8 ..

§ 2.

Назначение и состав парфюмерных композиций

Парфюмерные композиции даже самого простого по составу парфюмерного изделия состоят из большого количества душистых веществ. Например, рецептура хорошо известных всем духов ’’Красная

Москва” содержит 16 индивидуальных душистых веществ и эфирных масел, а также девять композиций-баз.

Долгое время парфюмерные композиции составлялись только из натуральных эфирных масел, смол и бальзамов. Ассортимент натуральных эфирных масел, входящих в настоящее время в состав парфюмерных композиций, достаточно широк и насчитывает более 200 названий, в том числе 20 отечественных эфирных масел. Некоторые натуральные эфирные масла поступают из-за рубежа (апельсиновое, лимонное, пачулиевое, санталовое и др.).

С развитием химии синтетических душистых веществ синтетические продукты занимают ведущее место в составе парфюмерных композиций. Использование наряду с натуральными продуктами большого ассортимента синтетических душистых веществ позволяет парфюмеру получить новые оригинальные запахи, не встречающиеся в природе. Среди большого количества синтетических органических соединений, обладающих запахом, лишь небольшая часть относится к так называемым синтетическим душистым веществам - соединениям, которые обладают характерным запахом и находят применение в композициях. В настоящее время в состав отечественных композиций входит более 160 различных синтетических душистых веществ. Наряду с натуральными эфирными маслами и синтетическими душистыми веществами в состав парфюмерных композиций широко вводят композиции-базы, как воспроизводящие запах натуральных масел, так и обладающие оригинальным запахом.

По характеру запаха парфюмерные композиции подразделяются на две группы: цветочные и фантазийные.

Цветочные композиции воспроизводят запах цветка или цветочного букета; фантазийные - обладают запахом, который в природе может и не встречаться.

Хорошо составленная композиция должна удовлетворять следующим требованиям:

Гармоничное сочетание душистых веществ, входящих в композицию;

Определенная продолжительность ощущения запаха;

Относительно качественная неизменяемость запаха при их хранении и испарении в процессе использования, при контакте с кожей, одеждой или волосами человека.

§ 3. Основы составления парфюмерных композиций

Составление композиций является основой парфюмерного искусства. Создание парфюмерных изделий - одновременно наука и искусство.

Успех построения парфюмерных композиций с оригинальным зала-

xqm зависит от знаний, опыта парфюмера, его творческой индивидуальности.

Тип запаха парфюмерной композиции обусловлен ее составом и главным образом соотношением ведущих компонентов. Так, ведущими компонентами для композиций с запахом фиалки является ионон, метилионон, иралия, ирисовое масло, вер-виолет; с запахом ландыша - гидрооксицитронеллаль, линалоол, диметилацеталь, фенилацетальдегид; с запахом розы - цитранеллол, гераниол, фенилэтиловый спирт, розовое масло; с запахом гвоздики - эвгенол, изоэвгенол, гвоздичное масло; с запахом жасмина - бензилацетат, жасминальдегид, масло жасмина.

В табл. 6 приведены компоненты, входящие в состав некоторых композиций с цветочным запахом (фиалки, ландыша, розы, гвоздики, жасмина).

Как видно из табл. 6, в композициях с запахом фиалки можно найти компоненты розы, гвоздики; с запахом ландыша - компоненты жасмина, розы; с запахом жасмина - компоненты ландыша, розы и т. д. Поэтому парфюмер может создать неограниченное количество различных запахов путем подбора сочетания душистых веществ. Характер запаха будет обусловлен сочетанием и соотношением душистых веществ.

При составлении цветочных композиций парфюмер несколько ограничен в выборе душистых веществ. Однако установлено, что цветочные духи с запахом сирени, ландыша, фиалки и др., созданные разными парфюмерами, значительно различаются между собой оттенками запаха. Это объясняется тем, что разные парфюмеры неодинаково воспринимают и воспроизводят запах природного цветка. В значительно большей степени проявляются способности парфюмера при создании фантазийных композиций, например с запахом шипра, фужера, кожи и др. Парфюмерные композиции с фантазийным запахом являются основой многочисленных духов (’’Триумф”, ’’Визит”, ’’Огонек”, ’’Золушка”, ’’Каменный цветок”, ’’Только ты”, ’’Опера”, ’’Сардоникс”, ’’Ноктюрн”, ’’Русская шаль”, ’’Ночной аромат”, ”Шипр” и др.). Запахи шипра и фужера обусловлены сочетанием душистых веществ, обладающих цитрусовым запахом, с дубовым мхом и компонентами розы, жасмина и гвоздики.

