НАРОДНАЯ КУКЛА-ЗАКРУТКА,

КУКЛА-МОТАНКА

Самые первые куклы — мотанки появились более 6 тысяч лет назад. Куклы были обереговые, игровые, ритуальные. Ритуальными куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы.

В большинстве случаев кукла — это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза». Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Самая распространенная детская игровая кукла — «стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

ИСТОРИЯ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет куклу-пеленашку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла — простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной. белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.

Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам — платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.

Чаще всего свадьбы — особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала

Десятиручка - белорусская лялька-мотанка. https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/dsc01383.jpg Это была кукла и в помощь хозяйке. Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Туловище изготавливали из белой скрученной ткани, ручки из красной. Перевязывали красной нитью.
Русская многоручка зовётся Десятиручка, но она делается девушками, которые садятся за приданое. Десятиручка — это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным.

На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.

Кукла Филипповка- шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм. а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в радость. Чтобы рукоделие денежку приносило, на пояске у Филипповки привязывают узелок —
Игровая детская кукла - пеленашка - Самая простая делалась из свернутого лоскута, на котором завязывались платок и тряпица подобно спеленатому младенцу. Игрушка готова. Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным. Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Их мастерили из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало, и каждый лоскуток шел в дело.
Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать «кукол-лиходеек»: «Огнея», «Трясея» и др., олицетворяющие иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней. Весною их сжигали.

“Малышок - голышок”-
Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок - голышок”. Отличалась она техникой изготовления, ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и делали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок” был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Изготавливали его из одного лоскута.
Вепсская кукла - обереговая кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», т.е. не портилась. https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/dsc013801.jpg Делалась она из ношеных вещей матери, без использования ножниц и иглы. Для того чтобы жизнь ребенка была не «резаная и не колотая». До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Вепсы — люди непростые. Их осталось немного, но их традиция жива. Старинный обряд поэтапного изготовления такой куклы: в каждую деталь — в руку правую, в руку левую, в голову, в узелки — вкладывается часть образа, которые потом соединяются в единую картину. Такую куклу делают для человека, которому нелегко. Ведь вепсская кукла, напоминающая матушку-кормилицу, является образом материнской заботы, женской защиты и любви. Взрослым вепсская кукла помогала поверить в себя, успокоиться, почувствовать себя защищенным, как в детстве под маминым крылом.

Кукла “Барыня”-наиболее простой закрученной, свёрнутой игровой куклой считается кукла “Барыня”, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белойтканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички - это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

Кукла столбушка “Полено’’ исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище - кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Зерновушка (Горошинка) — обереговая кукла крупеничка для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу «зернушку». https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/p2040850.jpg?w=300&h=225 Делали ее после сбора урожая. В основе куклы — мешочек с зернами, собранными с поля. Всю зиму кукла притягивала в дом благополучие и сытость, дети играли ею наполняя своей силой любви и радости, затем весной зерна доставали и смешивали с другим посевным, урожаи получали всегда хорошие. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Кубышка-Травница - Тряпичная обереговая кукла, наполненная ароматными травами: мятой, мелиссой, чабрецом и др. Древнейший способ наполнить дом чудесными ароматами. Действует успокаивающе или бодряще. Эта кукла изготавливается без иголки. В льняную или хлопчатобумажную ткань накладывали травы, собранные во время весенних праздников, затем края присобирались и туго наматывались ниткой. Сверху привязывалась головка куколки и платочек, повязвался фартук. Берегиня сна»(Кубышка травница) с полезными травами (шалфеем, мятой, мелиссой) оберегала сон ребенка.

Филипповка — в руках был лакомник с зернышком и монеткой. Делалась такая кукла на посиделках на Филлипов день (27 ноября) по окончании полевых работ, сразу перед тем как вплотную заняться рукоделием зимними днями и вечерами. — Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая кукла, и делали её (также как дарили) на Филиппов день (Макоши день), 27 ноября. Филипповка же хранится в течение всего года. Можно повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе. Шестирукая кукла, помощница по хозяйству, хранительница порядка. Помогает женщине справляться с множеством дел, распределять свои силы, чтобы в доме были чистота, порядок, уют и лад.

Макошь(Параскева) - обереговая кукла женского образа. https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/dsc01382.jpg Мастерица всегда помощницу свою Макошь украшала всем, что используется в рукоделии, и лентами и бусинами. Часто делали куклу на крестовине сложенной из двух палочек. Макошь считалась помощницей хозяйки дома, отвечающей за рукоделие, мастерство и женскую долю. Кукла располагалась там, где женщина занималась рукоделием.Одевали куклу в русский народный женский костюм. На руки куклы девушки и женщины навешивали пояса, ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки, подушечку с иголками и т.д.У каждой хозяйки раньше обязательно была кукла-работница Параскева, помогала в домашних хлопотах. Русская женщиначасто говорит: — Как много дел, на все рук не хватает! Поэтому у Параскевы могло быть от восьми до шестнадцати рук, в каждой — какая-нибудь хозяйственная утварь.

Купало и Купалинка — эта обрядовая пара изготавливалась на праздник летнего солнцестояния. Купало отражал мужскую энергию, образ мужчины на земле и солнышка летнего Купало одновременно. Купалинка это женская водная энергия, олицетворение матери-земли. Кукол выполняли из трав, соломы, льна, тканей. Мужчины изготавливали Купалу, а женщины Купалинку. В некоторых источниках описывают сжигание кукол во время купальского костра. Но чаще разбирали на пучки соломки и брали в свои сады в виде оберегов.

