Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрез­мерно усилены, вследствие чего обнаруживается изби­рательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повы­шенной устойчивости к другим акцентуации характера как этиопатогенетический фактор.

Гипертимный тип . Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумли­востью, общительностью, Чрезмерной самостоятель­ностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незна­комцами, но зато недостает чувства дистанции в отно­шении к взрослым. В играх любят командовать сверст­никами. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта-почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настрое­ние. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, не­редко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспыш­ками раздражения и гнева, вызванными противодейст­вием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие под­ростки рано проявляют самостоятельность и независи­мость.

На гиперпротекцию со стороны родителей и вос­питателей с ее мелочным контролем, повседневной опе­кой, наставлениями и нравоучениями, “проработкой” за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне бурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуа­циях не теряются, проявляют находчивость, умеют лов­чить и изворачиваться. К правилам и законам пред­ставители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным. Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо перекосят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому-роли вожака и заводилы; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и легко могут ока­заться в сомнительной компании. Любят риск и аван­тюры.

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушев­ляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщатель­ности, кропотливого труда; аккуратностью не отличают­ся ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Не­удачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бы­вает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается. Свои способности и возможности обычно переоцени­ваются. Хотя большинство особенностей своего харак­тера гипертимные подростки хорошо знают и не скры­вают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.

Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные па­тологические нарушения поведения (ранняя алкоголи­зация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимная акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому и гипертимно- истероидному типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых травм мо­жет сформироваться гипертимно-эксплозивный тип пси­хопатии. Гипертимный тип акцентуации встречается как нередкий преморбидный фон при маниакально-депрессивном и шизоаффективном психозах.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверст­ников или производят впечатление гипертимов. С на­ступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется - сперва дни, 1-2 нед, с возрастом они могут удлиняться или, наобо­рот, сглаживаться.

В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто, теперь требует больших усилий. Труднее ста­новится учиться. Общество окружающих людей начи­нает тяготить, компании избегаются, приключения и риск теряют привлекательность. Подростки в эти дни становятся вялыми домоседами. Мелкие неприятности и неудачи, нередкие в этот период из-за падения рабо­тоспособности, переживаются тяжело. Хотя на замеча­ния и укоры часто отвечают раздражением, грубостью, но в глубине души впадают в еще большее уныние. Чувства безысходной тоски или беспричинной тревоги, как при психотической депрессии, не бывает. Больше жалуются на скуку. Не приходится также слышать идей самоуничижения. Однако, если в эти дни выпада­ют серьезные нарекания или большие неудачи, особен­но если они унижают самолюбие, легко могут возник­нуть мысли о собственном безволии, неполноценности, никчемности и быть спровоцированы острые аффектив­ные реакции с суицидными попытками. Аппетит снижается. Даже любимые кушанья не до­ставляют прежнего удовольствия. Бессонницы у под­ростков обычно не бывает. Иногда жалуются на то, что стало трудно уснуть и почти всегда на вялость и раз­битость по утрам.

В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.

Местом наименьшего сопротивления является корен­ная ломка жизненного стереотипа (например, переход от опекаемой школьной учебы к относительной свободе высшего учебного заведения). Такая ломка может за­тянуть субдепрессивную фазу. В этой фазе появляется избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям - ко всему, что способствует возникнове­нию идеи самообвинения и самоуничижения эмансипационные устремления и группирование со сверстниками отмечаются во время подъемов, а в суб­депрессивной фазе блекнут. Хобби также отличаются неустойчивостью: в субдепрессивной фазе их забрасы­вают, а в период подъема возвращаются к ним или на­ходят новые. Сексуальная активность возрастает в пе­риоды подъема, но в субдепрессивной фазе, может уси­ливаться онанизм. Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение несвойственны. Алкоголизируются в компаниях и только в периоды подъема. Самооценка формируется постепенно, по мере на­копления опыта “хороших” и “плохих” периодов. При недостатке такого опыта она может быть очень не­точной. Лабильные циклоиды представляют собой форму акцентуации, промежуточную между типичными циклоидами и лабильными подростками,[Личко А. Е.„ Озерецковский. С. Д., 1972]. Фазы здесь очень коротки - один - два дня. В “плохие” дни дурное настроение обычно не сочетается с упадком сил или неудов­летворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вы­званные соответствующими событиями или известиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа акцентуации нет чрезмерной эмоциональной реактивно­сти, постоянной готовности настроения круто меняться от незначительных причин.

Циклоидной психопатии не существует. При резко выраженной циклоидности возникает циклотимия, которую правомерно рассматривать как легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация может быть фоном для развития как это­го, так и шизоаффективного психозов.

Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверст­ников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте - крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и безмерно резко от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного со­беседника способны вдруг погрузить в мрачное распо­ложение духа без каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть то готовые навернуться на глаза слезы, то paдостную улыбку.

От настроения в данный момент зависит все: и са­мочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представ­ляется унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то сплошь состоя­щим из неудач и несправедливостей. И повседневное окружение то кажется милым и интересным, то безо­бразным и скучным.

Маломотивированные смены настроения могут со­здать впечатление поверхностности и легкомыслия. Од­нако лабильность подростков отличают глубокие чувст­ва, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанности сохраняют­ся, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты переносятся тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, от­влечь, при нападках - защитить, а в минуты подъема разделить радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании. Любят компании, смену обстановки, но в отличие от гипертимных подростков ищут в них не поле деятельности, а только новые впечатления. Чут­кость ко всякого рода знакам внимания, благодарности, Похвалам и поощрениям, которые доставляют искрен­нюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением.

Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприят­ная семейная обстановка. Тяга к группированию со сверстниками целиком зависит от настроения. В хоро­шие минуты ищут компании, в плохие избегают обще­ний. В группе сверстников на роль вожака не претен­дуют, охотно довольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби огра­ничиваются информативно-коммуникативным типом, иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно при­влекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах настроения). Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями. Влечение долго остается малодиффе­ренцированным и легко возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но сек­суальные эксцессы всегда избегаются. Своеобразная избирательная интуиция позволяет таким подросткам сразу чувствовать, как к ним относятся окружающие, при первом контакте определяя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить. Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера. “Слабым звеном” данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близ­ких, разлука с ними, акцентуация, по лабильному типу часто сочетается с гармоничным психофизическим инфантилизмом, а так­же с вегетативной лабильностью и склонностью к ал­лергическим заболеваниям. Этот тип акцентуации слу­жит почвой для острых аффективных реакций, невро­зов, особенно неврастении, реактивной депрессии и для психопатических развитий.

Астено-невротический тип. С детства нередко выявля­ются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, кап­ризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные стра­хи, ночной энурез, заикание и т.п. В других случаях детство проходит благополучно, и первые признаки астено-невротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте, главными чертами являются утомляемость, раздра­жительность и склонность к ипохондричности. Утомляе­мость особенно проявляется при умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях, на­пример, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникаю­щим нередко по ничтожному поводу. Раздражение, за­частую изливаемое на случайно попавших под руку, легко сменяется раскаянием и слезами. Склонность к ипохондризации может быть особенно сильной. Такие подростки внимательно прислушиваются к малейшим телесным ощущениям, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются врачебным обследованиям. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний у мальчиков становится сердце.

Подростковые нарушения поведения типа делинквентности, алкоголизации этому типу не свойственны. Реакция эмансипации обычно ограничивается маломоти­вированными вспышками раздражения в отношении ро­дителей, воспитателей, старших вообще. К сверстникам тянутся, ищут компании, но быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с близким дру­гом. Самооценка обычно прежде всего отражает заботу о здоровье.

Этот тип акцентуации является почвой для развития неврастении, острых аффективных реакций, реактивных депрессий, ипохондрических развитий.

Срывы часто воз­никают тогда, когда подросток осознает невыполни­мость лелеемых планов, нереальность надежд и жела­ний. Велика также восприимчивость к ятрогениям. Тяжелые болезни у близких и знакомых усиливают ипохондричность.

Акцентуации – чрезмерно выраженные черты характера, относящиеся к крайнему варианту нормы, граничащие с психопатией. При данной особенности некоторые черты характера человека являются заостренными, непропорциональными по отношению к общему складу личности, приводящими к некой дисгармонии.

Термин «акцентуация личности» был введен в 1968 году психиатром из Германии К. Леонгардом, который описывал это явление в качестве излишне выраженных индивидуальных личностных черт, имевших тенденцию к переходу в патологическое состояние под воздействием неблагоприятных факторов. Позднее данный вопрос был рассмотрен А. Е. Личко, который на основе работ Леонграда разработал собственную классификацию и ввел в обиход термин «акцентуация характера».

И хотя акцентуированный характер ни в коем случае не отождествляется с психическим заболеванием, важно понимать, что он может содействовать формированию психопатологий (неврозов, психозов и т.д.). На практике очень трудно отыскать грань, чтоб отделить «нормальных» от акцентуированных личностей. Однако психологи рекомендуют выявлять подобных людей в коллективах, ведь акцентуация практически всегда обуславливает особые способности и психологическую расположенность к конкретным видам деятельности.

Классификации

Акцентуации характера по степени выраженности могут быть явными и скрытыми. Явная акцентуация – это крайний вариант нормы, когда определенные черты характера являются выраженными в течение всей жизни. Проявление скрытых акцентуаций обычно связано с какими-либо психотравмирующими обстоятельствами, что, в принципе, является обычным вариантом нормы. В течение жизни человека формы акцентуаций могут переходить одна в другую под воздействием различных внешних и внутренних факторов.

Классификация Личко

К наиболее распространенным и понятным классификациям типов характеров относятся вышеупомянутые системы, разработанные Леонгардом и Личко. Личко в большей степени изучал акцентуации характера, которые можно наблюдать в подростковом возрасте, а в его классификации выделяются следующие типы:

Вид Харакетристика
Гипертимный Данный тип характеризуется как «сверхактивный», со свойственным ему повышенным жизненным тонусом и настроением. Личности с подобными акцентуациями не могут переносить никакого однообразия и одиночества, жаждут общения, склонны к частым сменам увлечений и видов деятельности, вследствие чего редко доводят начатое до конца
Циклоидный Гипертимность чередуется с субдепрессивной фазой с характерными циклическими изменениями настроения
Лабильный Эмоциональная лабильность выражается в частых и беспричинных сменах настроения. Люди с такой особенностью характера крайне чувствительны, склонны открыто демонстрировать положительные эмоции по отношению к окружающим, отличаются социальной отзывчивостью и общительностью
Сенситивный Нередко сенситивные акцентуации проявляются в комплексе неполноценности, стеснительности, повышенной впечатлительностью. Интересы таких личностей часто лежат в интеллектуальной и эстетической сфере
Астено-невротический Проявляется в капризности, мнительности, повышенной раздражительностью, быстрой утомляемости при любом умственном труде
Шизоидный Индивиды шизоидного типа обычно очень замкнуты, предпочитают одиночество. Если говорить о подростках, то они могут совершенно не тянуться к сверстникам, предпочитая находиться в обществе взрослых людей. При внешнем безразличии внутренний мир таких личностей часто наполнен разнообразными фантазиями и увлечениями
Психастенический Люди с акцентуацией психастенического типа склонны к самоанализу, длительным колебаниям при необходимости принять какое-либо решение, боязнью ответственности, самокритичностью
Эпилептоидный Характерные черты индивида определяются авторитарностью, повышенной возбудимостью, напряженностью, раздражительностью с приступами гнева
Истероидный Личности-истероиды всегда хотят быть в центре всеобщего внимания, они эгоцентричны, боятся стать объектом насмешек, склонны к демонстративному суициду
Конформный Индивид склонен бездумно подчиняться любому более авторитарному человеку, стремится никак не отличаться от других, по сути, являясь приспособленцем
Неустойчивый У людей данного типа часто присутствует тяга к различного рода развлечениям, лень, отсутствие размышлений о будущем и профессиональных интересов