Для создания древесной ноты в состав композиций вводят следующие душистые вещества: пачулиевое, санталовое, ветиверовое масла, ионон, метилионон. Бальзамическую ноту парфюмерным композициям придают перуанский и толуанский бальзамы, бензойная смола, ладанник, опопонакс. Ноты амбры и мускуса создаются при введении в композицию настоев серой амбры, натурального мускуса, бобровой струи, индола, скатола, нитромускусов и других синтетических душистых веществ с запахом мускуса.

Рассмотрим построение парфюмерной композиции с фантазийным запахом на примере композиции с запахом шипра.

Основными компонентами, обусловливающими запах шипра, являются следующие: резиноид дубового мха, бергамотное, лимонное, лавандовое, ветиверовое, пачулиевое масла, ладанник, ионон, метилионон, соединения с мускусным запахом, с запахом амбры, ванили.

6. Компоненты, входящие в состав некоторых композиций с запахом фиалкн, ландыша, розы, гвоздики, жасмина

Различают три ступени запаха парфюмерных композиций, зависящие от скорости испарения душистых веществ: начальный запах (чувствуется вскоре после испарения спирта из духов), основной (запах, характерный для данного наименования парфюмерного изделия) и конечный (запах, который остается после длительного испарения духов).

Начальный запах композиций обусловлен легколетучими душистыми веществами (альдегиды, цитрусовые масла и др.), основной запах - менее летучими душистыми веществами (терпинеол, ионон, метилан-транилат и др.), конечный запах - очень малолетучими душистыми веществами (дубовый мох, мускус, кетон и др.). Труднолетучие продукты имеют, как правило, не очень приятный начальный запах, но в сочетании с другими компонентами придают композициям хорошую ноту. Чтобы улучшить запах смеси труднолетучих душистых веществ, в композицию добавляют более летучие продукты. Легколетучие продукты придают композиции приятную начальную ноту.

Для создания запаха шипра вначале находят сочетание труднолетучих душистых веществ, например дубового мха и амбры, наиболее характерное для запаха шипра. Поскольку в запахе шипра присутствует мускусная нота, следует добавить к этому сочетанию, например, мус-кус-кетон и затем ввести поочередно в различных соотношениях вети-веровое масло, пачулиевое и жасмин абсолю. Сочетание зтих продуктов будет определять конечный запах духов. Однако такая композиция имеет неприятную начальную ноту при испарении с полосок бумаги. Для смягчения этой неприятной ноты и создания более характерного запаха шипра в композицию вводят более летучие вещества, например с цветочным запахом, с запахом розы (розовое масло, цитронеллол, гераниол, гераниевое масло), а затем можно ввести, например, масло фледо-ранж абсолю или композицию с запахом ландыша. Вводя эти продукты в различных соотношениях, парфюмер пытается найти сочетание этих душистых веществ с наиболее приятным и характерным запахом.

Поиски соединений для начальной ноты являются более легкими, так как имеется большой ассортимент легколетучих душистых веществ с приятным запахом. Можно ввести, например, апельсиновое и бергамотное масла, альдегиды с содержанием углеродных атомов в молекуле от 9 до 12. Варианты этой рецептуры могут увеличиваться практически неограниченно, оставаясь при этом в рамках запаха шипра с различными оттенками. Таким образом, парфюмер может варьировать духи с заданным характером запаха, выбирая понравившиеся ему сочетания. При этом он не должен пытаться ввести в состав композиции все существующие душистые вещества. Прежде всего он выбирает те продукты, с которыми предполагает работать для создания задуманного запаха.

Для получения желаемого запаха парфюмер обычно исходит из индивидуальных синтетических душистых веществ и эфирных масел, но может также комбинировать одну с другой композиции-базы, беря их в равных количествах или одну в большем, а другую в меньшем. Затем к этим сочетаниям добавляет индивидуальные душистые вещества, определяющие начальный, основной и конечный запахи композиции. При этом многие душистые вещества определяют одновременно начальную и основную ноты запаха (например, лавандовое масло, бергамотное, розмариновое и др.).

Таким образом, вначале парфюмер создает основной, или так называемый ведущий запах. Затем к основному запаху подбирает душистые вещества, дополняющие и гармонично сочетающиеся с основным запахом и придающие духам определенную полноту, тембр, тональность и окраску.

