Этот пост навеян разговором в комментариях у моей френдессы. Так как тема мне кажется важной, я решила записать отдельно свои мысли

Мне иногда очень радостно слышать от других, не очень с нами знакомых людей:
- какая у вас Алиса спортивная!
- Алиса такая ловкая, такая активная
и т.п.
И не только потому, что я любуюсь своей девочкой, но и потому, что это - серьезная похвала мне лично.

Дело в том, что для того, чтобы Алиса бегала, прыгала, каталась, плавала и т.п. мне ВСЕГДА нужно прикладывать усилия. Да-да-да. Если ее не трогать - она ляжет на диван. Проверено:))))
И никакой пример папы, мамы, старшего брата - ничего это не работало. И компания друзей спортивных не дает особого эффекта. Нужны постоянные, подчеркиваю - ПОСТОЯННЫЕ стимулы.
- зарядка - через сказку
- кататься на велосипеде - ищем клады, отправляемся в путешествие, едем за яблоками
- кататься на роликах - соревнования, подружка, мелки
- плавать - через смех, брызги, догонялки, любимого тренера
- рукоход, лазать по шесту и канату - на "слабо"
- прыжки в воду - через адреналин, эмоции
и так во всем!

Хорошо это или плохо?
Ну, это - жизнь. Это - есть. При том, что мы с ней занимались физическим развитием, как и со Славой, и с Аленкой, с рождения, всегда, постоянно, без перерывов. И ведь темпераментом не обделена. Но вот так у нее. Чтобы начала двигаться - надо раскачивать. Когда раскачаешь - делает с удовольствием, и на какое-то время ей хватает. Но проходит время, и снова нужно поддерживать, провоцировать, подталкивать...

Мне несколько раз задавали вопросы: ну, если все так непросто, так может не стоит трогать ребенка?
Честно скажу: был момент, когда я устала и пустила все на самотек. Не хочешь - не надо.
И вот тогда ребенок лег на диван. Даже не сел, а именно лег. Она стала лежа играть, читать, рисовать. Выйти из дома стало проблемой. И так продолжалось не один день, и даже не одну неделю. Больше месяца ребенок вел лежачий образ жизни. Потом мы поехали на море. Там с лежачим образом жизни сложнее. Но даже там она готова была лежать на берегу. Вот тут я решила, что хватит экспериментов - начинаем действовать. И ребенок стал радостно плавать, прыгать, бегать, кувыркаться, кататься и т.п. И был при этом счастлив!

Я честно не знаю, почему оно вот так бывает. Не знаю. Мысли есть, но я не готова их озвучивать, не хватает фактов в поддержку моих предположений

Тут можно задать вопрос: а что, без спортивных нагрузок никак не обойтись? Все дети должны заниматься спортом?
Нет, конечно. Спорт - это не обязательно. Но против природы не пойдешь: всем детям нужно двигаться. Много и разнообразно. Это заложено в их развитии. Движение нужно не только для здоровья, но и для роста, формирования тела, развития мозга, наработки опыта и т.п.

То есть все дети нуждаются в регулярной, разнообразной физической нагрузке
Есть дети, которые сами прекрасно двигаются, и наша задача с такими детьми просто создавать условия для их активности. Домашний спорткомплекс - очень сильная штука, особенно для малышей. А дальше надо бы выходить куда-то дальше: на стадион, сложную детскую площадку, в бассейн, становится на лыжи... В общем, все равно нужна наша помощь в создании этих самых условий для активности

Но есть дети, которые не будут двигаться сами. И тут наша задача заключается в том, чтобы стимулировать их на движения . Да, да, да. С ними мало просто поставить спорткомплекс или купить беговел, с ними мало просто привести ребенка в секцию или в компанию других активных детей, с ними мало быть просто активными родителями. Нужно целенаправленно искать способы увлечь их движением. Нужно искать "крючки", которые их зацепят. Нужно искать что-то, что зажжет интерес, желание, стремление.