Классификация Леонграда

В многом схожа классификация типов характера, предложенная Леонграда, который изучал акцентуации характера преимущественно у взрослых людей и выделил следующие типы:

Вид Характеристика
Гипертимный Словоохотливость, готовность всегда пойти на контакт, выраженная мимика и жесты, энергичность и инициативность, иногда конфликтность, легкомыслие и раздражительность
Дистимный Противоположный предыдущему тип, характеризующийся низкой контактностью и в целом пессимистическим настроем и пассивностью
Циклоидный Частые смены настроения, от которого зависит поведение и манера общения с окружающими людьми
Возбудимый. Характеризуется замедленными невербальными и вербальными реакциями, однако в состоянии эмоционального возбуждения возможно проявление раздражительности и даже агрессии
Застревающий. Занудливость, склонность к поучительству, обидчивость, а иногда даже мстительность
Педантичный В конфликтах такой индивид обычно участвует в качестве пассивной наблюдающей стороны, отличается добросовестностью и аккуратностью, но склонен к формализму и занудству
Тревожный Подавленность, неуверенность в себе, исполнительность
Эмотивный Такие личности чувствуют себя комфортно только в кругу избранных близких людей, способны сопереживать и искреннее радоваться чужому счастью, отличаются слезливостью и повышенной чувствительностью
Демонстративный Наблюдается выраженное стремление к лидерству, артистичность, нестандартность мышления, эгоизм, лицемерие, склонность к хвастовству
Экзальтированный Словоохотливость, альтруизм, склонность к совершению импульсивных поступков
Экстравертированный Личности этого типа обычно легко идут на контакт, имеют множество друзей, отличаются неконфликтностью, но довольно просто поддаются чужому влиянию, иногда совершают необдуманные действия, имеют склонность к распространению сплетен
Интравертированный От предыдущего данный тип отличается низкой контактностью. Интравертированные личности проявляют склонность к философствованию, одиночеству, принципиальностью, сдержанностью, упрямством

Одной из модификаций классификации Леонгарад является система Шмишека, который предложил поделить типы акцентуаций на акцентуации темперамента и характера. Так, к акцентуациям темперамента он отнес гипертимность, дистимность, циклотимность, тревожность, экзальтированность и эмотивность. А вот возбудимость, застревание, демонстративность и педантичность автор причислил непосредственно к акцентуациям характера.

Примеры

В качестве ярчайших примеров типов акцентуаций характера могут выступать популярные герои современных мультипликационных фильмов и литературных произведений, наделенные выраженными личностными особенностями. Так, неустойчивый или дистимный тип личности хорошо проиллюстрирован в герое известного детского произведения «Приключения Буратино» Пьеро, настроение которого обычно безрадостное и подавленное, а отношение к окружающим событиям – пессимистическое.

К астеничекому или педантичному типу лучше всего подходит Ослик Иа из мультфильма про Винни-Пуха. Этот персонаж отличается необщительностью, боязнью разочарований, озабоченностью собственным здоровьем. А вот Белого Рыцаря из знаменитого произведения «Алиса в стране чудес» смело можно отнести к экстравертированному шизоидному типу, характеризующемуся интеллектуальной развитостью и нелюдимостью. Сама Алиса относится, скорее, к циклоидному типу, для которого характерно чередование повышенной и пониженной активности с соответствующими перепадами настроения. Аналогичным образом раскрывается и персонаж Дон Кихота Сервантеса.

Акцентуация характера демонстративного типа явно проявляется в Карлсоне – самовлюбленном персонаже, любящем похвастаться, стремящемся всегда быть объектом всеобщего внимания. Винни-пуха из одноименного детского произведения и кота Матроскина смело можно отнести к возбудимому типу. Эти два персонажа во многом похожи, так как оба отличаются оптимистичным складом, активностью и невосприимчивостью к критике. Экзальтированный характер можно наблюдать у героя современного мультфильма «Мадагаскар» Короля Джулиана – он эксцентричен, склонен преувеличенно демонстрировать собственные эмоции, не терпит невнимания к себе.

Лабильный (эмоциональный) тип акцентуации характера раскрывается в Царевне-Несмеяне, а вот рыбак из сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» является характерным представителем конформного (экстравертированного) типа, которому проще приспособиться к мнению окружающих, чем отстоять свою точку зрения. Параноидный (застревающий) тип характерен для большинства целеустремленных и уверенных в себе супер-героев (Человек Паук, Супермен и т.д.), жизнь которых представляет собой постоянную борьбу.