Как в отечественной, так и в зарубежной практике новая композиция, как правило, разрабатывается не для одного вида парфюмерного изделия, а преимущественно для полной серии, в которую входят духи, одеколон, туалетная вода, препарат для ванн, душистый тальк и др. Хотя композиция может быть предназначена и для более узкой серии (только для духов и одеколонов или только для духов).

Необходимыми компонентами парфюмерных композиций для классических одеколонов являются натуральные цитрусовые масла: апельсиновое, мандариновое, лимонное, бергамотное, а также лавандовое, розмариновое, петигреневое и неролиевое. Цитрусовые масла обусловливают свежесть начального запаха одеколонов. Другие продукты, входящие в состав парфюмерных композиций для классических одеколонов, лишь подчеркивают ноту цитрусовых масел и дополняют ее. Лавандовое, розмариновое, петигреневое и лимонные масла придают композиции свежий цветочный оттенок.

Кроме классических одеколонов существуют также одеколоны с фантазийным запахом, которые представляют собой классические одеколоны при добавлении других продуктов.

В зарубежной практике в течение последних лег преобладающим направлением являются композиции цветочного характера с различными оттенками. Особо популярными становятся цветочные ароматы сладковато-пряного характера, близкие по запаху к так называемому восточному стилю в парфюмерии.

Параллельно с ведущим направлением, представленным цветочными композициями, в зарубежной парфюмерии последних лет получило развитие еще одно - мускусное. Резкий малоприятный запах так называемых мускусных масел отличает их от традиционной парфюмерной продукции, а также более сложные композиции, основанные на сочетании запаха мускуса с ароматами жасмина, сантала, дубового мха, ванили и иланг-илаига.


Правильное сочетание ароматов в композиции из нескольких ароматических масел поможет сохранить молодость кожи, придать ей великолепный и соблазнительный аромат, поднять настроение.

Ароматические композиции способны быть как женскими, так и мужскими, летними и зимними, успокаивающими и бодрящими. Научившись составлять их, легко приготовить великолепное домашнее мыло в подарок любимому человеку, или для общего использования, а маленький кусочек мыла в форме сердечка или розочки будет прекрасно смотреться на туалетном столике, заодно источая чудесный аромат.

Познакомившись с характеристиками ароматических масел и узнав их полезные свойства , можно выбрать приятный для вас аромат, но здесь стоит полагаться только на свой собственный вкус. Всегда помните о том, что если запах не вызывает у вас положительных эмоций, от него начнет кружиться и болеть голова, возникнут неприятные ощущения. Поэтому не следует его использовать, каким бы полезным он ни был.

Для составления композиции потребуются несколько полосок чистой белой бумаги длиной 10 см и шириной 5 мм. Нанесите на полоску 1 каплю понравившегося ароматического масла и заготовьте таким образом 2-3 полоски бумаги с разными ароматическими маслами, не забыв подписать каждую из них. Затем сложите полоски веером и прочувствуйте их совместный аромат. Закройте глаза и постарайтесь сосредоточиться на своих эмоциях, физических ощущениях, чувствах. Аромат может вызвать различные ассоциации, пробудить чувства и воспоминания. Если запах понравился, выбранные масла нужно нанести на носовой платок все вместе и снова оценить составленную композицию через 30-40 мин.

Если она кажется негармоничной, требуется добавить новый аромат или убрать тот, который, по вашему мнению, мешает. Процесс создания собственной ароматной композиции может занять некоторое время, но как только ее запах вам понравится, следует приступать к созданию собственных духов, которые в дальнейшем подойдут для приготовления домашнего мыла.

Найденную композицию ароматов надо смешать с маслом-основой, для чего великолепно подходит масло сладкого миндаля, не имеющее запаха и прекрасно растворяющее эфирные масла. Кроме того, оно станет прекрасным компонентом для любой домашней косметики.

На данном этапе необходимо строго соблюдать пропорции основы и ароматических масел из расчета по 2-3 капли композиции на 1 ч. л. масла-основы. Смесь должна храниться в бутылочке из темного стекла с плотной крышечкой в темном прохладном месте, как об этом было сказано выше. Варианты ароматических композиций для хорошего настроения, женской привлекательности и многого другого Композиции ароматических масел можно использовать как духи, нанеся их на кожу (за ухо или на запястье), или носить в аромакулоне на шее. Здесь, однако, нужно соблюдать осторожность, так как масло может оставить жирное пятно и испортить одежду. Допустимо также приготовить небольшой кусочек мыла, вложить его в платяной мешочек и повесить на плечики с вечерним платьем - тогда оно пропитается великолепным ароматом.