Девка-Баба - эта игровая кукла изготавливалась девкой на возрасте для осознания разницы между девкой и замужней женщиной. Кукла была с одной стороны девицей, грудастой, яркой с косой; а с другой стороны матерью с младенцами. Кукла - баба, изображает мать, она уже не так выставляет себя на показ, ее красота больше сохраняется внутри в виде силы любви, направленной на свою семью, детушек.

Двойная кукла - перевертыш.

Кукла Желанница - выполнялась девушкой, на исполнение желания. Кукла оберег сделана из намотанных ниток, или закрученных в жгутик лоскутов. Жгутик складывали вдвое, вставляли волосы сделанные из ниток, перевязывали. Под головой в промежуток вставляли скатанный жгутик - руки. Затем куклу украшали и фартуком и бусами и лентами. С куклой девочка беседы душевные заводила, просила помощи, делилась секретами. Куклу никому не показывали. Исполнялась без ножниц и иглы.

Кукла Богатство -плодородие, обереговая, дородная с огромным бюстом и с узелками в руках была хранительницей достатка и благополучия в доме. На пояс привязывали младенчиков, так как богатство Рода в его продолжении, а значит в детках. В узелки вкладывали шерсть, зерно, копеечку — чтобы было тепло в доме, у овец нарастала шерсть, чтобы денежка не перевелась и хлеб-соль. Куклу вешали повыше и в чужие руки не давали. Выполнялась без иглы, как обережная кукла.

Куклы-неразлучники — Обрядовая свадебная народная кукла. https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/p1020641.jpg?w=300&h=225%D0%92 https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/p1020641.jpg?w=300&h=225В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя (эту сжигали, а ту, что при себе держали хранили в красном углу избы). Эти куклы были очень символичны - женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого дерева, кроме ольхи и осины (эти деревья связывались с нечистой силой).У кукол общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Стоят рядом красна девица да добрый молодец, и у них одна общая рука — символ единения, любви.

Куклу «Любаву« -
обегеговую куклу-Любаву, берегиню, с тесемочками и узелочком располагали над входом. Завязанные на тесемках узелочки-обереги не давали проникнуть в жилище темным силам. Изготавливали Любаву традиционно без ножниц и иголок.
Кукла-мотанка,
Берегиня - https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/p2080878.jpg
украинская кукла оберег, на лице у куклы изображали солнечный символ, солярный знак в виде креста. Обережным знаком, имеющим значение жизни, движения, небесной защиты. Кроме того символ креста образ соединения неба и земли. Одевали берегиню в народную вышитую поневу, юбку, фартук, рубаху. Волосы заплетали, украшали лентами, бусами. Украинская кукла содержит множество сакральных космогонических значений, которые были сформированы еще в трипольскую эпоху. Так, в основе своей головы она имеет скрученную сваргу, которая является основным мотивом на трипольских глиняных изделиях. Сварга символизирует движение Вселенной. Слово «развитие» содержит образ витка. Процесс сматывания куклы напоминает спиралевидное движение Вселенной, будто закручиваются энергетические вихри. Скручивание передает образ слоистого устройства тонких тел человека. Вообще завивание - это действие, которое соотносится с зарождением, ростом, связано с сотворением мира («вихрь», «повитуха», «сповивати», и мн.др.). Глаза на кукле не изображались, чтобы не произошло отождествление с живым существом. Люди верили, что в глаза может влететь душа. Крест на лице куклы как бы свидетельствует о пребывании её за пределами пространства и времени, поэтому она является архетипом, образом Великой Богини, проводником её силы. Это и делает её сакральной. Обозначенные же черты лица как бы навязывают определенный образ, загоняют в рамки и этим делают её обыденной игрушкой. Ведь за крестоподобным личиком можно увидеть образ в соответствии со своим внутренним миром. Готовый же образ может не соответствовать энергетике человека, для которого создается кукла, из-за чего человек может не воспринять куклу как отражение своего внутреннего мира, и тогда кукла не станет оберегом, а будет восприниматься как независимое существо, живущее отдельно от хозяина. А суть куклы - в энергообмене со своим хозяином. Крест в круге - это знак Даждьбога, то есть символ, который несет в себе солнечную энергетику. А наши предки звали себя «внуками Даждьбожьими». Крест является символом гармонизации духовного (вертикальная линия) и телесного горизонтальная линия), аналогично небесного и земного, мужского и женского начал.

Спиридон-Солнцеворот
Эта обрядовая кукла изготавливается, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены. Считается, что Спиридон-Солнцеворот поворотом колеса может изменить жизнь в нужную сторону.

В руках перед собой держит колесо, изображающее солнце.

Солнце дает нам возможность существовать и действовать. Питает светом все живое. Наделяет нас такими качествами: ответственность и пунктуальность (Солнце светит для всех одинаково и восходит всегда вовремя) Там где есть ответственность - будет процветание.

Отвечает за порядок, карьерный рост, лидерские качества, Здоровье Жизнерадостность. Счастье.

Спиридон Солнцеворот Мужчине помогает управлять (править) делами, хозяйством, бизнесом ит.д. Куклу дарят мужчине для умелого ведения дел и перемен в жизни.