Факторы формирования

Акцентуированный характер формируется, как правила, под воздействием совокупности различных факторов. Не вызывает сомнений тот факт, что одну из ключевых ролей в этом играет наследственность, то есть некие врожденные личностные особенности. Помимо этого на появление акцентуаций могут влиять следующие обстоятельства:

  • Соответствующее социальное окружение. Так как характер формируется с раннего детского возраста, наибольшее влияние на развитие личности оказывают люди, окружающие ребенка. Он неосознанно копирует их поведение и перенимает их особенности;
  • Деформирующее воспитание. Дефицит внимания со стороны родителей и других окружающих людей, чрезмерная опека или строгость, отсутствие эмоциональной близости с ребенком, завышенные или противоречивые требования и т.д.;
  • Неудовлетворение личных потребностей. При авторитарном типе управления в семье или школе;
  • Дефицит общения в подростковом возрасте;
  • Комплекс неполноценности, завышенная самооценка или иные формы дисгармоничного представления о собственной личности;
  • Хронические заболевания, в особенности, поражающие нервную систему, физические недостатки;
  • Профессия. Согласно статистике, акцентуации характера чаще наблюдаются у представителей таких профессий, как актеры, педагоги, медицинские работники, военные и т.д.

По мнению ученых, акцентуация характера чаще проявляется в пубертатном периоде, но по мере взросления переходит в скрытую форму. Что касается генеза рассматриваемого явления, ряд проведенных ранее исследований показывает, что, в целом, само по себе воспитание не может создать условий, в которых бы мог сформироваться, к примеру, шизоидный или циклоидный тип личности. Однако при определенных отношениях в семье (излишнее потакание ребенку и т.п.), вполне возможно, что у ребенка разовьется истероидная акцентуация характера и т.д. Очень часто у лиц с наследственной предрасположенностью наблюдаются смешанные типы акцентуаций.

Особенности

Акцентуации характера встречаются не только в своем «чистом» виде, легко поддающемся классификации, но в смешанной форме. Это так называемые промежуточные типы, становящиеся следствие одновременного развития нескольких различных черт. Принятие во внимание подобных особенностей личности очень важно при воспитании детей и построения общения с подростками. Учитывать особенности акцентуированного характера также необходимо при выборе профессии, при выявлении предрасположенности к тому или иному виду деятельности.

Очень часто акцентуированный характер сравнивается с психопатией. Здесь важно учесть явное различие – проявление акцентуаций не является постоянным, так как со временем они могут менять степень выраженности, сглаживаться или вовсе исчезать. При благоприятных жизненных обстоятельствах личности с акцентуированным характером способны даже раскрывать в себе особые способности и таланты. К примеру, личность с экзальтированным типом может открыть в себе талант художника, актера и т.д.

Что касается проявлений акцентуаций в подростковом возрасте, то дана проблема на сегодняшний день является весьма актуальной. По статистике, акцентуации характера имеются почти у 80% подростков. И хотя эти особенности рассматриваются в качестве временных, психологи говорят о важности их своевременного распознавания и коррекции. Дело в том, что часть выраженных акцентуаций под воздействием неких неблагоприятных факторов может трансформироваться психическое заболевание уже в зрелом возрасте.

Лечение

Чрезмерно выраженная акцентуация характера, приводящая к явной дисгармонии личности, действительно может потребовать определенного лечения. Важно подчеркнуть, что терапия при рассматриваемой проблеме должна быть неразрывно связано с основным заболеванием. К примеру, доказано, что при повторных черепно-мозговых травмах на фоне акцентуированного характера возможно формирование психопатических расстройств. Несмотря на то, что сами по себе акцентуации характера в психологии не рассматриваются в качестве патологий, они довольно близки к психическим расстройствам по целому ряду признаков. В частности, акцентуированный характер – это одна из психологических проблем, при которой не всегда удается поддерживать нормальное поведение в социуме.

Явные и скрытые акцентуации характера диагностируются при проведении специальных психологических тестов с использованием соответствующих опросников. Лечение назначается всегда индивидуально в зависимости от конкретного типа акцентуации, ее причин и т.д. Как правило, коррекция проводится с помощью психотерапии в индивидуальной, семейной или групповой форме, но иногда может назначаться дополнительная медикаментозная терапия.

Лабильная психопатия характеризуется очень частой сменой настроения. Но в отличие от циклоидной психопатии, которой свойственна фазность и относительная устойчивость периодов пониженного или повышенного настроения, достигающих 2-3 недель, при лабильном типе психопатии внешне совершенно немотивированная смена настроения может происходить по несколько раз в течение одного дня.

Но то, что родителям или учителям кажется беспричинным, для лабильного подростка имеет очень важное значение. Поэтому второе основное отличие лабильных психопатов от циклоидных состоит в том, что у лабильных перепад настроения спровоцированы чем-либо, болезненным для подростка, а циклоидов и повышенное, и пониженное настроение возникает как бы само по себе, вне зависимости от внешних воздействий.

Подростковая психика вообще очень ранима. На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек.

Взрослый имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения и успокоить себя, что он вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверным характером обидчика, тем, что тот склочник или любит сплетни и интриги и так далее. И может нормально отреагировать на оскорбление, не обратив на него внимания или поскандалив с обидчиком, обозвав его в ответ и получив от этого удовлетворение.

А подросток ещё не умеет анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеет и правильно вести себя в такой ситуации. Он не может разумно отреагировать на событие, ранящее его самолюбие, так как все его эмоциональные реакции ещё инфантильны (то-есть, похожи на детские), незрелы, и пренебрежение окружающих его очень ранит. Реакцией могут быть обида, слезы или уход в себя.