Аромат «Леди»

Смешать 2 части масла бергамота и 1 часть масла розового дерева.

Этот легкий и нежный аромат зарядит энергией и оптимизмом, повысит коммуникабельность, усилит чувственность, поможет при депрессии, сильной головной боли и укрепит иммунитет.

Аромат «Интрига»

Смешать 2 части масла иланг-иланга и 1 часть масла пачули.

Аромат праздника, чувственности, интриги подействует тонизирующе, придаст бодрости и оптимизма, поможет при головной боли, окажет противовирусное воздействие.

Аромат «Шарм»

Смешать по 1 части масел иланг-иланга и герани, 2 части масла грейпфрута.

Такой теплый горьковато-цветочный аромат по- Э может сохранить эмоциональное равновесие, добиться успехов в общении с людьми, наполнит жизнь гармонией и любовью. Кроме того, он нормализует гормональный фон, жировой обмен и при необходимости подействует обезболивающе.

С древнейших времен ароматические масла использовали как эликсиры любовной магии. К ним прибегали Нефертити, Клеопатра, Казанова, Полина Виардо и другие знаменитые искусители сердец.

Сущность и назначение композиций .

Одной из своеобразных особенностей парфюмерного искусства является возможность воспроизведения запахов растений. В этом случае природа служит для парфюмера прообразом, а возможность варьировать смеси душистых веществ позволяет получать гармонические комплексы с совершенно своеобразными новыми запахами, которые в природных условиях могут не встречаться.

Как воспроизведение запахов растений, так и получение новых комплексов производится путем смешения отдельных душистых веществ. Полученные продукты, в виде концентрированных смесей душистых веществ, называются композициями.

Композиции предназначаются или для непосредственного применения в виде растворов (духов, одеколонов, туалетных вод) или как добавление к различным средам (мылам, порошкообразным, жировым и другим веществам) для придания им приятного запаха.

Изготовление композиций является основой всей парфюмерной техники.

Впечатления парфюмерного запаха ассоциируются в первую очередь и в подавляющем большинстве случаев с представлением о каком-либо растении, потому что в природных условиях только последние в своей массе обладают запахом, четко воспринимаемым человеком, и знакомство человечества с приятными запахами совершается именно через растительное царство.

Другая цель - выражение некоторой художественной идеи или настроения на основе одного или нескольких душистых веществ, которые в преподносимом сочетании (букете) иногда напоминают естественные сочетания запахов в природе, а иногда имеют с ними лишь отдаленное сходство.

Изображаемое сочетание душистых веществ всегда должно иметь своим первообразом жизнь, действительную природу, должно быть приближено к запаху истинного или воображаемого цветка или букета, должно обладать известной «цветочностью», сообщающей впечатление реальности.

Композиции должны быть так составлены в ассортименте и весовых соотношениях составных частей, чтобы благоухания отдельных компонентов были гармонично слиты и ни один типичный запах отдельного компонента, по крайней мере в начале, не выделялся резко. Это полное слияние отдельных запахов в приятное для обоняния гармоническое целое представляет высшее стремление парфюмера. Взаимосочетание запахов будет длительным только в том случае, если весовые соотношения отдельных составных частей находятся в согласии с намеченным оттенком запаха смеси. Кроме практического опыта или частого повторения вариантов и изучения классической рецептуры, пока не существует способа для ориентировки в весовых соотношениях отдельных компонентов, в особенности при подыскании новых запахов. Наоборот, если речь идет о передаче определенных известных запахов, как, например, о воспроизведении запаха цветов, свежескошенного сена, мха и т. д., а равно и определенных запахов специального типа, существуют точные опытные данные, которые обычно усваиваются в процессе работы и изучения классических прописей.

При составлении композиций с цветочным запахом, парфюмер несколько ограничен в выборе душистых веществ, так как ассортимент их в большинстве случаев предопределен запахом растения, который он, в основном, хочет передать. В то же время, ассортимент этих веществ довольно обширен, и парфюмер, подражая природе, также преподносит их в виде комплексов, смесей, так называемых цветочных композиций.

При составлении фантазийных запахов парфюмер относительно свободен в выборе сырья, ассортимент которого зависит только от того, даст ли оно приятное или неприятное ощущение в смеси.

Состав парфюмерных композиций.

