А что, как не опыт других стран, позволяет сформировать собственное представление о том, как должен выглядеть детский сад — тот самый, в которое каждое утро с удовольствием будет идти ребенок, где нет манки с комочками и совершенно точно никто не запирает в туалете. Давай узнаем об итальянском опыте. Какие они, детские сады в Италии? Конечно, речь пойдет о муниципальных дошкольных учреждениях.

Ясли в Италии

Большинство итальянских малышей идут в ясли уже в 3 месяца. 5 месяцев — столько длится официальный декрет у итальянских мам (2 месяца до родов и 3 после). Можно, конечно, взять еще 6 месяцев, но в этом случае выплаты составят только 30% от уровня заработной платы. Поэтому большинство итальянок принимают решение отдать ребенка в ясли (или бабушке, няне) уже в возрасте около полугода. Обычно это совпадает с введением прикорма.

Итак, официальные ясли в Италии работают с крохами в возрасте от 3 месяцев. Есть и муниципальные ясли, но попасть туда затруднительно. Частные точно также контролируются государством и стоят от 500 евро в месяц. Однако есть «загвоздка» в том, что ясли работают только до 16 часов. Поэтому родители выходят из положения как могут, ведь далеко не все работают до 15-16 часов (плюс время на дорогу до садика). В ход идут бабушки, няни, соседки с такими же малышами. Вообще наличие бабушек и дедушек очень выручает, именно старшее поколение всерьез занято досугом крошек и их дополнительным развитием. Один мой знакомый итальянский дедушка собирает всех соседских малышей (правда, уже постарше, лет с 3) и копается с ними в импровизированном саду-огороде.

Детский сад в Италии: от 3 до 5

Хотя официально дошкольное образование в Италии не обязательно, но почти все дети в возрасте от 3 до 5 лет посещают детский сад. Кроме частных и муниципальных есть католические сады.

Оплата в муниципальных есть, обычно родители платят за питание и покупают различные игровые и развивающие материалы. Сумма зависит от официального дохода семьи: кто-то платит 300 евро, а кто-то 50. Здесь есть точно такие же очереди, которые идут скорее для детей с особыми потребностями, из неполных семей или обоих работающих родителей.

А вот в католические детские сады попасть проще, они делятся скорее по принципу близости проживания и дают примерно одинаковое дошкольное образование. Стоят дешевле частных, но дороже муниципальных. С малышами много времени проводят монахини того ордена, при котором организован сад.

Общее для всех итальянских детский садов то, что удивит украинских мам. Дети здесь практически не гуляют на улице. Итальянские родители и педиатры считают, что детям совершенно не обязательно находится на улице, особенно если температура ниже 10 градусов.

В садах для старших деток есть продленки, которые работают до 18 часов. Запись ребенка в них — за дополнительную плату, примерно еще 100-150 евро в месяц.

К подгузникам здесь относятся спокойно, до 3 лет вообще не принято снимать подгузник с ребенка. Но если родители настаивают, то воспитатели будут заниматься высаживанием, но точно не раньше 2-летия малыша.

Одеяла, подушки, белье, слюнявчики и прочий текстиль в итальянских детских садах — индивидуальны для каждого ребенка. Все отдается в пятницу родителям для стирки и замены.

Как и в большинстве европейских садах днем дети не спят. А если спят, то прямо на полу на гимнастических матах или матрасиках. Обувь во время сна не снимается — это требование пожарной безопасности. Вся обувь — только на липучках!

Что касается еды, то в садиках обычно сезонное меню: летнее и зимнее. Завтракают дети дома, обедают в саду, а на полдник едят принесенное из дома. На обед — паста, пицца, рис, бобы, картофель, нежирное мясо, соусы. И никаких супов! Молочное здесь тоже не приветствуется из-за большого количества аллергий на белок коровьего молока. Поэтому йогурт дети с собой не приносят, а едят только дома.

Фото: shutterstock, depositphotos

Итальянская республика - Государство в Южной Европе, в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, что является исключительно важным фактором в развитии экономики страны во все эпохи. Столица государства - Рим. Италия - демократическая парламентская республика во главе с президентом. Исполнительная власть в стране принадлежит Совету министров.

Для того, чтобы иметь общее представление об атмосфере, в которой становилось, формировалось и продолжает развиваться образование в Италии, представим краткую характеристику страны, её экономики и состава населения, которые являются формирующей базой для развития общества, культуры, истории.