Внешняя бравада подростков, демонстрирующих своим сверстникам и взрослым, что им все нипочем - это лишь маска. На самом деле они очень озабочены тем, что о них думают окружающие и с обостренным вниманием следят, какое впечатление их поведение оказывает на их сверстников и взрослых. Они могут быть очень эмоционально чуткими и наблюдательными, тонко подмечая все нюансы в перемене отношения к ним.

Особенно тонко чувствуют изменение отношения окружающих эмоционально лабильные подростки. Поэтому то, что взрослым кажется пустяком, не заслуживающим того, чтобы обижаться, для лабильного подростка - важное событие, которое может надолго испортить ему настроение.

Клинический пример.

Ко мне обратилась мать 15-летнего подростка, которая рассказала, что сын, как «красная девица», никогда не бывает в ровном настроении, то он в унынии, подавлен и чуть не плачет, то радостно возбужден и так по десять раз на дню из-за любого пустяка. Например, у него новая прическа, которая ему очень идет, она ему самому нравится, и мама похвалила, он улыбается и доволен. В хорошем настроении он идет в школу, а одноклассник обозвал его «модником» - и настроение тут же портится. К нему обращается самая симпатичная девочка в классе с просьбой дать списать трудное домашнее задание - и он на верху блаженства. Но на уроке учитель сделал ему какое-то пустяковое замечание, - и настроение вновь падает. После уроков девочка предлагает ему пойти к ней посмотреть новый видеофильм, - и он снова счастлив. И так далее, до бесконечности.


На следующий день причиной испорченного настроения может быть то, что он увидел, как его избранница разговаривает с каким-то мальчиком, - и он снова в печали. Но увидев его, она оставляет своего собеседника и направляется к нему, - и все плохое тут же забывается, и так многократно в течение дня.

Малейшее замечание, косой взгляд, смешки одноклассников вслед - поводы для испорченного настроения и уныния. А ободрение, похвала, комплимент, заманчивое обещание - поводы для радостного состояния.

У таких подростков (и девочек, и мальчиков) - обостренная восприимчивость ко всему, что их касается.

Для родителей и учителей такие частые и резкие перепады настроения у подростка кажутся беспричинными, поскольку раздражители, на их взгляд, незначительны. Эмоционально лабильного подростка могут считать капризным, избалованным или легкомысленным.

Но на самом деле это не так. Лабильные личности способны на глубокие чувства и переживания и на искреннюю привязанность. Но такие чувства они обычно испытывают по отношению к тем людям, от которых сами видят отдачу, участие и любовь. Особенно привязаны они к родным и близким, если те любят их, заботятся и понимают их повышенную чувствительность. Они с благодарностью воспринимают, когда родители их утешают и успокаивают, объясняя, что причина их плохого настроения не стоит того, чтобы так сильно расстраиваться, и пытаются переключить внимание подростка на что-то, что может поднять ему настроение.

Лабильные подростки способны и на искреннюю дружбу. Но в дружбе они избегают грубых, бестактных сверстников, а предпочитают общаться с теми, в ком находят отклик на свои переживания, кто способен их утешить и успокоить или рассмешить. К таким друзьям они привязываются всей душой.

Эта сверхчувствительность к внешним воздействиям сохраняется и когда подросток вырастает. У взрослых изменение настроения может быть связано и с их личными переживаниями, и с событиями, не имеющими к ним прямого отношения (это же может быть и в подростковом возрасте). Слова совершенно незнакомого человека, который ничего не значит в их жизни, могут испортить настроение, а случайный комплимент - тут же вызвать улыбку и душевный подъем.

Некоторые лабильные психопаты становятся назойливыми и обременительными для других людей, так как постоянно жалуются на свои глубокие переживания мелких неприятностей и обид.

Эмоциональные реакции могут быть очень экспрессивными, в виде эмоциональных взрывов, но без агрессивности. Но лабильные психопаты не способны на длительные переживания и быстро истощаются.

Постоянные колебания настроения сказываются и на работоспособности, и на всей жизни лабильных психопатов. Они легко увлекаются, проявляя воодушевление и восторженность предметом своего увлечения, но легко разочаровываются, когда на смену радостному настроению приходит уныние.

Они неспособны к критической самооценке и не могут хоть как-то контролировать свои эмоции. Уговоры и убеждения окружающих, что не стоит столь болезненно реагировать на всякие пустяки, могут успокоить их на время, и они вновь воспрянут духом, но при новой неприятности

они снова падают духом, начинают всем жаловаться и «плакаться в жилетку» на свои горести.

Но если у подростка такие бурные переживания по пустякам могут вызвать сочувствие и сопереживание взрослых, и их любящие родители стараются оберегать их от огорчений и успокаивать, то аналогичное поведение у взрослого человека может вызвать недоумение и неприятие у окружающих. Им советуют взять себя в руки, смотреть на неизбежные в жизни каждого человека неприятности более реалистически.

Взрослые лабильные психопаты часто раздражают окружающих своим постоянным нытьем и жалобами. Многие считают, что у них самих гораздо больше поводов для переживаний, однако они не обременяют других людей своими проблемами, а поведение лабильных психопатов расценивают как избалованность с детства.

У некоторых лабильных психопатов крайняя неустойчивость настроения может сочетаться с истероидными чертами. Этот вариант психопатии называется лабильно-истероидным.

Чаще всего это наблюдается у тех людей, которых обожают и оберегают от всего их родители. Потворство родителей создает у подростка уверенность во вседозволенности, и это закрепляется на всю жизнь.