Любая парфюмерная, т. е, искусственно гармонично созданная композиция, какого бы она не была запаха, как и естественные эфирные масла, часто состоит из очень большого количества отдельных душистых веществ.

Для пояснения в табл. 1 приводим примерную рецептуру четырех наиболее распространенных парфюмерных композиций: фиалки, гелиотропа, свежего сена и трефля (клевера).

Таблица 1.

Составные части композиций.

Фиалка     Гелиотроп     Свежее сено     Трефль    
Ионон     Гелиотропин     Кумарин     Амилсалицилат    
Ирисовое масло (1)     Кумарин     Гелиотропин     Фенилэтилсалицилат    
Масло фиалковых листьев    
   
Ванилин
Обепин
Бензилацетат
   
Ванилин
Обепин
Амилсалицилат
   
Изобутилсалицилат   
Жасминное масло
Масло померанцевых цветов (2)
   
Бензилацетат     Линалилацетат     Жасминное масло     Розовое масло    
Линалилацетат     Бензиловый спирт     Бензилацетат     Фенилацетальдегид    
Иланг-иланговое   
или кананговое масло
   
Иланг-иланговое масло     Линалилацетат
Бензиловый спирт
   

Настой дубового мха
   
Розовое масло     Розовое масло     Розовое масло     Настой ванили    
Гераниевое масло     Гераниол     Гераниевое масло     Настой бобов тонка    
Гераниол     Фенилэтиловый спирт     Гераниол     Мускус амбровый    
Фенилэтиловый спирт     Иононы     Фенилэтиловый спирт     Мускус кетоновый    
Гелиотропин     Ирисовое масло     Иононы     Масло гваякового дерева    
Кумарин     Масло померанцевых цветов     Ирисовое масло     Кумарин    
Ванилин     Мускус     Неролиевое масло     Ванилин    
Обепин     Ветиверовое масло     Пачулиевое масло    
Терпинеол     Настой дубового мха     Ветиверовое масло    
Линалоол     Мускус амбровый     Иланг-иланговое масло    
Гидрооксицитронеллаль     Мускус кетоновый     Терпинеол    
Настой амбры     Обепин    
Настой мускуса     Гелиотропин    
Ирисовое масло    
Настой мускуса    
Настой амбры    
Настой бобровой струи    
Настой бензойной смолы    

Табл. 1 показывает, что в каждую композицию входит много различных душистых веществ. Поэтому сам по себе напрашивается вопрос; нужно ли так много душистых веществ, а если нужно, то что, в основном, определяет запах этой композиции, какова роль каждого из остальных душистых вешеств в композиции и нельзя ли обойтись более простыми сочетаниями.

Небесполезно далее выяснить, является ли здесь обилие компонентов хаотичным, беспорядочным нагромождением различных душистых веществ, случайным скоплением предметов, оторванных друг от друга, или это - связное, единое целое, где душистые вещества органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

При углубленном анализе рецептуры любой парфюмерной композиции мы обнаруживаем, что составные части ее подчиняются закономерному порядку, могут быть уложены в систему и выявлены функции элементов композиций.

Так же, как натуральные душистые вещества, гармонически собранная парфюмерная композиция состоит из элементарных частей - отдельных душистых веществ, органически тяготеющих друг к другу. Это тяготение заключается в том, что эти части группируются в естественные отрезки (или фазы, см. табл. 2), которые дают впечатление определенного, существующего в природе запаха цветов, плодов, листьев и других частей растений. Функции этих элементарных частиц имеют аналогию в буквах, которые соединяются затем в слова.

Таблица 2, часть первая.

Расположение душистых веществ композиций по отрезкам.

Композиция "Фиалка"    
Композиция "Гелиотроп"     Для какого запаха   
характерен данный отрезок   
Ионон
Ирисовое масло
Масло фиалковых листьев   
(или эфиры карбоновых кислот)
   
Фиалка (ведущий запах)     Гелиотропин
Кумарин
Ванилин
Обепин
   
Гелиотроп (ведущий запах)    
Бензилацетат
Линалилацетат
Бензиловый спирт
Иланг-иланговое масло
   
Жасмин     Бензилацетат
Линалилацетат
Бензиловый спирт
Иланг-иланговое масло
   
Жасмин    
Розовое масло
Гераниевое масло
Гераниол
Фенилэтиловый спирт
   
Роза     Розовое масло
Гераниол

Фенилэтиловый спирт    

Роза    
Гелиотропин
Кумарин
Ванилин
Обепин
   
Гелиотроп     Иононы
Ирисовое масло
Масло померанцевых цветов   
Мускус
   
Фиалка    
Терпинеол
Линалоол
Гидрооксицитронеллаль
   
Сирень    

Таблица 2, часть вторая.