Около 67% населения Италии - горожане. Почти все жители страны (93%) - итальянцы. Как и во многих других развитых странах, в Италии в последние десятилетия снижаются рождаемость и естественный прирост населения, сокращается средний размер семьи, нация стареет. Экономически активное население насчитывает 22,8 млн. человек, из них 12% составляют безработные или молодежь, ищущая первую работу. Многие выезжают за границу в поисках заработка. На данный момент, в связи с большим потоком мигрантов, уже сама Италия использует труд иностранных рабочих. Высока численность легальных иммигрантов, а нелегальная иммиграция из наиболее неблагополучных стран в последнее время представляет серьезную социальную проблему и бросает вызов всему укладу жизни.

История становления детского сада в Италии уходит своими корнями в далекое прошлое. Эта организация пережила эволюцию, в процессе которой смогла утвердить свои образовательные задачи, преодолев функции, направленные только на уход и присмотр за ребёнком, и достичь уровня первой ступени школьного образования.

"Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства" - "Детский Сад" - более привычное название для российской системы образования - как учреждение, берёт своё начало в 1968 году, принятием закона № 444 от 18 марта 1968 года, благодаря которому, после долгих дискуссий, была прервана традиция незаинтересованности государства в этой возрастной категории детей, которой до сего момента занимались только церковные приходы, религиозные организации и муниципалитеты.

Вместе с тем, учреждения подобного типа уже существовали с момента промышленной Революции, (XVIII век), когда ручной труд женщин в промышленности начал забирать их из дома и вследствие этого возникла необходимость присмотра за детьми дошкольного возраста в некотором определенном месте в часы работы их матерей. Появились "Комнаты ухода за детьми" - "Sale di Custodia", ясли - "Asili" - дословно - убежища для детей, ставшие прототипами современных детских садов.

Заслуга создания первых детских дошкольных учреждений, в которых наряду с другими видами воспитания с детьми проводили элементарное обучение (беседы воспитателей о природе, рассказывание сказок, чтение детских книг и так далее) на практике принадлежит английскому социалисту - утописту - Роберту Оуэну. Данный опыт работы впоследствии был перенесён в Великобританию, а далее во Францию и в Германию.

В 1839 году, благодаря деятельности немецкого педагога, Фредерика Фребеля, родились "Детские Сады", получившие широкое распространение и долгую жизнь.

В Италии инициатива по созданию детских садов принадлежит священнику Ферранте Апорти (1791 - 1858), который был уверен, что многие беды человека происходят от его невежества, и видел свою миссию в образовании молодёжи всех возрастов. В 1828 году в Кремоне (город в итальянской области Ломбардия), он открыл первое "Убежище для детей" ("Asilo d"infanzia"), в которое на платной основе принимались малыши с двух с половиной лет. Позже был открыт детский сад, финансируемый австрийским государством и сельская школа для детей. Инициатива распространилась в таких регионах, как: Ломбардия, Венето, Тоскана, Эмилия-Романья.

Спустя полвека Детские сады Фрёбеля появились и в Италии - этому благоприятствовала заинтересованность политической элиты того времени, подтверждение чего мы находим в циркулярном письме министра образования Коппино от 17 сентября 1885 года.

Высока важность деятельности сестёр Розы и Каролины Агацци, которые открыли в 1895 году в Момпиано, первую Материнскую Школу, дав ей такое название, поскольку считали, что воспитательница должна вызывать роль и образ матери и школьная среда должна принимать ребёнка так, как семейная среда. Методы работы, которые использовались - методы инструментальной педагогики (Джон Дьюи), известные и применяемые уже во многих европейских странах. Суть состояла в том, что маленькие дети уже самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, преимущественно в виде игры, развивая свободную деятельность ребёнка и его творческий потенциал. В одном из своих трудов Роза Агацци подчёркивала важность создания функциональной материальной среды для развития ребёнка. Она писала: "Очень странно, что в процессе нынешнего пробуждения осознанности по отношению к детству, не отозвался авторитетный голос, призывающий планировщиков и архитекторов прислушаться не к собственной фантазии, а к тем, кто живет детством и знает его нужды" .

Образовательная модель сестёр Агацци имела огромный успех в Италии и в общих чертах можно утверждать, что ею следовали вплоть до конца XX века, тем более, что даже само название "Материнское школа" было принято законом, учреждающим государственную школу в 1968 году.