Лабильно-истероидные психопаты крайне эгоцентричны, требуют к себе постоянного внимания и особого отношения окружающих, считая себя особами утонченными, тонкими и ранимыми. Такие лабильно-истероидные психопаты считают, что все вокруг должны оберегать их от излишних волнений, создавать им особую благоприятную атмосферу, беречь каждую минуту их хорошего настроения и ни в коем случае не огорчать. Понятно, что такие претензии к другим людям, а тем более в профессиональном коллективе, не только необоснованны, но и нелепы.

А при лабильно-сенситивном варианте в детстве имеются неблагоприятные условия воспитания, когда родители пренебрегают ребенком, постоянно попрекают его и наказывают.

Иногда такое отношение родителей вызвано их раздражением на постоянные перепады настроения у ребенка, и тогда они ставят ему в пример других детей, у которых нет таких нарушений, а убедившись в безуспешности «воспитательными» мерами добиться нормального реагирования лабильного ребенка, все свое внимание и любовь переключают на других детей в семье.

Отверженный ребенок, и без того ранимый и эмоционально неустойчивый, не находя опоры в родителях, чувствует себя всеми покинутым и несчастным. Даже став взрослым, такой лабильно сенситивный психопат считает свою жизнь беспросветной, полной обид и несправедливости и часто плачет не только от обид, но при одном лишь воспоминании о прошлых обидах.

Декомпенсация при лабильной психопатии - довольно частое явление. Она может происходить в любом возрасте, и причина, её вызвавшая, может быть совсем незначительна.

Клинический пример.

Лариса С. 39 лет. Не замужем. Образование высшее. Технический редактор в издательстве.

По характеру чувствительная, очень ранимая. Все принимает близко к сердцу, настроение постоянно колеблется - то плачет из-за пустяка, но если кто-то сказал ей слово одобрения, тут же заулыбается. Лариса старательная, аккуратная, но может работать только если её постоянно побадривают и хвалят. Но стоит руководителю сделать ей замечание, что она слишком долго возится с заданием или сделала что-то не так - Лариса в слезы. Коллеги-мужчины относились к ней насмешливо-снисходительно, а коллеги-женщины недолюбливали. Как-то одна пожилая сотрудница сказала ей: «Горя ты настоящего не видела, вот и рыдаешь по пустякам. Вышла бы замуж, тогда и узнала, что твои сегоднящние обиды - цветочки.»

Хотя первоначально её взяли на должность редактора, но позже главный редактор понял, что от неё мало толку, так как продуктивность её работы невысока из-за того, что Лариса то впадает в уныние, плачет и все должны её утешать, то смеется и радуется по пустяку, восторженно рассказывает о приятном для неё событии, и больше времени проводит в разговорах, чем за работой. Со временем её перевели на должность технического редактора и доверяли самую простую работу, не требующую срочности.

В свои 39 лет она оставалась романтичной, восторженной, любила романы «про любовь» и слезливые мелодрамы, проливала потоки слез над телесериалами, искренне верила в романтическую возвышенную любовь и надеялась встретить своего «прекрасного принца».

Она была довольно миловидной, и вначале некоторые мужчины пытались за ней поухаживать. Она конфузилась, жеманничала, но близости с ней никто не добился. Ее прозвали «старой девой» и больше её никто не домогался.

Однажды на редакционной мужской вечеринке один из разбитных журналистов, местный «донжуан», известный своими любовными похождениями, после изрядного возлияния, стал хвастаться, что «расколет этот орешек». Они поспорили с другим журналистом на ящик коньяка, и на следующий день ловелас принялся обрабатывать Ларису.

Его хватило ровно на две недели, после чего он сдался, купил проигранный ящик коньяка, и вместе с приятелями они устроили грандиозную пирушку.

Он рассказал, что провожал после работы Ларису каждый вечер. Они гуляли допоздна, читали друг другу стихи. Рассказывая приятелям об этом, он чертыхался и нецензурно бранился, так как стихи последний раз читал в 10-ом классе, но ему очень хотелось выиграть спор и очаровать Ларису, поэтому ему пришлось выучить «Я помню чудное мгновенье» Пушкина. Он с чувством продекламировал стихи Ларисе, стоя перед ней на одном колене и протягивая ей розу, а она чуть не прослезилась и искренне поверила, что он питает к ней такие возвышенные чувства. Они говорили о цветах и природе, о красивом закате и луне, но как только он пытался положить Ларисе руку на плечо, она шарахалась от него, как будто он сделал что-то неприличное. Он извинялся за свою «дерзость» и продолжал «осаду». Он говорил ей о своей любви и романтических чувствах, якобы был тайно влюблен в неё с первого дня, как только увидел, но не решался признаться.

По утрам Лариса, краснея, передавала ему письма, которые написала ночью, в которых тоже были романтические излияния, ловила его взгляд, вся вспыхывала, как только он входил в комнату. Но если он был на выезде, она грустила и смотрела в окно в надежде его увидеть.

Через две недели, провожая Ларису домой, её «поклонник» жалобно сказал, что «умирает от любви» и заслужил «примерным поведением» хотя бы один поцелуй. Она подставила ему щеку, и как только он слегка коснулся губами её щеки и попытался её обнять, Лариса тут же отстранилась и погрозила ему пальчиком, сказав, что он «плохой мальчик». Услышав это из уст 39-летней женщины, он едва сдержал ругательства, повернулся и ушел.

Своим приятелям он сказал, что его уже «тошнит» от её «сюсюканья про цветочки», ему надоело восторгаться красотами природы, и благодаря Ларисе он рискует стать импотентом и женоненавистником.