Всегда надо искать то, что зацепит ребенка. Ради чего он захочет напрячься
Это может быть адреналин, мышечный кайф, ощущения, равновесие, это может быть внешняя красота, радость победы, общение в команде... это может быть что-то совсем идиотское. например, соседская девочка начала заниматься танцами потому, что мама проела ей дырку в голове, что она толстая... Я сейчас не обсуждаю эту маму и на сколько девочка была толстая или не толстая. Но это - тоже способ сподвигнуть. Кстати, да, нужно очень четко отслеживать, чтобы не уйти в унижение, манипуляцию (пробеги круг - дам "конфетку") и прочие штуки.
Повторюсь, нужно искать способ, ситуацию, вид спорта, тренера и т.п., когда ребенок начнет получать от процесса кайф. Да, он в первую очередь будет связан, может быть, не столько с самой физической нагрузкой, сколько с сопутствующими вещами:
- мне было смешно, весело, интересно
- это было круто, страшно, необычно, я так еще не делал
- я еду как папа, я похож на папу
- я пробежал быстрее всех, я - крутой
- моя команда - мои друзья, у меня отличная компания
и т.п.
Но тем не менее, сам ребенок должен получать позитив от того, что он делает. Должен получать позитив от того, во что вкладывает силы. И как приятное дополнение - физическая нагрузка:)

Небольшое отступление
Мой муж всю жизнь играет во все подряд:) футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, бильярд. Они с 5 лет во дворе каждый день играли в футбол. Только уж очень сильный дождь, мороз и т.п. могли помешать. Каждый день, без всяких секций. И это - нормально для здоровья ребенка - иметь постоянную нагрузку. А летом была деревня - где была правильная невыдуманная нагрузка: сено, прополка, картошка, дрова попилить - порубить, воду принести. Когда подрос стал косить. Бабушке помогал по хозяйству на полную - больше некому было. Это - правильная, естественная нагрузка. Да даже если и не заморачиваться хозяйством, а просто жить на даче - в деревне, бегать босиком, ходить в лес часами, кататься на велике (потому что расстояния-то приличные), купаться и т.п. - ребенок и получит ту самую разную нагрузку, так важную для него. Но в городе всего этого нет. Вот и приходится создавать альтернативу - своими руками так сказать.
Поэтому да, в нашей семье мы всех детей обязательно "вписываем" в спорт. В любой, какой нравится. Потому что это просто необходимо для здоровья и развития.
Это не значит, что у них есть только спорт, нет конечно. Я ни в коем случае не против музыки, танцев, пения, рисования и всего остального. Я наоборот - только ЗА:) Занимались же дети в театральной студии, и если все сложится, в этом году продолжат Алиса и Аленка. Слава тоже бы хотел - но у него это ну вот совсем никак не вписывается в ритм жизни. А Слава в детстве на музыкальный кружок ходил. Ему нравилось, хотя никаких особых способностей и предрасположенности к этому у него не проявилось. Алиса, кстати, тоже ходила. И ей нравилось, но она больше к танцам тяготеет. И мы почти пошли в прошлом году, но там оказалась неудачная педагог - поэтому пока идея подвисла. Кстати, танцы - неплохая альтернатива спорту, если нравятся. Мы вот ищем для Алисы студию современных, но, к сожалению, пока есть варианты только очень далеко. Не получится пока возить ее туда. Может через пару лет, когда она сможет ездить сама, если не перегорит, или что-то поближе найдется.

Так как же вовлекать детей
Пока дети маленькие, на мой взгляд, проще всего это делать в игре. У нас дома это начиналось со , а потому мы и говорим, поиграем в сказку. Хотя, конечно, часто это и не сказка совсем. Это могут быть и игры, и квесты.
Когда дети подрастают, с ними точно так же можно и нужно играть. Только, конечно, игры меняются. Теперь это скорее квесты, чем просто истории. А если и игра, то она должна нести какой-то важный для ребенка смысл. И, кроме игр, теперь появляются и другие варианты: победа, общение с друзьями, командный дух, принадлежность к группе, награда, адреналин и т.п.
Самое главное, если вы понимаете, что вашему ребенку нужна вот такая ваша помощь, не опускать руки. На мой взгляд, очень важно не сдаваться, не махать рукой ставя "диагноз" - неспортивный у меня ребенок. А продолжать искать, искать, пробовать.

В общем, я хочу сказать вот что.
- детям нужно двигаться, постоянно и разнообразно
- если они делают это сами - мы радуемся и помогаем им, создавая условия
- если они не делают это сами, значит мы ищем варианты, как вовлечь их в эту самую физическую активность. Помним главное, в итоге ребенок обязательно должен получать радость.