Другим известным деятелем в области дошкольного образования, оставившим после себя огромный вклад в педагогику, была Мария Монтессори, которая, работая, как медик, с умственно - отсталыми детьми, адоптировала методы, ею созданные, для детей, развивающихся нормально, и получила оптимальные результаты. В 1907 году, в одном из самых густонаселённых и бедных кварталах Рима - Сан Лоренцо, она открыла первый Дом Детей, для малышей от трех до шести лет, в работе с которыми она применяла свой метод научной педагогики, ставший в 1909 году публикацией, принятой с огромным энтузиазмом в Европе и во всём мире . Метод Марии Монтессори берёт своё начало в новой концепции детства, утверждающей, что в предоставленной ребёнку свободе самовыражения находятся семена развития и роста.

Многие посетителей Дома Ребёнка имели возможность наблюдать за детьми, занимающимися своей деятельностью спокойно и радостно без стимулов в виде поощрений или подавления в виде наказаний.

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка подготавливалось сенсорным воспитанием, вследствие чего малыш мог свободно манипулировать тем материалом, который выбирал, который помогал ему самостоятельно исправлять свои ошибки, без помощи воспитательницы. Школы Монтессори распространились в Италии и во всем мире, особенно в Северной Америке. Индия была настолько заинтересована новой методикой образования, что пригласила педагога - новатора читать курс лекций во время второй мировой войны.

Можно утверждать, что Монтессори была признана миром, как педагог, "освободивший" ребёнка.

18 марта 1968 года был принят закон, учредивший Материнскую школу на государственном уровне, и утвержден многолетний план создания дошкольных организаций данного формата по всей территории Италии, особенно на юге страны. Начался период бурного развития школьной системы образования: начальная школа повсеместно расширяла своё расписание до полного рабочего дня, открывались ясли, муниципалитеты учреждали школьные столовые, ремонтировали старые структуры и возводили новые здания. Однако, Материнская школа, так же, как и сейчас, не являлась обязательной ступенью начального образования, и возможность записи ребёнка в данную организацию, особенно в густонаселенных районах, была связана с реальной возможностью ёмкости структуры, c преподавательским составом и с экономическими возможностями Муниципалитета.

Закон 1968 года знаменовал решительный переход от восприятия Материнской Школы как места приема детей и ухода за ними, к школе с четко обозначенными целями, задачами, содержанием, методами. В изданных Руководящих принципах (Orientamenti) хотя и чувствовалось направление, укрепленное годами предыдущей практики, уже вырисовывалась школа новой формации. В них содержались рекомендации по использованию более прогрессивных методов дидактики, содействующих развитию ребёнка. Указывались образовательные программы, области, как сферы действия и деятельности, для достижения ребёнком собственных целей, согласно собственному ритму. Именно Руководящие принципы признают за детьми неотъемлемые права, гарантированные всем Конституцией - право на воспитание и обучение и знаменуют, таким образом, эволюцию Материнской школы в Школу Детства, так, как называется она сейчас. В Руководящих принципах подчёркнуто центральное место ребёнка, признано разнообразие, обращено внимание на психофизическое благополучие воспитанников. Для положительного результата работы, как существенные, выделяются: гибкость в организации деятельности, диалог с родителями, коллегиальность как руководящий принцип в работе педагогического состава, строительство позитивных отношений с близлежащими организациями .

В указе 1991 года "Scuola Materna" - "Материнская Школа" чаще всего упоминается как "Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства", поскольку это название "наиболее соответствует развитию, характеризующему данную структуру в настоящий момент" .

Закон № 53, принятый в 2003 признаёт Школу Детства первой ступенью образовательного процесса, который должен затрагивать всю жизнь человека, определяя её особые задачи и функции в качестве основных для полноценного развития человека во всех его направлениях, в отношения преемственности с последующими ступенями образования. Школа Детства способствует эмоциональному, психомоторному, когнитивному, моральному, религиозному и социальному развитию ребёнка, учит строить отношения в социуме, раскрывает творческий потенциал и личностное самоопределение . италия дошкольный образование монтессори

Рекомендации, в соответствии с тем, что уже выражено в Руководящих принципах, описывают воспитательную среду как место приобретения практического опыта, как первый и необыкновенно важный подход к культуре, естественно, в формах, соответствующих умственному и психическому развитию ребенка. Рекомендуется игра как фактор развития ребенка и канал коммуникации, возможность исследования и поиска, получение сенсорного опыта, а так же продвижение, постепенное и корректное, к символическим представлениям неформальной деятельности с одной стороны, и начало пути по освоению конкретных знаний с другой .