Но на этом дело не закончилось. Лариса смотрела на него влюбленными глазами, каждое утро клала на его стол очередное письмо с восторженными признаниями в любви. Ее незадачливый «соблазнитель» чуть не рычал от бешенства и стал всеобщим посмешищем. Он старался реже появляться в редакции, присылал кого-либо за материалами, чтобы самому не приходить. На его столе скапливались письма Ларисы.

В конце концов он перешел на работу в другую редакцию. Лариса погрустнела, осунулась, похудела, не спала ночами, плакала, в связи с чем обратилась за консультацией.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны.

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. Они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты.

2.Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.

4. Астено-невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи. Склонность к ипохондрии является особо типичной чертой.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

6. Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.

7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость, Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих. Такие дети любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки.


9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил.

10. Неустойчивы й тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту.

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения

Воспитание: оптимизм, уверенность в преодолении трудностей, надежда на достижение положительного результата, исключение фиксации внимания на дефекте, стимулирование компенсаторских возможностей, формирование умения объективно оценивать свои возможности, действия и поступки.

Методы – информационные, практически-действенные, побудительно-оценочные, обучение – учет зоны ближайшего развития. Методы контроля и самоконтроля, организации и осуществления образовательной деятельности.

Принципы коррекционно-развивающей деятельности
При организации коррекционно-развивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов:
1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.
2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.
3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).
4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения).
5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).
6. Индивидуальный подход к обучающимся.
7. Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору)).

Патологическое формирование личности. Механизмы формирования патохарактерологического развития. Виды патологических реакций у подростков. Педагогическая коррекция «тяжелого характера».

Патологическое формирование личности, связанное с неправильным воспитанием и неблагоприятными условиями окружающей среды.

Механизмы: закрепление личностных реакций, прямое стимулирование личностных реакций (возбудимость, закрепление робости, совести)

Варианты:

Аффективно-возбудимые – в условиях гипоопеки, аффект разряда (гнев, раздражение) неадекватные силы воздействия.

Тормозимый – встречается реже, неуверн в себе,робкий, обидчивый. Влияние запретов и внимание родителей.

Истероидный – демонстративность, стремление привлечь к себе внимание. Ребенок – кумир семьи.

Неустойчивый – отсутствие волевых задержек.

Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В классификации К. Леонгарда, разработанной на основе психологического анализа личности, предлагаются следующие типы акцентуаций характера: гипертимный, дистимический, эмотивный, тревожный, интровертированный, возбудимый, демонстративный, неустойчивый, аффективно-лабильный, педантичный и др. (Леонгард, 1981).

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. наибольшую известность получил термин к. Leongard (1968)-“акцентуированная, личность”. Однако, правильнее говорить об “акцентуациях характера” [Личко а. Е., 1977]. Личность - понятие гораздо болeе сложное, чем характер. Она включает интеллект, cпособности, наклонности, миpoвoззрение и т.д. В опис­аниях к. Leonhard речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин “акцентуированная личность” стали использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях п. Б. Ганнушкина (1933)

В целом, акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрез­мерно усилены, вследствие чего обнаруживается изби­рательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повы­шенной устойчивости к другим

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации ха­рактера сами по себе не могут быть клиническим ди­агнозом. Они являются лишь почвой, преморбидным фо­ном, предрасполагающим фактором для развития пси­хогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, ре­активных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувст­вительность к определенного рода психогенным факто­рам, Так и особенностям клинической картины. при эндогенных психозах некоторые типы акценту­аций, видимо, также могут играть роль предраспола­гающего или повышающего риск заболевания фактора

Типы акцентуаций, как уже было сказано весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Различия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях, разработанных в трудах П. Б. Ганнушкина (1998) и О. В. Кебрикова (1971). Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением индивида. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаются в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

Как мы уже рассматривали выше, К. Леонгард выделяет 12 основных акцентуаций характера: гипертимический, дистимический, циклоидный, эмотивный, демонстративный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, экзальтированный, интровертированный, экстравертированный. Рассмотрим содержательные характеристики отдельных типов акцентуаций характера, представленные в классификации Леонгарда (1981).

Гипертимический тип

Основными характеристиками этого типа акцентуации характера является оптимизм, усиленная жажда деятельности, высокая активность у подростков. При слабовыраженной акцентуации у подростка наблюдаются такие особенности, как общительность, устойчивое, хорошее настроение, уверенность в себе, активное стремление к деятельности, организаторские способности. При резко выраженной акцентуации характера по гипертимическому типу у подростка могут проявляться такие дезадаптивные качества, как легкомыслие, неразвитость этических норм и правил, безответственность, склонность к азартным увлечениям, побегам, ранней алкоголизации и ранним сексуальным связям.

Подростки, относящиеся к гипертимическому типу, с детства отличаются большой шумли­востью, общительностью, чрезмерной самостоятель­ностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незна­комцами, но зато недостает чувства дистанции в отно­шении к взрослым. В играх любят командовать сверст­никами. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все а лету, учатся неровно из-за неусидчивости, Отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта-почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настрое­ние. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, не­редко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается Вспыш­ками раздражения и гнева, вызванными противодейст­вием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, Подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие под­ростки рано проявляют самостоятельность и Независи­мость.

На гиперпротекцию со стороны родителей и вос­питателей с ее мелочным контролем, повседневной опе­кой, наставлениями. И нравоучениями, “проработкой” за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне бурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуа­циях не теряются, проявляют находчивость, умеют лов­чить и изворачиваться. К Правилам и законам пред­ставители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным. Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому-роли вожака и заводилы; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и легко могут ока­заться в сомнительной компании. Любят риск и аван­тюры.

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушев­ляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщатель­ности, кропотливого труда; аккуратностью не отличают­ся ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Не­удачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи: отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бы­вает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается.