Композиция "Свежее сено"     Для какого запаха   
характерен данный отрезок   
Композиция "Трефль"     Для какого запаха   
характерен данный отрезок   
Кумарин
Гелиотропин
Ванилин
Обепин
Амилсалицилат
   
Свежее сено (ведущий запах)     Амилсалицилат
Фенилэтилсалицилат
Изобутилсалицилат
   
Клевер (ведущий запах)    
Масло жасмина
Бензилацетат
Линалилацетат
Бензиловый спирт
   
Жасмин     Масло гваякового дерева   
Лимонное масло
Настой бобов тонка
Настой бензойной смолы   
Настой ванили
Кумарин
Ванилин
Обепин
Гелиотропин
   
Гелиотроп    
Розовое масло
Гераниевое масло   
Гераниол
Фенилэтиловый спирт   
   
Роза     Настой бобровой струи   
Настой амбры
Настой мускуса
Мускус амбровый
Мускус кетоновый
   
Мускус    
Ионон
Ирисовое масло   
Неролиевое масло
   
Фиалка     Терпинеол
Гидрооксицитронеллаль   
Фенилацетальдегид   
Ирисовое масло
Иланг-иланговое масло
   
Сирень    
Пачулиевое масло   

Настой дубового мха
   
Пачули     Настой дубового мха   
Ветиверовое масло   
Пачулиевое масло
   
Пачули    
Мускус амбровый   
Мускус кетоновый   
Настой амбры
Настой мускуса
   
Мускус     Масло жасмина   
Масло нероли   
Масло розовое
   
Жасмин    

Эти отрезки могут быть двух видов:

1) полностью передающие запах цветов, плодов, листьев или других частей растений, т. е. из заранее заготовленных парфюмерных композиций;

2) и передающие только их основной запах.

Готовые парфюмерные композиции состоят или из фаз одной первой группы или из одних фаз второй группы, или, наконец, из сочетания тех и других.

Если мы, в свою очередь, проанализируем фазы первой группы, то есть, полностью передающие запах различных душистых частей растений, то мы обнаружим, что и они, в свою очередь, состоят из отдельных элементов, передающих только основной тон, основной запах других видов растений.

Предположим, что мы проанализируем композицию фиалки: тогда мы найдем в ней также элементы запаха жасмина, розы, гелиотропа и сирени, а в запахе белой акации - жасмина, померанцевых цветов, ландыша и т, д. При этом, эти элементы запаха существуют не только в искусственных парфюмерных композициях, но и в запахах естественных продуктов.

К тому же, если возьмем, например, запах сирени, то мы естественных условиях находим в нем довольно сильные признаки жасмина, ландыша, гелиотропа и, частично, фиалки, большие или меньшие, в зависимости от сорта сирени (белой, персидской т. д.), и иногда доходит до того, что некоторые, особенно выращенные в теплицах, сорта сирени пахнут уже чистым жасмином и вообще мало напоминают по запаху сирень.

Запах жасмина и померанцевых цветов сильно чувствуется в цветах белой акации, запах фиалок - в матеоле, гелиотропе, в мимозе, запах сирени - в ландыше и т. д., и многие цветы по запаху несколько напоминают друг друга.

Как, например, повторения запахов в природе, где растения по запаху сильно напоминают друг друга, можно указать на представителей различных ботанических видов: цветы розы и герани, цветы фиалки и корень ириса, гвоздику и некоторые виды левкоев, цветы белой акации и цветы апельсина, фиалковый лист и зеленые огурцы, и многие другие. Таким образом, в парфюмерных композициях мы наблюдаем такое же явление, какое существует в природных условиях: все количество химически индивидуальных веществ, из которых парфюмер строит многочисленные композиции, ограничено, но измененные количественно и в различных сочетаниях эти вещества дают нам огромное разнообразие запахов.

Парфюмер имеет возможность создать почти неограниченное количество различных запахов композиций соответствующим подбором душистых веществ. Все зависит от характера сочетаний и весовых соотношений. Иногда это достигается лишь некоторым сдвигом запаха в ту или иную сторону, почему некоторые запахи, хотя несколько и напоминают друг друга, но все же они совершенно различны: так, например, на основе запаха ландыша создаются композиции с запахом сирени, липы, цикламена; из запаха гвоздики - запах левкоев; из жасмина - магнолии, бегонии, гардении; из фиалки - цветочной кассии и резеды; из клевера - орхидеи, свежего сена; из гиацинта - душистого горошка; из гелиотропа - белой акации, мимозы, боярышника и т. д.