Школа Детства, основываясь на ценностях воспитания и обучения, опираясь на знания по дошкольному воспитанию, представленные в итальянской и иностранной педагогической литературе, реализует министерские проекты. Сегодня она стала флагманом итальянской школьной системы, привлекая к себе внимание многих стран Европы и Мира.

Согласно последним исследованиям, Школу Детства посещает почти 98% итальянских малышей. Этот факт указывает на исключительную важность начального образования ребёнка, полноценного развития его способностей, его таланта социализировать, его личностного и социального возрастания.

Дошкольные учреждения в Италии на данный момент можно условно поделить на государственные (коммунальные) и частные, принадлежащие, чаще всего, Католической Церкви - Монашеским Орденам, Религиозным организациям. Существуют также сады и ясли, открытые при конкретных учреждениях, фабриках, фирмах (asilo o/e asilo nido aziendale) или различных Ассоциациях. Развита система альтернативных детских учреждений, таких как: микро-ясли ("micro nido") - частное учреждение для 12-15 детей; семейные ясли ("nido famiglia") - мама со специальной подготовкой и всеми необходимыми разрешениями принимает у себя дома группу из 3-4 детей; включённые ясли ("nido integrato"); ясли (ясельная группа) в составе детского сада; беби-паркинг ("baby parking"); детский центр ("сеПго infanzia").

Итальянские детские сады и школы, центры образования и культуры, существуют, работают и развиваются во многих странах мира - там, где живут итальянцы, там, где есть большие или маленькие диаспоры этого народа. В данном контексте интересно упомянуть такой феномен, как итальянская эмиграция, когда в период с 1861 по 1976 год, с момента создания Италии, из страны эмигрировали около 13 миллионов человек . Многие отправлялись в страны северной Европы, в США, Канаду, в страны Латинской Америки.

Согласно статистическим данным на 2014 год, в России проживает около 3000 тысяч итальянцев. Кто - то живет и работает один, но многие приезжают с семьями, либо создают свои семьи здесь, воспитывая детей в культурных традициях двух или более народов .

Завершив краткий исторический экскурс дошкольного образования в Италии, переводя определенные термины в дословном переводе, далее, в тексте данной работы, мы заменим название "Школа Детства" на "Детский Сад", поскольку оно более привычно для восприятия, и в то же время нисколько не противоречит сути исследуемого феномена.

В следующем параграфе представим итальянскую школу в Москве, центр сосредоточения итальянской культуры для детей дошкольного и школьного возраста и их родителей, а также базу нашего исследования.

Все больше и больше наших клиентов переезжают с маленькими детьми. И сразу возникают вопросы: Это возможно? Как быть? Куда можно устроить 2-х летнюю кроху? Как работают садики (ясли) в Италии? Попробуем ответить на данные вопросы.

Прежде всего хотелось бы отметить, что маленький ребенок –это совершенно не помеха переезду в новую страну, и тем более для записи в ВУЗ. Помните, что в итальянских Вузах, как правило, нет обязательного посещения и студент сам планирует свое время. И второй важный момент, что маленькие дети автоматически вписываются в документ мамы.

Итак, структуры дошкольного возраста в Италии можно разделить на две большие группы: детские ясли и детские сад. Рассмотрим более подробно каждую из групп.

ДЕТСКИЕ ЯСЛИ ИЛИ ASILO NIDO .

Для детей от 3 месяцев до 3 лет существуют государственные и частные ясли.

Чтобы записать ребенка в государственную структуру, необходимо подать запрос, который будет занесен в список. Подать запрос желательно как можно раньше, так как, кто первый заявил, тот раньше получит место. Когда заканчивается подача запроса, как правило, в мае месяце, обрабатываются все заявки,распределяются места и приходит на дом подтверждение,что вам присвоили место и дата родительского собрания. Есть возможность подать запрос сразу в несколько учереждений (не больше 3-х), что гарантирует вам,при наличии места, попасть в одно из них.