Спиридона желательно поставить на видном для хозяина месте в доме. (возле рабочего места или на восточной стороне) Кукла могла быть изготовлена из лыка (пропаренные волокна липового луба. Лыко выделяет фитонциды, что способствует очищению воздуха в доме.

Свадебная кукла Роща -- кукла Мировое древо https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/p2080874.jpg
Мировое дерево символизирует единство мира (крона - Небеса, ствол - Мир живых людей, корни - Подземное царство). Это образная модель Вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. «Мировое древо», как обереговые куклы, изготавливается без использования иголки, чтобы счастье не зашить. Мировое Древо украшало свадебный пирог, середину которого с куклой-оберегом получали молодые. Важно, чтобы куколки смотрели глаза в глаза. После свадьбы Мировое древо занимало почётное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами. Кукла Роща — символ и оберег семьи, единство соединившихся родов, где корни — это предки, а ветви — новая семья и её потомки. Оберег новой семьи, ведь при разладе, если возникла мысль разойтись, понимаешь: отломишь от рогатины сучок — обратно не вернёшь, и целого уже никогда не будет. Кукла делается на рогатине: это слияние воедино двух судеб, двух родов (ведь эта кукла — ещё и родовое древо), становящихся единым целым, более крепким, чем отдельные веточки. Втыкание рогатины в каравай — это образно растущее из земли дерево, и молодым вместе нужно будет возделывать землю — жизнь, растить урожай — деток.
духов. Люди верили, что кукла охраняет сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом. «Погремушки-лапушки» — гроздья ярких тряпичных мячиков, набитых ветошью, и «куклы-куватки» предназначались для самых маленьких, их развешивали над колыбелькой. Расплачется ребенок на помощь приходила кукла «Утешница», обвешанная сладостями. А уж не дай бог заболеет, принималась мать мастерить «Сударушку», закручивает да приговаривает: «Бабушка-сударушка, помоги моей доченьке. Имелось много обрядовых кукол: но самая нарядная и красивая была Пасхальная кукла(Славянская Веснушка). Лучший материал, прочные тесемки, пояски, самые яркие краски берегли для этой куклы. Делали пасхальных кукол к весеннему равноденствию к середине марта(Вербному воскресенью, за неделю до Пасхи), ставили на стол между пасхальными дарами. На Вербное воскресенье устраивались вербные базары, дарили друг другу игрушки: льняные — чтобы лен уродился, тряпичные нарядные, самых ярких красок — чтобы нарядов было много. Древние славянские символы адаптировали к новым условиям, и они продолжали свою жизнь в христианских обрядах.. Куклу Березку(Она же Зима, Масленица, Морена) топили в реке на Троицын день. Бывало, понравится девице парень, а он на нее не глядит — тут без куклы Устиньи не обойтись. Раз в год — под Рождество, на Святки, девица делала лыковую куклу с большой грудью и вешала ее на дверную ручку или подбрасывала в сени к парню с записочкой: «Иван, не заморозь Марью!» Часто кукла помогала. Полезные куклы сопровождали человека всю жизнь. Они обязательно были в избе, без них не обходились обряды инициации (посвящение в разряд взрослых), свадьбы, считалось, что они защищали от злых сил, принимали на себя болезни.

Отдарок на подарок - игровая кукла-мотанка, с малышом, иногда с узелком изготавливалась ребенком получившим подарок от кого-то из родных или знакомых. Делалось это для того, что бы ребенок учился не только принимать, но и отдавать, в данном случае благодарность переходила в творческое усердие, что еще способствовало развитию умений.

Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что - то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая - “кукла с косой’’. Третья - “молодуха’’. Четвёртая - “кукла нарядная’’, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.
Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.

Веснянка, Веснушка - обрядовая веселая и задорная кукла скрутка. Выполнялась из двух скрученных лоскутков, с использованием ярких цветных ниток для волос. На крестовине из свежих палочек, можно было изготовить Веснушку. На «Веснянки», в весеннее равноденствие девушки делали этих кукол, показывали друг дружке, и с ними вместе весну — красну зазывали. Пестрых куколок дарили подружкам или другу с пожеланием молодости, здоровья, цветения. Иногда, соломенных кукол во время гуляний и разжигания костров сжигали.

Мартинички — эти обрядовые куклы являлись атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и жаркого солнца. Куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели они и второе значение. С рождением ребенка в семье пара неразлучная свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. Они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы.

Берегиня — архаичное наименование доброго, оберегающего человека начала. Люди обращались к добрым богам с просьбами о хорошем урожае, дожде, исцелении, защите от сглаза, темных сил. Куклы выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол-закруток (кукол-мотанок). Они служили оберегами жилища, детей, сна, хозяйства, имели культовое, обрядовое назначение и в то же время были самыми распространенными детскими игрушками. Делали их из одежды близких родственников. Куклам никогда не рисовали лицо. Именно через лицо в куклу вселяется душа. А душа может быть не обязательно добрая. Безликую куклу мастерили в зависимости от жизненной ситуации и никогда не выбрасывали. Таких мотанок за всю жизнь у одного человека набиралось множество. Считалось, что они приносят удачу и богатство, являются магическими символами плодородия и продолжения рода.
Существовал обычай: как только женщина понимала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куклу-мотанку величиной с младенчика. Бережно скручивая ткань, вкладывала в эту игрушку всю свою любовь и ласку к будущему ребенку. Работала без иглы и ножниц: нельзя, чтобы руки прикасались к металлу. Куклу заворачивали в одеяльце, перевязывали пеленальным поясом и за две недели до родов укладывали в люльку, где она дожидалась рождения малыша, оберегая это место от дурного глаза и злых

Куклы делились по размеру — на:
локтевые, ладонные, пальчиковые.
* Можно классифицировать куклы по способу изготовления.
* Предлагаем следующие типы:
1. Основа куклы 2 прямоугольника («куватки», «пасха», «неразлучники», «Кузьма и Демьян»). Жгутиковые, свернутые скалкой куклы.