При этом следует отметить, что нередко имеется огромная разница между химическими составными частями, имеющимися в запахе естественного цветка, т. е. в композициях, созданных самой природой, и искусственно воспроизведенными запахами того же цветка. Для того, чтобы создать запах того или иного цветка, плода и т. д., парфюмер пользуется тем, что элементы запаха, типические черты его, повторяются в природе, так же, как повторяются звуки, цвета и линии. Используя эти элементы для своих творческих комбинаций, парфюмер в состоянии вызвать соответствующие впечатления.

Отсюда станет понятным, почему в композициях, приведенных и табл. 1 и 2, в состав запаха фиалок входит также и жасмин, и роза, и гелиотроп, и сирень; в гелиотроп - жасмин, роза и фиалка и т. д., причем во всех приведенных композициях повторяются элементы запаха.

Попытаемся распределить на отрезки составы четырех разнородных запахов, приведенных в табл. 1, в таком виде, в каком они органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга; попробуем собрать эти «буквы» в «слова» и мы получим картину, в виде которой они представлены в табл. 2.

Из этой таблицы видно, что располагая душистые вещества по положенным им местам, соответственно группируя составные части этих композиций, выводя из «хаоса», нагромождения душистых веществ, и путем приведения их в соответствующий порядок, оказывается, что они подчиняются закономерному распределению на сочетания (отрезки), каждому из которых присуща одна какая-либо функция, свойственна одна типическая черта, один специфический запах, повторяющийся в целой группе различных композиций. Отдельные душистые вещества, сами по себе изолированные, группируются в более осмысленные сочетания; из этих сочетаний уже складывается готовый парфюмерный запах. Так звуки, складываясь в мелодии, рождают музыку.

Спрашивается, каким же образом из одних и тех же отрезков, из родственных типических запахов, создается несколько различных цветочных композиций?

Дело в том, что обобщая некоторые типические черты, мы получаем только схему, т. е. предварительный набросок из общих черт, найденных в результате изучения запахов многих конкретных индивидуальных видов цветов и трав. Но для того, чтобы получился живой, художественный, типический образ, обладающий всеми многообразными чертами индивидуального предмета (например, сирени, ландыша, жасмина, фиалки), к этой схеме мы прибавляем некоторые душистые вещества, сообщающие общей композиции индивидуальные черты. Такими веществами в фиалке является, в основном, ионон; в гелиотропе - гелиотропин; в свежем сене - кумарин; в трефле - салицилаты (эфиры салициловой кислоты). Каждое из этих веществ своим преобладанием над общей смесью является как бы наивысшей точкой ее, определяющей тип композиции. Эти вещества в парфюмерии называются ведущими запахами.

Отсюда понятно, почему парфюмер при составлении цветочных композиций несколько ограничен в выборе душистых веществ, подбор которых предопределяется запахом того типа, который он хочет передать.

Вместе с тем, это ограничение не является препятствием к проявлению художественного творчества и рецептура тех или иных композиций с определенным цветочным (и приравненным ему) запахом не является чем-то стабильным, неизменяемым. Наоборот, если мы сравним различные, точно определенные цветочные духи, например, сирень, ландыш, фиалку и т. д., созданные различными парфюмерами, то обнаружим, что при одном и том же тоне в них имеются различные и иногда довольно значительные отклонения от запаха прообраза. Это не всегда зависит от стоимости изделия или неумения парфюмера воспроизвести точный запах цветка, но в не меньшей степени от того, что разные парфюмеры по-разному понимают тот или иной запах и поэтому по-разному его воспроизводят. Поэтому по общему оформлению запаха нередко можно распознать «почерк» парфюмера.