Места в списке распределяются исходя из социально-экономической ситуации семьи: в соответствии с этим будет определен взнос для оплаты (в среднем от 50 евро до 400, 00 евро в зависимости от дохода родителей). Для детей от одного года есть дополнительная услуга — с 16.30 до 17.30 с ними сидит воспитатель, эта услуга стоит приблизительно 100 евро в год.

Что касается частных яслей, здесь все намного проще. Главное платить ежемесячно, и место в яслях вашему ребенку гарантировано. Конечно, стоимость частных яслей намного дороже (400-1000 евро в месяц в зависимости от региона).

В яслях детки ачинают учиться рисовать в разных техниках, делать аппликации. Оборудованы ясли в Италии наилучшим образом: множество игрушек и книжек, спортивные залы с мягкими кубиками, бассейнами из шариков и горками, на площадке - коляски для крошек и машинки с велосипедами для подросших младенцев.

Ясли открыты с сентября по июнь каждого года, в июле для родителей, которые работают, действует летний центр. Ясли открыты 5 дней в неделю, за исключением общих праздничных дней, с 7.30 до 16.30. По окончании дня родителям выдается листок, где помечено, что ел ребенок, сколько раз он ходил в туалет, как спал, чем занимался.

ДЕТСКИЙ САД ИЛИ SCUOLA DELL’INFANZIA .

Детский сад в Италии длится три года и предназначен для детей от 3 до 5 лет. Посещать детский сад необязателено, то есть родители сами выбирают, хотят отдать малыша в садик или нет.

Для того, чтобы записать ребенка в государственный детский сад, необходимо явиться в Отдел Школьного обслуживания (Dipartimento dei Servizi Scolastici) при муниципалитете. Стоимость зависит от финансовой ситуации каждой отдельной семьи. Цена на детский сад, также как и для яслей, высчитывается с учетом общего дохода семьи.

Детский сад как и ясли может быть как частный, так и государственный. Согласно возрасту ребенка определяют в группу, где примерно от 15 до 30 детей. По количеству таких садов в стране, Италия занимает лидирующие места в Европе. Около 98% детей Италии посещают детские дошкольные учреждения. Предполагается, что при приеме в детский сад ребенок должен быть приучен к горшку и уметь по минимуму следить за собой: мыть ручки, вытирать их полотенцем, снимать обувь, надевать куртку.

Режим работы детского садика следующий: открытие садика в 8 утра. Обед - в 11.30, сон с 13.30-14.00 и до 15.00. А в 16.00-16.15 садик закрывается

Большой популярностью пользуются детские сады при церковных приходах. В таких заведениях директором может быть монахиня. Направленность, разумеется, тоже соответствующая: на праздниках дети поют песни про Иисуса, и каждый учебный год начинается не торжественной линейкой с поднятием итальянского флага, а службой в церкви.

После выпуска выше на нашу почту пришло много вопросов. Ведь сегодня все больше и больше переезжают в Европу с детьми, и поэтому данный аргумент становится востребованным.

Здравствуйте, на разных сайтах пишут о «инсерименто», в вашей статье ничего такого не нашла. Что это?
Inserimento это постепенное введение ребенка в садик (ясли). В Италии принято, что в первый день пребывания малыша в садике (ясли)., мама проводит с ним весь деть, с утра и до самого вечера. Такое вовлечение ребенка в устоявшийся распорядок жизни сада соответствует строгому графику. Например, мама в первый день всегда находится рядом с малышом, во второй день в их общении организовывают 15-минутные паузы, третий день проводится с паузой в 30 минут и так далее.Или, в зависимости от учереждения, мама В первый день приходит с ребенком на час и находится все время рядом с ребенком. Во второй день время увеличивается и ребенок остается на обед. На третий день, маму просят просто наблюдать издалека,и не идти к двери раньше, чем её позовут, даже если будет слышать плач малыша. На четвертый день маму отдаляют на 30 минут, и на пятый день мама уже может не оставаться.

Чем занимаются дети в садиках? Есть ли какие-то уроки или занятия?
Вот официально подтвержденный список того, чему обучают в каждом дошкольном учреждении Италии:
— физическая активность;
— Я и другие (основы совместного проживания в обществе, мораль);
— Расширение словарного запаса ребенка, риторика;
— иностранные языки, самовыражение, креатив;
— знакомство с окружающим миром.
В некоторых садах плюс ко всему включают уроки кулинарии, занятия в бассейне, устраивают театральные спектакли. Конечн, многое зависит от типа структуры, частный или государственный.