А вы знакомы с "неспортивными" детьми? Ваши дети спортивные? Что вы думаете по этому поводу?

И старше проходит индивидуально. Есть общие нормы, на которые стоит опираться. Но все же детки разные. Бывают особо ленивые, которые не хотят двигаться. Как быть в такой ситуации?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ПЕРЕВОРАЧИВАТЬСЯ

Инна, мама 5-месячной девочки, поделилась, что ее дочь никак не хочет переворачиваться. Она делает ей массажи, развивает, но все безрезультатно. Малышка уже хочет садиться, подтягивается на ручках и даже пытается становиться на ножки, а вот с переворотами у нее сложно.

Что делать в такой ситуации?

Ребенок до года осваивает свое тело, начиная с головы и заканчивая ногами. Сначала идет голова, потом шея, плечи и руки, спина и ножки. Важно соблюдать эту последовательность. Когда малыш лежит на животе, сгибайте его ручки в локтях и кладите ладонями вниз поближе к телу. Так кроха учится поднимать голову с упором на руки, то есть осваивает плечи и руки. Параллельно с этим ребенок обучается еще одному движению - скручиванию. Именно оно отвечает за перевороты с животика на спину.

Специалист по физическому развитию Екатерина Лещинская советует делать несколько упражнений, которые помогут .

  • Положите ребенка на живот с упором на предплечья, возьмите один локоть и подтолкните его под грудь малыша и немного вверх. Когда малыша удалось уложить на бок, возьмите его за бедро и «докрутите» до положения на спине. Затем выполните обратный поворот на животик. Легко поверните левое бедро, перекиньте левую ножку через правую и одновременно подталкивайте к повороту плечевой пояс.
  • Положите ребенка на спинку на своих коленках. Одной рукой медленно водите перед ним игрушкой справа налево, описывая полукруг. Малыш будет тянуться за игрушкой и поворачивать плечи и ручки.
  • Уложите кроху на ровную поверхность на спинку. Поворачивайте его берда то в праву сторону, то в левую. Немного поупражнявшись, перейдите к более сложному варианту. Поверните бедро, затем скрутите и переложите малыша на животик с упором на руки. Потом переворачивайте на спинку - и так несколько раз. Затем в обратную сторону.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ПОЛЗАТЬ

Что делать в такой ситуации?

  • Прежде чем , научите его стоять на четвереньках. Понаблюдайте за малышом. Когда он лежит на животике, он должен упираться на предплечья и стараться выпрямить руки. Если у него с этим трудности, попробуйте развивающие упражнения для ручек.
  • Когда с руками задача выполнена, перейдите к ножкам. Сгибайте ноги ребенка по-лягушачьи. Не ждите, что малыш сразу поползет. Он может немного запутаться, так как чтобы поползти, ему нужно отталкивать ножки назад. Это получится не сразу. Поэтому для начала нужно зафиксировать само стояние на четвереньках. Когда кроха научится этому, можно перейти и к ползанью.
  • Если проблема с ножками - ребенок не хочет класть их в позу лягушки и отводит назад - попробуйте следующее упражнение. Согните ножки по-лягушачьи, а ручки малыша обоприте на себя так, чтобы малыш стоял почти вертикально. Пусть кроха освоится с этой позой и научится держать равновесие в таком положении.

Прививайте любовь к спорту

Конечно же, не все дети должны быть спортсменами, но попробовать привить ребенку любовь к спорту все же необходимо. Пусть он попробует самые разные виды спортивных занятий, может быть, ему понравится заниматься командными видами спорта, а может быть, это будет гимнастика или плаванье. Если же он не хочет заниматься в секции, попробуйте заинтересовать ребенка совместными прогулками, туристическими походами или же просто занятиями на спортивной площадке вместе с родителями.


