошо!

Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз сколько производятся оречевляемые действия.

Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Второе важное условие - ребенок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.

Если вам надоели занятия и наша книга, вы можете либо отказаться от дальнейших действий, либо позвать ребенка следующим образом. Иди сюда. Садись. Сейчас мы будем заниматься - говорить слова. Скажи «тарелка».

Если же вы хотите добиться результата четко следуйте нашим рекомендациям.

Никогда не ругайте его.

Перечитайте книгу

Какие это ситуации?

Во-первых, используются альтернативные вопросы, типа «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?» В ходе ответа ребенок обязательно должен использовать речь. Такая ситуация может быть создана искусственно. Например, при накрывании стола к обеду ребенку не кладут ложку. Взрослый задает вопрос: «Что тебе дать - чашку или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово.

Необходимым условием успешной работы является использование в созданных ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребенком в ходе предварительной работы.

Во-вторых, речевое общение взрослого и ребенка должно быть оправданным на бытовом уровне. Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации - общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет посуды, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть, чтобы ребенок сам не мог достать предмет и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение ребенка: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? - Дай машину ». В качестве поощрения ребенок получает искомое. В этой ситуации, как мы видим, также используются элементы эхолалии.



Третий вид коммуникативных ситуаций - опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры типа «Дочки матери», «В гостях у куклы Кати» и т. п. или ухода за животными и птицами, живущими у вас дома или в детском саду, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку, Дай, Катя, чашку», «Уложи мишку в кровать, Споем ему песенку Баю бай, мишка, баю-бай», «Поговорим с попугайчиком. Хорошая, птичка, хорошая». Дети при этом воспроизводят не только отдельные слова, но и фразы, подражая взрослому интонационно.

По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка формируется потребность в речевом общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушать, похвалить, не стремиться исправить сразу же все ошибки.

Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала, как положительное подкрепление достижений ребенка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания.



Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим членам семьи. Если ребенок общается с удовольствием, и вы отмечаете всплеск его речевой активности, можете попытаться продемонстрировать его достижения, побуждая его к высказыванию: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки: «Баю бай, мишка, баю бай». Как Дима пел песенку, слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными. Если же ребенок стеснительный по характеру, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда он сам начнет проявлять активность в общении.

Одновременно с работой по вызову эхолалии у ребенка формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи. Работа ведется по двум направлениям:

1) расширение объема пассивного словарного запаса;

2) формирование регулирующей функции речи.

Оба направления тесно связаны между собой.

В ходе упражнений по формированию эхолалии детей знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняют, а также их качествами. В частности, глагольный словарь включает названия основных бытовых действий (есть, пить, гулять, рисовать, смотреть, слушать, принести, унести, поставить, положить, сидеть, стоять, лежать и т.д.). Кроме того, пассивный и активный лексический словарь обогащается за счет прилагательных, обозначающих размер (большой, маленький), цвет (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый), форму (круглый, квадратный) предметов.

Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико (от пирамидки)», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов исключается полностью.

На первых порах, чтобы облегчить ребенку выполнение задания, взрослый может использовать семантизированную интонацию. Слово «маленький» произносится высоким тоном голоса, а слово «большой» - низким. Но постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задание правильно. Правильное выполнение инструкции поощряется морально или материально, например, можно похвалить, погладить его по головке, налить вкусного сока, дать конфету и др. А вот если действие выполнено неправильно, то взрослый должен показать образец и не переходить к более сложному виду высказывания, пока не будут отработаны



простые формулировки.

Каждая инструкция должна быть повторена не более 2-3 раз перед ее выполнением. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо дать предварительную установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу сделай так, как я скажу». Использование такой предварительной установки более эффективно, чем многократное повторение задания на фоне рассеянного внимания, когда родитель повторяет одну и ту же просьбу, а ребенок ее игнорирует не в силу вредности характера, но потому, что увлечен чем-то более ему интересным.

Не считайте, что ребенок все делает вам назло!

По-другому воспитывать?

Перечисленные формы работы могут предшествовать или проходить одновременно с упражнениями по имитации речи.

В этот период полезно начать формирование пространственного понимания предложно падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под».

Занятия проводят в виде игры или в процессе игры, после того, как у ребенка сформирован достаточный словарный запас и он активно общается с взрослыми.

Как работать с книгой

Книга представляет собой описание алгоритма работы с детьми раннего возраста с задержкой темпов речевого развития или с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими лепетную речь.