Знаю, что в школах есть специальные автобусы, которые развозят детей. А для садиков есть такая услуга?

Да, в некоторых садах за отдельную и совсем небольшую плату можно воспользоваться услугами школьного автобуса.Плата составляет от 25 до 50 евро в месяц.

Слышала о том, что некоторые мамы сами организуют небольшие садики дома. Это так? как это сделать?

Скорее всего речь идет о семейном садике (яслях). Суть такого вида сада такова — группа детей из 3-7 человек в дневное время находится под присмотром частного воспитателя у нее дома, как правило, совместно с ее собственным ребенком. Разумеется, жилище должно быть оборудовано согласно всем нормам безопасности и санитарии. Воспитательница должна быть сама мамой или иметь педагогическое образование, или же иметь стаж работы в обычном детском садике. Цены в них примерно как в частных.

Декретный отпуск в Италии длится всего 5 месяцев, так что работающим родителям приходится задумываться о поиске ясель для своего малыша очень рано.
В Италии в ясли (asilo-nido) принимают детишек от 3 месяцев. Есть 3 вида ясель: государственные, частные и частные с государственной аккредитацией.

Детский сад в италии

Какой из них выбрать- зависит от предпочтений и доходов родителей.
В государственные ясли и садики нужно записываться заранее. Места в них ограничены и распределяются в порядке очередности, то есть преимущество имеют те, кто подал заявку раньше и близнецам. Само заявление подаётся в администрацию по месту прописки. Размер оплаты зависит от дохода родителей, самый минимум платят те, чьи доходы не превышают 7000 евро в год.
В частные же при наличии свободных мест можно попасть в любой момент.

детский сад в италии

Их стоимость начинается от 300 евро в месяц, кроме того, в некоторых яслях дополнительно оплачивается питание и подгузники. В частных яслях есть свои преимущества, например, они не закрываются на забастовки, открыты почти весь год (за исключением государственных праздников и августа месяца).
К слову, в остальном, в Италии государственные ясли ничем не уступают частным, а порой, и лучше. Так что выбор, в какие ясли отдать ребёнка, в государственные или в частные, зависит от предпочтений родителей и от уровня дохода.

В детский сад ребёнка (scuola materna) можно отдать с 3 лет. Однако некоторые родители отдают и раньше, в 2,5 года (не во всех муниципалитетах это возможно). Главным условием приёма в детский сад является тот факт, что ребёнок должен уметь ходить на горшок и самостоятельно есть.
Кстати, вы удивитесь, но в Италии в некоторых детских садах ребёнку не поменяют штанишки, если вдруг он невзначай забудет добежать до горшка. Будут звонить маме и папе, чтобы они пришли и переодели малыша. Говорят, что это как-то связано с борьбой с педофилией. Друзья, если вы с этим сталкивались, обязательно напишите мне об этом в комментариях.
Детские сады открыты с 8 утра до 4 часов дня, с понедельника по пятницу (редкие садики открыты и по субботам), с сентября до июля месяца, закрываются на 2 недели на рождественские праздники и Новый год.

Стоимость обучения тоже зависит от того, государственный садик или частный, а также от дохода родителей. В государственных садиках оплачивается только еда и по желанию дополнительные занятия с детьми, например, иностранные языки или гимнастика. В некоторых дошкольных заведениях циркулируют автобусы, которые возят малышей (с трех лет) из дома и домой, из школы. В нем обязательно имеется воспитатель, который следит за детьми во время поездки.
Кстати, воспитатели в детских садах обычно очень стараются, ведь их работа-просто мечта- трудятся 9 месяцев в году, куча праздников и нерабочих дней, тогда как остальные работают, все социальные гарантии и привелегии, вполне вменяемая зарплата (в районе 1200 евро в месяц).
Лично мне кажется очень странным график работы детских садов, ведь получается, что в 4 часа дня ребёнка уже надо забирать из сада, а рабочий день родителей как правило, минимум до 5, это если вам повезло, а-то и до 6-7 часов вечера.