2. Куклы, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали (день и ночь, ангел, колокольчик, покосница, закрутка) иногда на эту основу крепится грудь. (вепсская, капуста). К этому же типу можно отнести куклу «мировое дерево». «Мировое дерево» имеет в основе разветвленный сучок, но куклы делаются по этому же принципу.

Эту куклу можно закрепить на крестовине из палочек.(Богатство, Макошь)

3. Куклы столбушки, полено основа, которых скатка из бересты, ткани, полешки.

4. Куклы в основе которых мешочек (зольная, кубышка- травница, зернушка, крупеничка).

Схема изготовления игровой куклы

Итак, что нам с вами потребуется: ножницы, иголка, нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы, которая называется «скалкой», маленькие пуговки, цветная тесьма, нитки «мулине» для косы, бисер или мелкие бусинки.
Сначала изготовим «скалку». Плотно скатаем кусок ненужной ткани и обошьем его белой тряпицей, можно для этой цели воспользоваться старым журналом, скатав его в трубку и тоже обшив белым материалом. Зрительно делим «скалку» на пять частей, одну часть занимает лицо, остальное — туловище.
Теперь сошьем для куклы сарафан. Возьмем лоскут прямоугольной формы шириной приблизительно 2,5 объема «скалки», стачаем его и украсим тесьмой. Затем верх сарафана наберем на двойную нитку, наденем на «скалку», затянем и завяжем узлом нитку. Сарафан готов. Сделаем к нему пышные рукава тоже из прямоугольных кусочков материи, стачав и собрав на нитку в двух местах: вверху и внизу. Рукава пришиваем в месте соединения сарафана и головы куклы.
Из ниток «мулине» сплетем косичку и прикрепим ее. Затем завяжем ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжем тесьмой сарафан.
_Кукла-скрутка — это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. В каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, а либо обережными.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. Такими куклами не играли.

И смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту… А порой — и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. И для разных целей куклы изготавливались разные.
Куклы-скрутки — удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся нам в этой затее: кукла-скрутка изготавливается БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГЛЫ и ножниц. И в этом тоже был заложен огромный смысл.
Кроме всего прочего, изготовление куклы-скрутки имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом.
Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях. Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство.
Если изготавливается кукла-оберег, нужно использовать свежесорванную «живую» веточку с «хорошего» дерева. Это правило для большинства народных кукол.

Девкина Забавка. Самая простая игровая кукла, которая изображает взрослеющую девочку. Служит подружкой и советчицей в сердечных делах, оберегает сердце от тоски

Типы и назначение народной куклы

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.

Обереговые куклы:

1. Куватка
2. Ангелочек
3. Лихоманки
4.Макошь, Параскева
5. Вепсская
6. Богатство
7. Любава
8. Берегиня
9. Кубышка-травница
10.Крупеничка

Обрядовые куклы:
1. Неразлучники
2. Мировое дерево
3. Масленица и «Домашняя Масленица»
4. Коляда, Спиридон-Солнцеворот
6. Мартинички, Веснушки
7. Покосница
8. Купавка и Купало

Игровые куклы:
1. Столбушки
2. Малышок — голышек
3. Барыня
4. Кукла «на выхвалку»
5. «Простоволосая»
6. «Кукла с косой»
7. «Кукла нарядная»
8. Девкина забавка

Мотая куклу, мы закручиваем энергию, мотаем долю. Чем больше закручиваем нитку, тем кукла становится энергичнее. Это ответственная духовная работа. Таким образом, кукла сохраняет энергетику, информацию своего создателя. Она всегда отображает внутренний мир мастерицы, что проявляется в «характере» куклы: облике, цветовой гамме, фасоне одежды, размере и пр.

Большое значение имеет день, когда сматывается кукла. В пятницу - день Мокоши и воскресенье - день Рода, всех Богов - не следует делать куклу. Так, народный мастер Валентина Бердник-Сокоринская при изготовлении куклы-мотанки всегда придерживается значения праздников и фаз луны. Например, на плодородие, богатство кукла делается на фазе возрастания луны, на семейное счастье и успешные дела - когда луна полная, а на фазе убывания делаются куклы на отворот от проблем и болезней.

Условно работу над куклой-мотанкой можно разделить на два этапа: создание тела куклы и создание наряда. Когда мотается тело куклы, узелки не завязываются. Один узелок завязывается в самом конце, когда тельце куклы пеленается, в месте пупа, что символизирует рождение, перевязывание пуповины, и в этот момент закрепляется сила намерения мастерицы. Считается, что завязывая узелок, нужно загадывать желание. Допускаются узелки при изготовлении рук (закрепление по краям валика для рук), это можно объяснить тем, что руки изготавливаются отдельно, а потом приматываются к телу куклы. Но куклы-мотанки могут и не иметь рук.