Практически все дети любят проводить время вместе с родителями. Поэтому вы сами предложите ребенку прогулку на велосипедах или же игру в футбол. Берите мяч и выходите вместе на спортивную площадку, ребенок со временем привыкнет к подвижным играм и сам будет предлагать выйти поиграть в футбол или баскетбол. Когда он начнет проявлять интерес к подвижным играм, никогда не отказывайтесь выйти погонять вместе мяч или поиграть в бадминтон, так как в следующий раз, когда вы предложите это ребенку, он может отказаться и опять прилипнет к телеэкрану

Выключите телевизор

Уже давно специалисты всего мира бьют тревогу по поводу вреда, который наносит здоровью детей длительный просмотр телевизора. Такое времяпрепровождение провоцирует не только малоподвижный образ жизни, но и способствует набору лишнего веса у детей, ведь, просматривая очередную передачу, дети поглощают не контролированное количество вредной пищи, такой как чипсы, сухарики, кока-кола, и другой не менее вредной. Поэтому, даже если ребенок не склонен к подвижному времяпрепровождению, выключите телевизор и пригласите его на совместную прогулку с собакой или на детскую площадку.

Личный пример родителей

Не забывайте, что ребенок поверит вам только в том случае, если будет видеть, что мама и папа также проводят свой отдых активно, а не перед телевизором или компьютером.

Главная мотивация для ребенка – это пример родителей, если они ежедневно занимаются зарядкой, выходят на прогулки, пробежки, ребенок также будет стараться подражать им.

Если ребенок стесняется бегать и прыгать из-за того, что имеет избыточный вес, не насмехайтесь над ним, а поощряйте за любое проявление активности. Предложите ему совместные пробежки в укромном уголке парка. А как только он почувствует, что может быть таким же подвижным, как и его родители, он постепенно привыкнет и начнет выходить играть в подвижные игры во двор с другими детьми. К тому же регулярные физические нагрузки приведут к потере лишнего веса и улучшению общего здоровья малыша.


Дети очень любят веселые игры. Поэтому если вы будете сопровождать подвижные игры забавными комментариями, это не только поспособствует двигательной активности ребенка, но принесет ему удовольствие и веселье. Предложите ему потянуться, как кошка, попрыгать, как зайка, побегать, как жеребенок. Малыш с удовольствием примет ваше предложение, особенно если вы это будете делать вместе. Если же ваши занятия будут сопровождаться веселой музыкой, он поймет, что движение – это же весело!

Статья "Если ребенок не хочет двигаться "опублекована на сайте http://сайт

Некоторые дети не любят двигаться, они предпочитаю тихонько заниматься своими делами: смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры или просто перебирать свои игрушки в уголке. Однако стоит помнить, чтобы ребенок рос здоровым, ему просто необходимо двигаться. Привычка быть активным закладывается в детстве, но сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Прививайте любовь к спорту

Конечно же, не все дети должны быть спортсменами, но попробовать привить ребенку любовь к спорту все же необходимо. Пусть он попробует самые разные виды спортивных занятий, может быть, ему понравится заниматься командными видами спорта, а может быть, это будет гимнастика или плаванье. Если же он не хочет заниматься в секции, попробуйте заинтересовать ребенка совместными прогулками, туристическими походами или же просто занятиями на спортивной площадке вместе с родителями.


Практически все дети любят проводить время вместе с родителями. Поэтому вы сами предложите ребенку прогулку на велосипедах или же игру в футбол. Берите мяч и выходите вместе на спортивную площадку, ребенок со временем привыкнет к подвижным играм и сам будет предлагать выйти поиграть в футбол или баскетбол. Когда он начнет проявлять интерес к подвижным играм, никогда не отказывайтесь выйти погонять вместе мяч или поиграть в бадминтон, так как в следующий раз, когда вы предложите это ребенку, он может отказаться и опять прилипнет к телеэкрану

Выключите телевизор

Уже давно специалисты всего мира бьют тревогу по поводу вреда, который наносит здоровью детей длительный просмотр телевизора. Такое времяпрепровождение провоцирует не только малоподвижный образ жизни, но и способствует набору лишнего веса у детей, ведь, просматривая очередную передачу, дети поглощают не контролированное количество вредной пищи, такой как чипсы, сухарики, кока-кола, и другой не менее вредной. Поэтому, даже если ребенок не склонен к подвижному времяпрепровождению, выключите телевизор и пригласите его на совместную прогулку с собакой или на детскую площадку.

Личный пример родителей

Не забывайте, что ребенок поверит вам только в том случае, если будет видеть, что мама и папа также проводят свой отдых активно, а не перед телевизором или компьютером.

Главная мотивация для ребенка – это пример родителей, если они ежедневно занимаются зарядкой, выходят на прогулки, пробежки, ребенок также будет стараться подражать им.