Если вы готовы опробовать предлагаемые нами приемы, вернитесь в начало раздела «Как помочь ребенку» и следуйте описанному алгоритму. Отдельные этапы пропускать нельзя. Возможно, что ваш ребенок талантлив и снекоторым материалом справляется достаточно легко. В таком случае можно несколько сократить время на отдельные этапы.

Если положительные изменения есть, но они требуют значительного времени, наберитесь терпения, не форсируйте события. Вашему ребенку требуется больше времени и вашего внимания. Посоветуйтесь со специалистом.

Запомните! Количество и последовательность

этапов нарушать нельзя!

Если никаких положительных изменений в развитии вашего ребенка вы не отмечаете, срочно обратитесь к специалистам за консультацией. Возможно, вашему ребенку предложат посещать специализированные группы, потому что у него проблемы, о которых вы не подозревали. Помогите своему ребенку!

Успехов вам и вашим детям!


Если у вас дочка, то надо выбрать игру, которая ей нравится, то, чем она может заниматься достаточно долгое время. Иногда детям нравится наблюдать, как падают кубики. В таком случае мы советуем заняться совместным собиранием пирамидки или другого сооружения с регулярным его разрушением, сопровождая последнее действие проговариванием слова «бах».

В некоторых случаях может потребоваться больше времени. Это не значит, что ваш ребенок «тупой» или «ненормальный». Просто он такой. А может, это вы делаете что-то неправильно?

О. Е. Грибова

Что делать, если ваш ребенок не говорит?

Писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… …

- — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Пособие по безработице - (Unemployment benefit) Пособие по безработице это социальное обеспечение людей, оставшихся без работы Определение пособия по безработице, статистика и размер пособия для лиц, являющихся безработными не по своей вине и которые готовы, желают и… … Энциклопедия инвестора

- — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

- — Император Всероссийский, старший сын Великого Князя — впоследствии Императора — Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны; родился в Москве 17 го апреля 1818 г.; объявлен Наследником престола 12 го декабря 1825 … Большая биографическая энциклопедия

Masterforex-V - (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… … Энциклопедия инвестора

Происхождение термина «манипуляция» Manipulus латинский прародитель термина «манипуляция» имеет два значения: а) пригоршня, горсть (manus рука + pie наполнять), б) маленькая группа, кучка, горсточка (manus + pi слабая форма корня). Во втором… … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Биишев. Зайнаб Биишева Имя при рождении: Зайнаб Абдулловна Биишева Дата рождения: 2 января 1908(1908 01 02 … Википедия

Путеводитель - Путеводитель состоит из десяти статей, суммирующих взгляды Лема по тем вопросам, к которым он неоднократно обращался в своих текстах и к которым подходил, как к проблемам. Частота обращения сама по себе не может быть аргументом у Лема есть… … Мир Лема - словарь и путеводитель

Сура 2. Корова - 1. Алиф. Лам. Мим. 2. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, 3. которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, 4. которые веруют в ниспосланное тебе и… … Коран. Перевод Э. Кулиева

- (князь Италийский, граф Рымникский) — генералиссимус Российских войск, фельдмаршал австрийской армии, великий маршал войск пьемонтских, граф Священной Римской империи, наследственный принц Сардинского королевского дома, гранд короны и кузен … Большая биографическая энциклопедия

Время идет. Ребенок взрослеет, набирается сил - и вот уже родители недоумевают, где пропадает их отпрыск, почему он стал обманывать взрослых или и вовсе не хочет общаться. Как правило, ответ один - виновата плохая компания.

Что делать? Запереть дома. Отобрать телефон. Отключить от Интернета. Событие на грани конца света: ваш воспитанный, домашний ребенок связался с дурной компанией и превратился в неуправляемое и озлобленное существо. Первые же кардинальные решения по исправлению ситуации, как правило, самые неверные, а потому в рядовой, в сущности, ситуации стоит разобраться без скандалов и седых волос.

А вспомните, как все начиналось. Малыш абсолютно беспомощен, он полностью зависим от своих родителей. Они заботятся о нем, стараются угадать его желания и проблемы, пока он еще не может выразить и решить их самостоятельно. В результате у маленького человечка появляется устойчивый рефлекс, что именно он «центр вселенной». Но вот ребенок подрастает и попадает в новые для себя условия: детский сад, школа, кружок. И везде наш «центр вселенной» пытается применить среди окружающих его детей и взрослых уже сложившуюся модель поведения. Неизменно возникают конфликты с окружающей средой. Ребенок «экспериментирует» и пытается выбрать новый тип поведения, который его больше устраивает. Родители и другие взрослые люди пытаются вновь решить социальные проблемы ребенка. Наступает временное затишье.