Итальянское государство как-то не продумало этот вопрос. То же самое и по поводу летних каникул- у родителей-то отпуск всего месяц, а садик закрыт с июля по сентябрь. То есть семьям, которые лишены поддержки бабушек и дедушек, приходится не просто с таким графиком.
Основным плюсом итальянской образовательной системы, как я считаю, является то, что в ясли малыша можно отдать очень рано, позволив маме вернуться к своей работе или просто немного перевести дух.
Минусом же представляется тот факт, что садик, на мой взгляд, не в достаточной мере оказывает поддержку семьям относительно ежедневного времени пребывания детишек в дошкольных учебных заведениях (закрывается слишком рано и очень много нерабочих дней).
Конечно, есть вариант найти бебиситтера или оставлять детей в так называемых бейби паркингах, однако все это очень не дёшево и не всем по карману.

Всем доброе время суток:)

Оказалось неожиданно (но приятно) много комментариев на мой пост о стоимости продуктов в Италии - если кому интересно - теперь поговорим о детский садах:)

Моей дочке 5,5 лет, этот "учебный" год - последний из трех в детском саду. Живем в пригороде Милана, в небольшом городке с 6ю тысячами населения. Детских садов с прошлого года три, до этого был только один наш государственный и один полностью частный.

Стоимость посещения в первый год была 170 евро в месяц (оплачиваются 10 месяцев в году, с сентября по июнь включительно). В прошлом году 180 евро, и в этом году 190 евро в месяц. Инфляция на лицо))

Садик открывается в 8 утра, и до 9-15 вы можете завести ребенка в сад, после этого двери закрываются, кто не успел - тот опаздал. Забрать ребенка можно уже в 15-45 и до 16-15. Все что после этого - считается продленкой и оплачивается отдельно. В стандартную стоимость входит обед.

Фото при входе в садик

Разноцветные наклейки на полу в виде сердечек позволяют на заблудиться - они ведут в группы, которые как раз и разделяются по цветам.

При входе доска объявлений, на которой помимо всего прочего висит меню:

Например первая неделя месяца:

понедельник - цельнозерная паста с помидорным соусом, сыр Эдамер, картофельное пюре, хлеб, свежие фрукты

вторник - ризотто с шафраном, куриная котлета, шпинат, цельнозерный хлеб, свежие фрукты

среда - полента (кукурузная каша), гуляш из телятины, тертая морковь, хлеб, свежие фрукты

четверг - суп из протертых овощей, эскалоп из индейки, зеленый салат, цельнозерновой хлеб, пудинг ванильный либо шоколадный

пятница - паста с песто (зеленый соус из базилика и кедровых орешков), запеченая в духовке камбала, запеченый в духовке фенхель, хлеб, свежие фрукты.

Я вхожу в родительский комитет по столовой - по одному родителю от каждой группы - это дает возможность приходить без предупреждения в столовую в обеденное время и пробовать еду, открывать кухонные ящики и морозильные камеры, чтобы смотреть сроки годности продуктов, и это ящитаю - здорово:)

Дети, остающиеся на продленку получают дополнительно булочку и сок.. Так что никаких первых и вторых завтраков, как бывает в других детских садах.

Наш садик наполовину считается государственным, наполовину - церковным, то есть при церкви. На фотографии на превью видно, что садик - как бы пристройка к церкви. Если честно, поначалу меня это очень коробило, но потом оказалось что кроме небольшой устной молитвы и нескольких религиозных праздников в году больше это никак не выражается.

Групп в садике всего 6 - они называются по цветам - голубая, желтая, красная, оранжевая, зеленая и фуксия (розовая). Детей примерно 24-26 человек в группе, все смешаны по возрасту, то есть в одной группе есть дети и трех, и четырех и пяти лет. Мне кажется это здорово, потому что маленькие учатся многому у старших, а старшие учатся помогать младшим. Детки первого года посещения называются pulcini - цыплята, второго года - cerbiatti - оленята, и последнего третьего года - puledri - жеребята.

Это вход в группу моей дочки (как видите, на полу розовые сердечки):

Тихий час только у самых маленьких - первого года посещения. Спят они на таких вот раскладушечках, причем постельное белье и подушки родители приносят из дома - каждому свое. В конце недели получают обратно чтобы все постирать и погладить, и в понедельник опять относят в садик.

С последнего года один раз в неделю проводятся занятия английским языком, помимо этого так же раз в неделю есть занятия физкультурой. Празднуются разные праздники - карнавал, рождество, и прочее..

За садиком расположен небольшой сад где дети гуляют - но только когда хорошая погода, зимой их никто не выводит)) Родительские собрания три раза в год..

Еще пара фотографий нашей группы и туалетной комнаты:

Вроде бы и все)

Всем добра и котика!!