Если ребенок стесняется бегать и прыгать из-за того, что имеет избыточный вес, не насмехайтесь над ним, а поощряйте за любое проявление активности. Предложите ему совместные пробежки в укромном уголке парка. А как только он почувствует, что может быть таким же подвижным, как и его родители, он постепенно привыкнет и начнет выходить играть в подвижные игры во двор с другими детьми. К тому же регулярные физические нагрузки приведут к потере лишнего веса и улучшению общего здоровья малыша.


Дети очень любят веселые игры. Поэтому если вы будете сопровождать подвижные игры забавными комментариями, это не только поспособствует двигательной активности ребенка, но принесет ему удовольствие и веселье. Предложите ему потянуться, как кошка, попрыгать, как зайка, побегать, как жеребенок. Малыш с удовольствием примет ваше предложение, особенно если вы это будете делать вместе. Если же ваши занятия будут сопровождаться веселой музыкой, он поймет, что движение – это же весело!

Консультируя молодых родителей он-лайн, я часто сталкиваюсь с вопросами развития и сравнением своего ребенка с другими: «А вот соседский малыш уже сидит в 5 месяцев… а подруга говорила, что ее дочь с 6 месяцев стояла на ножках… наш ребенок еще не сидит - что делать» - и так далее.

Послушав такие рассказы, родители начинают сомневаться в правильности развития своего ребенка, начинают «упорные тренировки», чтобы добиться результатов подруг и соседей, зачастую ценой здоровья малыша. Только вот правы ли они, нужны ли специальные усилия по развитию навыков? Прежде всего, хочется отметить одну важную вещь - развитие ребенка это индивидуальный, особым образом запрограммированный в каждой клетке тела процесс. Он не может абсолютно идентично идти у разных детей, так как не бывает двух абсолютно одинаковых малышей даже среди близнецов. Развитие ребенка - это процесс закономерный и нельзя его стимулировать и насильно подгонять. Ничего кроме вреда это ребенку не принесет, особенно если за это возьмутся родители, не имеющие познаний в детской анатомии или физиологии. Помогайте ребенку грамотно!

Общие замечания

Примерно к пяти-шести месяцам малыши учатся основным навыкам - ползанию и сидению, к полугоду многие ребятишки способны присаживаться, опираясь ручками или сидя на бедре. Кроме того, расширяется граница любознательности ребенка - с пяти месяцев малыш подолгу может держать в ручках предметы, он тащит их в рот, облизывает и обсасывает. Детям становится интересно засовывать пальчики и предметы в колечки, дырочки и прорези, стучать по разным поверхностям игрушкой, бить их друг об друга. Малыши могут мять мягкие игрушки или резиновые пищалки, и таким образом разрабатывают кисть, а звуки игрушки развивают ассоциативные связи.

Чтобы развить навык ползания, необходимо давать ребенку возможность примерно с полугодовалого возраста свободно перемещаться, лучше всего на полу. Там ребенок чувствует себя более уверенно, он может спокойно переворачиваться, без риска упасть и травмироваться, ползти в любом направлении, не рискуя удариться о спинку кровати или наткнуться на углы. По полу можно разложить яркие мягкие игрушки, огородить зону ползания валиками и подушками, поставить картинки.

Перед тем как начать развивающие упражнения, вам необходимо подготовиться к ползанию крохи по полу - полы должны быть чисто вымытыми, теплыми и гладкими. Зимой можно застелить их паласом или одеялами, пледами, в летнее время достаточно вымыть с дезинфицирующими средствами или мылом. После мытья полы протрите чистой водой и дайте хорошо просохнуть.

Полы должны быть гладкими - в идеале это дерево, ламинат, ковролин или линолеум, хотя последний может быть скользким. Покрытие должно плотно быть прикреплено к полу и не иметь выступающих швов и щелей. Проползите сами по всем полам на четвереньках и уберите по ходу движения все предметы, которые могут упасть от толчка или представлять другую потенциальную опасность (шнуры, провода). Приберите с пола все возможные мелкие предметы, проверьте, чтобы был закрыт доступ к обогревателям и батареям, розеткам. Прикройте острые углы мебели и дверей подушками или специальными накладками, поставьте на дверь блокиратор закрывания, чтоб кроха не прищемил пальчики.