Но этот период заканчивается, когда ребенок вступает в так называемый подростковый возраст. В подростковом возрасте человеку предстоит решить две важные задачи. Научиться жить самостоятельно (освободившись от опеки взрослых) и одновременно найти свое место в коллективе, сообществе своих сверстников. Этот период принято называть «переходным возрастом».

У многих детей он проходит настолько бурно, что они забывают не только родителей, братьев и сестер, но и элементарные понятия о добре и зле.

К сожалению, подобные истории типичны: ваш примерный и домашний ребенок связался с дурной компанией и превратился в злобное и неуправляемое существо. «Как такое могло случиться, - думаете, вы, - вокруг столько хороших воспитанных детей, а он или она проводят все время в компании хулиганов из неблагополучных семей и девиц весьма сомнительного поведения?»

Стремление ребенка в этом возрасте влиться в социальную группу, объединенную общими интересами, и занять там свое место вполне естественно. В психологии есть термин «группировочная потребность» и она должна быть удовлетворена. Человек не в силах противостоять природе - он стремится найти свое место в коллективе.

«Кто виноват» и «Что делать»?

Но почему именно плохая компания? Тут впору задать классические вопросы «кто виноват» и «что делать»? Если ребенок пошел в плохую компанию, значит он не смог найти хорошую, или она его по тем или иным причинам не удовлетворила или не приняла. И первая хорошая компания, которую отверг ваш ребенок, - это ваша семья. Как ни горько признавать этот факт, но это именно так.

В переходном возрасте у человека резко меняются приоритеты в жизни: он пытается стать самостоятельным, принимать решения и сам за них отвечать, у него появляются взрослые вопросы об устройстве жизни, о моральных и материальных приоритетах, ему хочется занять достойное место в компании сверстников, нравиться противоположному полу… Бьющая через край энергия требует выхода.

Плохая компания - самый простой способ удовлетворить все эти потребности. Плюс легкая на первых порах эйфория от алкоголя и травки. Надо четко понимать, что НИКТО ЕГО ТУДА НЕ ЗАТАСКИВАЛ, ОН ПОШЕЛ САМ. Это его выбор! Ребенок, оказавшийся в дурной компании, вполне мог осознанно к этому стремиться. Сложившийся круг общения в любом возрасте превосходно отображает наши приоритеты. Прямо как в школе: отличники дружат с отличниками, двоечники легко находят себе подобных. Быть может, и ваш ребенок нашел «своих» и прекрасно вписался в дворовую компанию. А потому обвинять чужих мальчишек, право слово, не в чем - их родители также твердо убеждены в том, что ваш ребенок дурно влияет на их доверчивых детей. И это очень важная мысль. Если для ребенка это осознанный выбор, то и отказ должен быть осознанным! Никакие запреты и репрессии не помогут.

Под чужими знаменами

Ночной кошмар любой матери - ребенок, попавший в какую-либо организованную группировку. Это может быть религиозная секта или экстремистская организация, агрессивные защитники окружающей среды или воинствующие борцы за мир. Цели могут кардинально различаться, но психологи считают, что членами организованных движений становятся по двум причинам.

Первая - одиночество. В организованных группировках полным-полно детей из обеспеченных семей, в среде антиглобалистов немало участников с известными фамилиями и миллионным состоянием, доставшимся от родителей. В раннем детстве их отдали на воспитание няням и бабушкам, а недостаток внимания привычно компенсировали игрушками.

Поначалу они просто грустили, росли замкнутыми и необщительными детьми. Проблема обостряется в тот период, когда ребенок учится самостоятельности, от которой, как известно, до одиночества - один шаг. Подросток, недополучивший внимания, охотно идет за первым встречным Гамельнским крысоловом. «Твоя помощь будет бесценной, ты незаменим, ты часть команды» - именно с таких убеждений начинается вербовка.

Вторая причина тесно связана с первой и имеет тот же источник. Это желание заявить о своей важности, да как можно громче. Желательно так, чтобы об этом узнал весь мир. Не стоит и говорить, что подросток, ведомый таким желанием, и правда имеет все шансы прославиться в криминальной хронике. Таких детей в детстве не замечали. «Не мешай взрослым», «поиграй в своей комнате», «я сегодня устала, в другой раз», «мне некогда». Если желание пообщаться с родителями день ото дня разбивается о глухую стену, больше всего хочется обратить на себя их внимание. Выкрасить волосы в синий цвет, устроить митинг у иностранного посольства, встать под чужие знамена и кричать, кричать, кричать о своей важности и нужности. С одной стороны нужно дать ребенку самостоятельность, а с другой - не дать покатиться по наклонной плоскости. Как совместить свободу и контроль.