Начатую куклу нужно обязательно закончить во избежание несчастий.

СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБСТВА КУКЛЫ-МОТАНКИ

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки - знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии - знаки воды; горизонтальные линии - знаки земли, ромбики с точками внутри — символ засеянного поля; вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы.

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу - Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.

А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках и в алтайских селах. Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

В названии куклы — мотанки кроется её суть: эту куклу не вяжут и не шьют, её только мотают. Использовать нужно исключительно натуральные материалы. Замечательно, если ткань будет ручной работы. В куклу могут вплетаться сухие травы, цветы, использоваться кочаны кукурузы, вкладываться зерна.

Этот оберег делают практически без узлов, поскольку наши пращуры боялись «завязать долю». Прикасаться к кукле колющими предметами (иголками, ножницами) нельзя, можно её обидеть, ведь кукла - одухотворенное своим создателем существо. Ткань и нитки для кукол желательно рвать руками, но можно и резать, главное, чтобы не прикасаться к самой кукле ножницами. Очень хорошо создавать куклу из кусочков старой одежды, которая принадлежит родным любимым людям, например, бабушкам и дедушкам, ведь она пропитана их энергией, и кукла будет излучать её, передавая потомкам. Но обязательно нужно проследить, была ли эта одежда «счастливой». Нельзя использовать ту одежду, которую носили во время сложных жизненных ситуаций, во время болезни, в стрессовых состояниях.

Создание куклы-мотанки - это действо нового рождения. Каждая кукла - это живое существо, она несет определенные энергии. Подобно человеку она рождается только после того, как узнает свое предназначение, задание в этом мире. Кукла - это медитативный предмет. Мотая её, женщина находится как бы между мирами: ощущая связь с Навью - предками, очищая прошлое, утверждая силой своей веры Явь - настоящее, «проявляя» нужные образы и таким образом формируя счастливое будущее, праведные мысли - Правь. Мотая куклу, женщина мотает свою судьбу. Поэтому самый важный этап в изготовлении куклы-мотанки - формирование идеи, замысла, образа. А уже под идею подбирается материал и появляется имя куклы, то есть замысел реализовывается. Мастерица должна решить: с какой целью она будет делать куклу, в чем она будет помогать её обладателю, какие сокровенные желания реализовывать. Например, помириться с кем-то, если поссорились, тогда в куклу закладываются образы прощения, или решить семейные проблемы, тогда вкладываются соответствующие этому замыслу образы и пр.

Эти образы вкладываются тогда, когда скручивается валик для головы куклы, который напоминает трипольскую спираль. Ведь именно в голове зарождаются мыслеобразы, таким образом, голова куклы является главным носителем энергии замысла её создателя. Когда мы этот валик покрываем тканью для лица, благословляем это существо. Мотая крест на лице куклы, можно закладывать определенное символическое число. Куклу мотают только в благостном настроении, с молитвами, можно наполнять её энергией Живы, заговаривать, то есть находиться в священном молитвенном стане. Нитку мотаем по Солнцу (посолонь), направляя энергию в русло роста и развития.

Наряд для куклы, пока он не примотан, можно вышить, подшить к нему кружево, украшения. Также и головной убор можно пошить отдельно. Элементы одежды куклы тоже имеют обереговое символическое значение. Юбка символизирует землю, вышитая волнистая линия на фартуке указывает на связь с водой, сорочка - триединство мира, головной убор (лента, платок, очипок) - связь с небом.

Изготовление Вепсской куклы

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
Тряпичные куклы

Русская, тряпичная куколка простая Славила Россию игрушка удалая. Бодрая, веселая, немного озорная, А по нраву русская, а значит нам родная. В этих куклах доброта и грусть, Они помнят Киевскую Русь. Мы берем этих кукол в руки - Оживают истории звуки...

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э.. В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились с куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали где непопадя то, жди беды.

История тряпичной куклы
Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. С давних времён в быту русской деревни тряпичная кукла была традиционной игрушкой. Недостатком тряпичной куклы было лишь то, что её нельзя было мыть. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали особый смысл.

Классификация кукол по назначению
ИГРОВЫЕ ОБЕРЕГОВЫЕ ОБРЯДОВЫЕ
Столбушка Ангелочек Неразлучники
Малышок-голышок День и ночь Масленица
Кукла с косой Венская Коляда
Девка-баба Колокольчик Купава

Куклы были разные. По предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы: обрядовые куклы, куклы-обереги и игровые куклы.

Куклы игровые Игровые куклы делались,чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.
«Девка-баба» «Зайчик на пальчик» «Отдарок на подарок» (Перевертыш) (Одна из первых игровых кукол) (Кукла вежливости)

МАЛЫШОК-ГОЛЫШОК

Обрядовые куклы У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное».
«Масленица» домашняя

Кукла «Неразлучники». Парочка
Свадебную куклу «Парочку» изготавливали из трёх красных лоскутков одинакового размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закреплённую на полотенце. Когда рождается в молодой семье первый ребёнок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребёнку или хранили всю жизнь, как оберег семьи и брака.

Куклы обереги Они оберегали жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.
Кукла «Берегиня» Охраняет и приносит благополучие дому. - Злых людей не пускает, а Добрых встречает!
«Кубышка - травница»
Кукла наполнена лекарственной травой, травяной запах отгоняет злых духов и болезни.