На первое время можно огородить посреди комнаты стульями или специальным заборчиком небольшой «загончик» примерно 2х2 м, застелив внутри борта мягкой тканью. По мере тренировки навыков малыш будет расширять границы своей территории.

Освоение навыков ползания

Сперва ползание придется стимулировать: поместите перед малышом яркие и красивые игрушки, чтобы у него возникло желание за ними тянуться. Все дети ползают в своей манере: кто-то на животе, другие на четвереньках, третьи - пятясь или бочком, на вытянутых ногах или на согнутых в коленях. Однако есть отдельные малыши, которые пропускают процесс ползания и сразу начинают ходить, причем раньше остальных детей.

Ползание является важным этапом в развитии ребенка, и важно не упустить этот момент, а неврологи утверждают, что ползание для дальнейшего развития ребенка даже важнее, чем его первые шаги - оно сильно стимулирует развитие крохи. Именно при ползании у малыша устанавливаются взаимосвязи между полушариями мозга. Дети, рано начинающие ползать, равномернее развиваются оба полушария, у них нет явного преобладания одного из полушарий над вторым, а это залог успеха и в точных науках, и в гуманитарной сфере.

Помимо этого, ползание в возрасте 7-9 месяцев является оптимальным способом распределить физические нагрузки на все группы мышц. Психологические и эмоциональные нагрузки непосредственно связаны у таких малышей с физической деятельностью. За счет работы мышц поддерживается активный тонус нервной системы. Чем меньше будет двигаться ребенок, тем медленнее и пассивнее будет он воспринимать окружающий мир. В будущем это может проявиться замкнутостью, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. Если нет достаточной нагрузки на мышцы, хуже развиваются скелет и суставы, мало тренируется сердце и сосуды, нарушается кровообращение в тканях и замедляется обмен веществ; у малоподвижного ребенка хуже иммунитет, такие дети чаще и дольше болеют.

Почему дети не хотят ползать?

Если вы пытаетесь помочь вашему ребенку освоить навыки ползания, а он упорно не хочет это делать, стоит прежде всего выяснить, почему малыш не хочет предпринимать попытки ползать на четвереньках. Специалистами выделяется восемь основных факторов, которые могут мешать ребенку:

Недоразвитость мышц или их слабость из-за заболеваний, например, при рахите. Диагноз обычно устанавливается педиатром во время планового осмотра, им же и назначается лечение и курс массажа. При игнорировании советов врача и самостоятельных занятиях ползанием у такого ребенка может серьезно травмироваться связочный аппарат и мышцы.

Большой вес и тучность. Скелет малыша еще слаб и не может выдержать нагрузку такого веса. Перекормленные и очень полные дети закономерно отстают в физическом развитии, они позже осваивают все навыки, им просто очень трудно двигаться.

Малоподвижное пребывание в постели в результате длительной болезни или ношения ортопедических конструкций, частые болезни в первые полгода жизни. Обычно такие малыши чуть позже, окрепнув, начинают активно догонять в развитии сверстников.

Различного рода травмы рук и ног, переломы, растяжения и вывихи, сильные ушибы. Боль не дает ребенку свободно двигаться.

Практика тугого пеленания не дает своевременно освоить некоторые навыки. Дети, с раннего возраста находившиеся в свободной одежде, раньше учатся управлять своим телом и раньше начинают ползать. Если вы не можете обходиться без пеленания, то при любой удобной возможности предоставляйте ребенку свободу движений - он не должен всегда быть спеленут.

Длительное нахождение в манеже и пользование прыгунками и ходунками не дает ребенку возможности развить навыки ползания. Конечно, на несколько минут в день, чтобы сделать необходимую домашнюю работу, можно пользоваться манежем, но в общей сложности ребенок не должен быть там более 2 часов в сутки и не более получаса подряд. А вот ходунки и прыгунки врачи вообще не одобряют.

Предрасположенность к позднему ползанию, переданная по наследству. Врачи давно заметили, что навыки физического развития передаются по наследству, мальчики обычно наследуют отцовские черты, а девочки - материнские. Расспросите своих родителей о вашем развитии и примерно в эти же сроки ждите прогресса у вашего карапуза.

Отсутствие интереса к ползанию. Задача родителей так заинтересовать ребенка, чтоб он не мог устоять от соблазна поползти за любимым предметом или игрушкой.