Свои способности и возможности обычно переоцени­ваются. Хотя большинство особенностей своего харак­тера гипертимные подростки хорошо знают и не скры­вают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.

Гипертимический тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные па­тологические нарушения поведения (ранняя алкоголи­зация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимичская акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому и гипертимно-истероидному типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых травм мо­жет сформироваться гипертимно-эксплозивный тип пси­хопатии.

Дистимический тип акцентуации характера .

Этот тип прямо противоположен гипертимическому. Его представители смотрят на мир сквозь «темные очки», пессимистически. Преобладает серьезная настроенность и ответственность к своим поступкам, радуются они мало. Жизненная активность ослаблена, мысль замедленна. Не владеют умением контактировать с окружающими, в общении неразговорчивы, в беседе ограничиваются отдельными замечаниями. Наблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, В трудовой деятельности взрослый с подобной акцентуацией - тяготится шумным, большим коллективом, предпочитая работать в одиночестве, с сослуживцами близко не сходится.

Подростки этого типа акцентуации комфортно себя чувствуют лишь среди небольшого круга близких людей, которые их понимают, принимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие длительных, устойчивых привязанностей.

Пример: Вадим А. 16 лет. Учится в 10 классе Староста класса. К своим обязанностям относится очень ответственно.. С учителями и одноклассника ми тактичен, внимателен, не эгоист. Ребята к нему относятся хорошо, считая умным и справедливым человеком. Но свою должность он не любит т. к. надо командовать. Прожитый, в общем благополучный период жизни считает цепью неприятностей и неудач, помнит лучше всего плохое.. В будущем не видит радостной личной перспективы. Родители считают его нытиком, бирюком, стараются внушить ему оптимизм, втянуть в веселую компанию. Но он всячески сопротивляется хождению в гости, сидит там молча и отчужденно. В свободное время предпочитает одиночество: читает книги, столярничает. Однако свою замкнутость болезненно переживает, считая ее аномалией. Любит симфоническую музыку, художественную литературу с трагическим сюжетом, при этом оперетту и кинокомедию отвергает, считая их пустыми и неинтересными.

Тревожный тип.

Основной чертой этого типа акцентуации является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В детстве у них часто наблюдается симбиотическая связь с матерью или другими родственниками. Подростки испытывают страх перед новыми людьми (учителя, соседи и др.) Они нуждаются в теплых, заботливых отношениях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию его инициативы, активности.

Такие дети боятся темноты, пустой квартиры, животных, грозы. Мальчики компании сверстников избегают, считая ее грубой. Больше времени проводят среди девочек и младших детей. Тревожные дети опасаются попадать в конфликтные ситуации, но именно поэтому они часто в такие ситуации попадают: окружающие дети, подмечая их боязливость, нередко их обижают и даже бьют. Чтобы исправить это положение у них надо воспитывать волю и смелый, мужественный характер, умение постоять за себя, дать отпор обидчикам. Учителю же, при появлении такой тревожности у детей надо обращаться к ним не слишком категорично и требовательно. Нужно переключить их внимание на глубокое осмысление учебной работы, подбадривать и вселять уверенность в успехе.

Пример: Федя Н. 13 лет. В детстве отличался безмолвностью. Входя в комнату вечером, зажигал свет и осматривал пустое место под кроватью, в шкафу с опасением ища возможного злоумышленника. В общении проявлял робость, покорность, неуверенность и в какой-то степени даже униженность. Характерна также повышенная возбудимость мальчика. Дружил в основном с девочками своего возраста. Мальчики относились к нему как к козлу отпущения, открыто потешались над его недостатками. Несколько раз переезжал с родителями из города в город. К новой школе приспосабливался с трудом, все время ожидая подвоха и издевательств со стороны одноклассников. Так это и случалось. Боялся строгих учителей. Чтобы избавиться от страха стал прыгать с парашютом и закаливать волю другими способами. Однажды дал отпор обидчикам, после чего его не трогали. В последствии получил признание у ребят как хороший рисовальщик.

В целом для тревожных детей характерен пониженный фон настроения, Опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность. Долго переживает неудачу, неуверен в собственных действиях.

Эмотивный тип акцентуации.

Подростки этого типа характеризуются изменчивостью настроения, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные люди обладают развитой интуицией, чувствительны к оценке окружающих. Они комфортно себя чувствуют в кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.

С детства они чувствительны и мягкосердечны. Печальные события вызывают у них весьма глубокие, неприятные переживания. Но значительно сильны у них и радостные эмоции. Этими людьми владеют человеколюбивые чувства, они очень отзывчивы. Эмотивные личности похожи на экзальтированных, но отличаются от них меньшей крайностью своих эмоций и не такой большой скоростью их возникновения. Они характеризуются прежде всего как чувствительные и впечатлительные. Чувства этих людей находят заметное проявление во вне, особенно в мимике.

Пример: Юрий Г. 15 лет. С детства отличался впечатлительностью и жалостливостью. Так, в пятом классе он нашел больного воробья и хотел вылечить, но это ему не удалось, поэтому он, обливаясь слезами, похоронил его в саду.

В подростковом возрасте дружил с ребятами, предпочитающими прогулки на природе и чтение, грубым развлечениям сверстников. Декламирует стихи на школьных вечерах, причем это чтение бывает нередко со слезами на глазах, хотя этих слез он очень стыдится.

Таким образом, эмотивный тип характеризуется чрезмерной чувствительностью, ранимостью, глубоким переживанием малейших неприятностей, они излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них часто печальное настроение.