Ровно год был отпущен оберегу, который назывался "12 лихорадок". Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Современные тряпичные куклы
В наше время тряпичная кукла приобрела немного другой вид, у неё есть лицо, ей можно менять одежду. Дети с удовольствием играют с ними. Они экологичны и безопасны для детей.

В наше время дети, как и раньше, любят куклы и учатся делать их сами. И если вложить в них труд, усердие, терпение и тепло, куклы получаются «живыми» и они служат долгое время. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.

История тряпичной куклы

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Согласно культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготавливались фигурки, в которых они должны вселиться, - прообразы будущих кукол. Древние типы кукол или человеческих фигурок, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Со времён петровских преобразований постепенно в Россию стали проникать из-за границы игрушки, в том числе куклы, для богатых людей. Возрождение искусства изготовления рукотворных кукол началось в начале 90-х годов XX века. Очаровательный, уютный мир дворянских усадеб вновь ожил в образах многочисленных «городских» кукол. Самым крупным санкт-петербургским центром по изготовлению рукотворных кукол в национальных и светских костюмах разных времен и народов стало художественно-производственное объединение «Потешный промысел». Первые авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, появились в 17-18 веках. Они предназначались для царских детей и детей представителей высших слоев общества государства Российского. А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место. Первые авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, появились в 17-18 веках. Они предназначались для царских детей и детей представителей высших слоев общества государства Российского. А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место. Рукотворная русская игрушка в первые годы советской власти переживала глубокий кризис. Тяжелые времена революционных потрясений и гражданской войны отнюдь не способствовали ее развитию. С другой стороны, рукотворная игрушка начала активно вытесняться фабричными куклами, штампованными металлическими игрушками. Однако с течением времени интерес к игрушке, особенно крестьянской, стал, постепенно расти. Традиционная матерчатая кукла - это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная ив льна или пеньки, наряд из пестрых лоскутков - вот такая была кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота - почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле! Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Пока дети были маленькими. Кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ. Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало - "их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало. Они так и переходили от одной девки к другой", ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы. Первые куклы изображали высших и могущественных существ - Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь и др.), дали им имена, поклонялись и просили помощи и защиты. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисман По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

Обереговые куклы:

1. Куватка

2. Ангелочек

3. Лихоманки

4. День и ночь

5. Параскева

6. Вепсская

7. Бабушкина кукла

8. Колокольчик

Обрядовые куклы:

1. Неразлучники

2. Мировое дерево

3. Масленица и «Домашняя Масленица»

5. Кострома

6. «Кукушечка» и кукла Кукушечка

7. Покосница

8. Купавка

10. Зольная кукла

11. «Козьма и Демьян»

12. Капуста

Игровые куклы:

1. Столбушки

2. Малышок - голышек

4. Кукла «на выхвалку»

5. «Простоволосая»

6. «Кукла с косой»

7. «Кукла нарядная»

8. Девка-Баба

  • Кроме того куклы делились по размеру на локтевые, ладонные, пальчиковые. Название говорит само за себя.
  • Мы предлагаем классифицировать куклы по способу изготовления.
  • Мы предлагаем следующие типы:

1. Основа куклы 2 прямоугольника («куватки», «пасха», «неразлучники», «Кузьма и Демьян»)

2. Куклы, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали (день и ночь, ангел, колокольчик, покосница, закрутка) иногда на эту основу крепится грудь. (вепсская, капуста). К этому же типу можно отнести куклу «мировое дерево». «Мировое дерево» имеет в основе разветвленный сучок, но куклы делаются по этому же принципу.

3. Куклы столбушки основа, которых скатка из бересты, ткани, полешки.

4. Куклы в основе которых мешочек (зольная, зернушка, крупеничка).

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ Школа № 1412 СП 8

ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ

Н

А РУСИ

ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА

Рукотворная тряпичная кукла служила для наших предков не просто куклой для игры, а своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. В изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из тряпичных шариков и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута , специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья . И не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскут для кукол всегда рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.


Кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света.

В народе куклам не давали имени собственного. Имя уподобляло куклу человеку, конкретному лицу. Значит, с помощью нареченной куклы можно было нанести вред, воспользовавшись сходством имен для колдовства. Называя куклу по имени, можно было потревожить и дух кого-либо из покойных родственников. В целях защиты от злых сил, из предосторожности куклы и оставляли немыми, безымянными, а если и нарекали, то собирательно: ляльки, маньки, матрешки, цацки… Чаще всего их так и называли – «куклы», обособляя тем самым от других игрушек. Условный язык безликой безымянной фигурки позволял ей выполнять разные обрядовые роли.

Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Они считали, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

Тряпичная кукла обладала не только огромным смысловым, но и видовым разнообразием. Народная память сохранила множество традиционных образов кукол.

По назначению их делят на три группы : обереги, обрядовые и игровые, по способу изготовления – на закрутку и сшивную. Некоторые мастера подразделяют еще и по образу : на куклу-крестьянку и куклу-барыню.

Куклы, наделенные тотемной и обрядовой символикой , бережно хранились в каждой семье и передавались из поколения в поколение. Такие куклы делались в течение всей жизни, начиная с детства, и лишь вторично они могли выполнять функцию игрушки. Эти создания были маленькими божками в доме, с ними беседовали, поверяли им свои беды и радости, призывали на помощь.