Учим ся ползать

Примерно к пяти месяцам ребенок становится более ловким и в достаточной мере овладевает своим телом, координирует движения. Малыш будет пытаться перевернуться со спины на живот и обратно, он захватывает маленькие игрушки, которую подвешивают над кроваткой, приподнимает корпус на вытянутых руках лежа на животе и тянется ручкой вперед, чтобы что-нибудь взять. Это указывает родителям, что ребенок дорос до ползания. Однако одной физической готовности к ползанию мало, необходимо наработать практические навыки ползания и отточить мастерство.

Среди родителей распространен миф, что помогать в ползании необходимо только ослабленному или отстающему в развитии ребенку, а здоровые дети сами освоят эти навыки. Но это не совсем верно. Часть детей, конечно, способна скоординироваться и почувствовать верную тактику движения, и они пытаются все делать самостоятельно, передвигаясь на четырех точках опоры. Однако у большинства малышей ползание первое время вызывает трудности и им необходимо помочь. Конечно, время даст возможность сформироваться всем навыкам, и ребенок все равно научится ползать, и ходить, и бегать, только сделает он это медленнее ровесников, с которыми занимались с рождения.

Не стоит пускать процесс на самотек; зачастую ребенок первые три-четыре месяца развивается правильно, и родители прекращают с ним занятия, что является ошибкой. К 6-8 месяцам у крохи начинаются проблемы с развитием двигательной сферы и отставание в развитии от сверстников.

Подготовка маленького ребенка к ползанию и освоению новых пространств начинается с воздушных, водных ванн и массажей. Массажи не обязательно делать у платных специалистов. В большинстве своем с обычным комплексом массажа и гимнастики отлично справляются сами родители, важна только регулярность и систематичность. Нужно заниматься физической культурой с первых дней жизни и не ждать, когда малыш подрастет и окрепнет - тогда будет уже поздно.

Основной эффект массажа, проведенного мамой или папой -приток крови к мышцам и связкам, повышение их тонуса и улучшение питания кожи, раздражение рефлексогенных зон. Как результат - улучшение тонуса мышц и активности малыша, усиление обмена веществ и становление различных функций организма.

Самые простые упражнения с малышом показывает медсестра или неонатолог при выписке, либо патронирующий вас участковый врач; комплексы (и даже с картинками) можно найти в интернетем. Массаж проводят дважды в день, поглаживая и растирая мышцы по 10-15 минут в день перед купанием или после завтрака. Движения должны быть легкими и плавными, не доставлять крохе дискомфорта и приносить только положительные эмоции. Основное правило - процесс начинается с периферии, от ручек и ножек, и идет к центру тела.

Очень полезной для дальнейшего ползания является рефлекторная гимнастика, которую базируют на врожденных (безусловных) рефлексах. Проводят пальцами вдоль позвоночника, стимулируя разгибание спины, дают опору пяточкам, чтобы малыш ими отталкивался. Важно выкладывать малыша на живот голеньким и давать подвигаться всем телом, он будет поднимать головку, махать ручками и ножками. Лежать на животе вообще полезно, так лучше отходят газы и укрепляется брюшной пресс. По прошествии времени малыш начинает приподниматься на предплечьях и поднимать верхнюю часть тела, толкается ножками от поверхности и в результате ползет - иногда правда назад, но это тоже полезно. Потом он научится ползти во всех направлениях.

Примерно к трем месяцам в массаж добавляют простые физические упражнения - скрещивают ручки и ножки, делают ими круговые движения, присаживают и выгибают тельце, поворачивают малыша со спины на животик и обратно (сначала перевороты делает мама, потом малыш учится это делать сам). Как только малыш хорошо научится переворачиваться с бока на бок, он предпримет попытки ползать самостоятельно или при помощи родителей.

Если малыш физически развит и здоров - пора действовать. Положите малыша на животик на твердой поверхности, и на небольшом расстоянии разместите новую или особо любимую игрушку. Затем чуть подтолкните малыша к ней, чтоб он мог потянуться и немного проползти, а не сразу достать ее. Наш сын пополз за пультом от телевизора. По мере успехов отодвигайте заветную вещицу все дальше от карапуза…

Во второй части статьи мы погорим о других важных навыках - сидении и хождении.