Первое и самое важное, нужно, во что бы то ни стало сохранить с ребенком доверительные отношения. Надо дать понять, что вы признаете в нем взрослого человека и уважаете его самостоятельность. Если вы попадетесь на слежке, лазании по карманам или просмотре мобильного либо записей в социальных сетях, восстановить уважение в глазах подростка будет крайне трудно. А это резко уменьшит возможность вашего влияния. Спокойствие - дело-то житейское. Ребенок, оказавшийся в дурной компании, - целая семейная трагедия, но на разных этапах и в разной степени с этим сталкивается подавляющее большинство семей. Скандалы, истерики, угрозы и показательные обыски в детской навсегда отдалят вас от ребенка, после семейной бури он тут же пойдет искать поддержки у своих друзей. Держите себя в руках, сохраняйте спокойствие и тщательно взвешивайте слова.Послушайте родителей, столкнувшихся с подростковыми проблемами своих чад: «Мы пробовали запирать дочку в комнате, держали под домашним арестом, угрожали и буквально волокли к психологу, но все бестолку». Честное слово, от такого подхода содрогнется даже взрослый человек с устоявшейся психикой.

У подростков сильно развито чувство протеста. И если им что-то запрещать в ультимативной форме, они будут еще больше к этому тянутся.

Второе, что нужно сделать, - это понять, что ребенка нельзя вытащить из плохой компании в никуда. Ему надо предложить выбор, который он сделает сам. К примеру, начать ходить в тренажерный зал или всерьез заняться фотографией, музыкой или программированием. Например, те, кто не посещал регулярно современных тренажерных залов, наверняка не знают, насколько сильно влияние на подростков сформировавшейся там социальной группы. Это в большинстве своем успешные, уверенные в себе молодые люди. Да и в их постоянном окружении статус «качка», «хаккера», музыканта или будущего фотографа может вполне удовлетворить нарастающие амбиции.

Современные кружки фотографии или музыкальные коллективы - везде подростку будет интереснее, чем во дворе. Новая техника, увлеченные разговоры, здоровая конкуренция - вспомните, что ваш подросток уже давно вырос из пеленок и нуждается в ярких эмоциях и зрелом самовыражении.

Ваша дочь водится с девчонками, которые красятся, как индейцы, носят вульгарные юбки и вовсю кокетничают с мальчиками. Полная безвкусица. Вместо того чтобы отпускать ядовитые комментарии в адрес косметики и юбок, покажите другой пример. Составьте гардероб модный и стильный, точь-в-точь такой, какой советуют популярные молодежные журналы.

Если ребенок постоянно пропускает уроки, предпочитая дворовую компанию учебе, задумайтесь, а ту ли специальность вы ему напророчили. Вполне возможно, что она ему абсолютно не интересна. И тогда выбор между сомнительной будущей карьерой финансиста и реальной опасностью наркозависимости очевиден. Поговорите с ребенком, о какой специальности он мечтает, чем бы хотел заниматься в жизни, куда поступить. Попытайтесь понять его интересы и помочь ему определиться.

Третье, попытайтесь понять, насколько плоха компания, в которую попал ваш ребенок. И если вы почувствуете опасность: криминал, беспорядочный секс, наркотики, надо принимать самые решительные действия. Если это школьная компания - переводите его в другую школу, если дворовая - переезжайте в другой район. Это трудно, но жизнь ребенка дороже. Надо помнить, что подобная тактика очень травмирует ребенка, всячески старайтесь помочь ему. Если есть возможность, проконсультируетесь с психологом. Если нет - постарайтесь уделять ребенку как можно больше внимания и проявлять максимум терпения и такта.

Лечите причину, а не симптомы.

Дурная компания - всего лишь следствие. Причины куда серьезнее, и каждая из них, в сущности, говорит об одном - винить посторонних людей как минимум нелепо, как максимум опасно. Настоящие проблемы - в мировосприятии своего ребенка и внутрисемейных конфликтах. Винить не стоит ни дворовую компанию, ни ребенка, ни себя. Вам предстоит долгий путь к взаимопониманию и доверию, и самым надежным компасом будет ваша честная оценка ситуации.

Наталья Терехова