В традиционной русской культуре обрядовая кукла занимала особое место, играя на определенном этапе истории важную роль не столько в жизни ребенка, сколько в жизни взрослого члена семьи, особенно женщины, матери. Она была непременным участником всех древних ритуалов и магических мистерий, находясь в центре большинства обрядов календарного и семейного циклов. По древним поверьям, она могла принять на себя болезни и несчастья, помочь в урожае. Ее дарили новорожденному, чтобы она отгоняла злых духов; невесте, как благословение на замужество; роженице клали в постель для облегчения родов.

Квадратные лоскуточки, из которых делались обрядовые куклы, нельзя было резать и шить иглой. Их можно было только рвать, и то по долевой нитке. Далее, говоря на языке мастериц, куколка «вертелась», или «крутилась». Переодевание куклы не предусматривалось, она создавалась как цельный образ, уникальный в своей единственности и художественности.

Ее декоративное исполнение также играло далеко не последнюю роль.

Например, куклы в праздничных костюмах, где каждая деталь и цвет имели также свою символику, дарили своим самым близким и родным людям на именины, крестины и другие важные события как знак скрепления родовых уз. Таких кукол в семьях, принадлежавших различным сословиям, собиралось огромное количество.



Видов тотемных кукол великое множество. Так, двойная кукла «День и ночь», оберегала порядок в доме. Днем ее поворачивали на светлую сторону, а вечером – на темную.

К
укла «Колокольчик» оберегала дом от дурных вестей, помогала поддерживать в нем хорошее настроение.


А вот куклы «Лихоманки» служили оберегами от болезней. Их должно было быть 13 – по магическому числу. И вешались они за печкой.

Они делались особым способом и со специальными наговорами. На Масленицу их сжигали для того, чтобы вместе с ними из дома ушли все беды.



С помощью кукол «Куваток» (куватка – младенец, новорожденное дитя) муж во время родов жены разными способами выманивал злых духов, позднее эта кукла стала оберегом и первой куклой новорожденного, которую клали в колыбель, а потом она "охраняла" сон ребенка. Мамы при этом приговаривали "Сонница-бессонница, Не играй моим дитятком, А играй этой куколкой"

Кубышка-Травница несла с собой здоровье, защиту, утешение и отгоняла духов болезни. И это неспроста, ведь внутри куклы содержался мешочек с разными целебными травами. В случае недомогания разминали куклу в пальцах и тут же по комнате разносился аромат эфирных масел этих целебных растений.


Именно поэтому, Кубышку-травницу издавна имели в каждом доме, а в случае необходимости, ставили у постели больного, подвешивали над детской кроваткой или просто давали в руки поиграть.

К обрядовым куклам относится и "Зернушка", которая имеет глубокий символический смысл. Кукла обязательно внутри наполнялась зерном, гречихой, пшеном или горохом. Ее дарили на Коляду, Рождество и на другие праздники, чтобы урожай был богатым. Женский образ куклы напрямую связан с матерью-землей, рождающей всходы.


Традиционно Кукла-Зернушка делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова, повязывалась платком и тесьмой-пояском (иногда с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце).

Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях жизни, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам. Они были хранителями жилища, сна, здоровья, хозяйства и благополучия семьи.

Одной из древнейших обереговых кукол на Руси была вепсская кукла, которая сопровождала жизнь человека с самого его рождения. Она представляла собой образ замужней женщины и символизировала благополучие и достаток, а также женское здоровье. Ее тоже изготавливали без применения ножниц и иголки, ткань просто нарывали из лоскутков материнской одежды и связывали детали между собой. Мать готовила куклу таким способом еще до рождения своего ребенка, желая тем самым сделать его жизнь «не резаной и не колотой». Лежа в колыбельке малыша, кукла оберегала его от сглаза и одновременно несла на себе образ матери-кормилицы, способной прокормить всю семью Внешний вид и название Вепсской куклы зависел от той роли, которая ей приписывалась.

Вепсы – один из народов, принадлежавших к финско-угорской языковой группе. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившие свои традиции и обряды.

Если в семье была девушка на выданье, то куклу делали красивой да нарядной, а называли Капусткой. Рожаница помогала в родах, а Кормилка и Берегиня - в заботе о малышах и семье в целом. В этом случае куклу представляли с воздетыми к Небу и Солнцу руками.



Детали вепсской куклы стягивали обрывками разноцветных нитей. При этом узлов не делали, только обвивали ткань ниткой, а ее конец заправляли. Ткань традиционно выбирали натуральную: хлопковую, льняную или ситцевую. Вышивка была необходимой деталью костюма и выполнялась в основном красными нитками разных оттенков. Этому цвету придавалась особое значение - "обережное".

К обрядовым относится и летняя кукла одного дня «Купавка». Ее делали к началу купаний и связывали с праздником Ивана Купала. К рукам «Купавки» привязывали множество тесемочек, которые символизировали болезни людей, невзгоды. Ее украшали травой, цветами, зелеными ветками и в день праздника сплавляли по воде, веря, что вода очистит человека от всех бед.

Кукла также была одним из главных действующих лиц поэтичного древнего обряда «похороны кукушки ». Он проводился перед Троицей и служил посвящением девочек-подростков в девушки. Девочки уходили в лес и водили там хороводы, пели песни, обменивались венками и специально сделанными куклами из сухой травы «кукушкины слезки». Здесь же происходила церемония похорон кукол. Смысл обряда заключался в избавлении девочек от качеств, присущих кукушке, в прощании с детством и вступлении в мир взрослый жизни.

Куклы также занимали одно из центральных мест в русском свадебном обряде, сопутствуя каждому акту церемонии. Так, свадебная пара «Неразлучники», изготавливалась из одного лоскута, чаще всего красного цвета, как символа жизни. Эта парная кукла связывалась одной неразрывной нитью и имела единую руку, символизировавшую нерасторжимость брачных уз, готовность мужа и жены идти по жизни рука об руку, быть вместе в радости и в горе.

Дети имели свои более незатейливые игровые куклы . Они были очень условны и просты в изготовлении. Одной из распространенных детских игровых тряпичных кукол была кукла «Малышок-голышок» . Отличительной особенностью техники ее изготовления, было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Также нитками обозначали голову. Кукла была голенькой, без одежды, но с поясом, который в русском традиционном костюме всегда считался сильным обереговым знаком. Такая игровая кукла своим элементом незавершенности стимулировала тем самым воображение детей, поскольку им разрешалось придавать ей черты лица, одевать. Кроме того, кукла, наделенная магическими свойствами, развивала, по верованиям древних, материнское начало в ребенке и чувство семьи. К примеру, до недавнего времени в сельских местностях ставили чучела на огородах. Современные селяне, наверное, уже и не знают, что на самом деле чучело – это отголосок древних кукол хранителей урожая.

Шились куклы детям редко, чаще они сворачивались взрослыми, как, например, простая кукла «Барыня», на скорую руку. Она состояла из туловища, покрытого белой тканью и перевязанного в трех местах. Затем голова накрывалась длинным лоскутом, перехватывалась вокруг, остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетались косички – руки. На такую «болванку» надевали юбку, передник, сверху повязывали косынку, и кукла была готова. Смастерить (сшить или свернуть) куклу дети могли сами уже с трех- четырех лет. Первые детские куколки представляли собой небольшие стилизованные примитивные человекообразные фигурки. Безусловно, отличаясь от кукол, сделанных взрослыми, они в то же время были актом детского творчества. Играли в куклы и мальчики и девочки до семи–восьми лет, т.е. до той поры, пока они носили единообразную одежду (длиннополые рубахи). Девочки до 12 лет играли и шили уже более затейливые куклы «на выхвалку», сравнивая потом, у кого куклы получились лучше. Играли в куклы и девушки, и молодые замужние женщины. Их приносили на посиделки, брали с собой в гости, на работу. Среди всех видов женского рукоделия кукла занимала особое место. По кукле судили о вкусе и мастерстве ее владелицы.

К концу XIX в. функции тряпичной куклы начали изменяться заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной, они все больше становилась игровыми. Утрачивая былую магическую роль, менялся и ее облик. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке. Тряпичная кукла «обретает лицо», которое становится важнейшим элементом кукольного облика. В его создании участвуют средства пластики, линии, цвета. Черты лица конкретизированы с помощью рисунка, росписи, вышивки.

Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие.

Светлана Битель
«Народные тряпичные куклы»

Презентация

"Народные тряпичные куклы"

Для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи презентации:

Познакомить детей с историей возникновения народной куклы;

Дать представление о разнообразии видов тряпичных кукол;

Научить делать куклу Утешницу.

«Когда делаешь кукол, - рассказывают мастера, - откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки…»

Из презентации дети узнают историю возникновения кукол, из какого материала делались куклы, в каком возрасте дети начинали "вертеть" кукол, как относились к куклам, на какие виды можно разделить кукол по их предназначению.

Текст презентации.

Кукла пришла к нам из глубокой языческой древности, когда она являлась магическим предметом. В стародавние времена кукол приносили в жертву богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды, счастливой любви.

Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Исследователи считают, что наиболее ранними куклами считаются зольная кукла и кукла“полено"

Материалы брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки». Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.

В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились с куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали где непопадя то, жди беды.

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика . Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

От ловкости и усердия, с которыми девочка «вертела» кукол, зависело суждение людей, прилежной ли хозяйкой она вырастет.

Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол. Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.

Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней. Учитесь и вы создавать народные куклы. Гордитесь, что приобщаетесь к народным традициям и культуре.

Куклы были разные. По предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы: обрядовые куклы,

куклы-обереги (обереговые) и игровые куклы.

Игровые куклы

делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

(куклы раннего детства, куклы начальной школы)

Девка-баба (перевертыш,

Столбушки,

Кукла счастья,

Зайчик на пальчик и др.

Обереговые куклы

призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.

(обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

Пеленашка,

День-ночь (оберег жилища,

Куватка,

Зерновушка (багач)

Лихоманки – трясовицы и др.

Обрядовые куклы

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

(обряды календарного цикла, жизненного цикла, закличка весны)

Зольная,

Веснянка,

Берестушка,

Вербница,

Парочка (неразлучники) и др.

Многие народные тряпичные куклы зачастую очень трудно отнести к какому то одному виду, одна кукла может относятся сразу к двум видам. Например "Зайчик на пальчик" обереговая и игровая кукла, "Зольная" кукла обрядовая и обереговая.

Гордитесь, что приобщаетесь к народным традициям и культуре.

«Кто в куклы не играет, тот счастия не знает! »-

гласит русская народная поговорка