«Почерк» парфюмера, однако, в несравненно большей степени проявляется при создании так называемых фантазийных композиций. Фантазийные композиции, так же как и цветочные, строятся в основном из тех же цветочных отрезков, но отличаются своеобразием компонования. Здесь парфюмер создает новые образы, в жизни не существующие, на основании фантастического синтеза элементов действительности, на основе воображения, то есть, он создает новые образы на основе материала прошлых восприятий. Таким же образом всякие фантазийные парфюмерные композиции ("Шипр", "Голубой ларец", "Жди меня", "Камелия" и др.) являются образами, в жизни не существующими, созданными на основании фантастического синтеза, но построенными на элементах, взятых из действительности (т. е. отрезков различных запахов). Ярким примером фантазийных духов является "По д"Эспань" ("Испанская кожа"), "Русская кожа" и близкие им по запаху, "Жокей-клуб", а затем "Фужер" ("Папоротник") и др. Из практики мы знаем, что ни испанская кожа (седельная), ни русская кожа (юфть) не могут быть названы «душистыми», так как они в основном пахнут дегтем. Но, если отдушить эти кожи веществами гармонирующими с ними по запаху (мускусом, амброй, сандаловым маслом и т. д.), то получаются своеобразные, пронзительные, но теплые, приятные и очень богатые сочетания.

Почти то же сочетание запахов применяется и для духов "Жокей-клуб", потому что верховую езду в седле всегда сопровождают запахи дегтя (седла) и тела (лошади), поэтому эти духи строятся на основе дегтя (запаха седла) и мускуса с амброй, передающих так называемый «животный» запах, запах тела, особенно сильный во время хода лошади.

Из всех существующих в природе видов папоротников нам, пожалуй, неизвестен ни один, который обладал бы более или менее значительным или привлекательным запахом. Однако духи такого наименования выпускаются парфюмерами. В данном случае парфюмер передает не запах папоротника, а окружающей его обстановки - тенистого лиственного леса, где папоротник растет в естественных условиях, окружающих полевых и лесных цветов. Запах тенистого леса передается в основном экстрактом дубового мха, запах полевых и лесных цветов - кумарином (напоминающим запах свежего сена), «темнота» - пачулиевым, ветиверовым и другими маслами.

Аккорды.

Всякая парфюмерная композиция состоит из элементарных частиц в виде отдельных душистых веществ. Эти душистые вещества применяются из-за присущего каждому из них тона, силы и оттенка, а так же, как звуки в музыке, служат материалом для построения парфюмерных произведений. В осмысленном сочетании эти душистые вещества, по аналогии с музыкой, дают нам эстетическое чувство, которое мы испытываем от парфюмерного запаха.

Если мы воспринимаем индивидуальные душистые вещества (например, приведенные в табл. 1) аналогично простым звукам, то простейшие сочетания из них (отрезки, табл. 2) - как звуков единство, т. е. в одновременном «звучании». Сочетания, в которых сопоставляются одновременно несколько тонов, по аналогии с музыкой, могут быть названы аккордами. Здесь, как и музыке, преобладают трехзвучие, четырехзвучие и пятизвучие.

Таким образом, поскольку это касается построения произведений, подтверждается аналогия между простыми звуками и элементарными душистыми веществами, между отрезками и аккордами, между парфюмерной композицией и музыкальной мыслью, музыкальной фазой.

В табл. 2 приведено значительное количество отрезков композиций. Это будут первичные аккорды. Они служат, главным образом, фазами для построения законченного запаха на их основе.

Для изображения того или иного из указанных в табл. 1 и 2 запахов, необязательно брать сочетания из всех указанных для данного аккорда веществ: основной запах гелиотропа определит один гелиотропин, фиалки - один ионон; жасмина - один бензилацетат; клевера - один амилсалицилат, но тогда эта основа окажется как бы однозвучной, слишком примитивной. Более благозвучны сочетания из нескольких первичных аккордов, подобно указанным выше, из смеси нескольких натуральных эфирных масел или их имитации с добавлением или без добавления индивидуальных душистых веществ, или из одного эфирного масла с добавлением индивидуальных душистых веществ. Сами эфирные масла, например, жасмина, розы - являются для парфюмера первичными аккордами, так как они состоят из созданных самой природой сочетаний нескольких индивидуальных химических веществ и воспринимаются нашим обонянием, как единый запах, но они по своему характеру и по своей «элементарности» не могут удовлетворить нас как готовый парфюмерный запах, а лишь одна из составных частей будущей композиции ("звукоряда").

Наконец, готовые парфюмерные смеси являются развитыми аккордами, созидаемыми из сочетания элементарных или сложных аккордов, или же из суммы тех и других.

Ведущие запахи (лейтмотивы).

Если мы обратимся к живописи, то обнаружим, что среди всей массы красок, линий, цветов и оттенков любой картины, любого рисунка, среди основных и второстепенных деталей найдем какую-то деталь, какой-то отрезок, который является основным смысловым, главным моментом, ведущей частью всей картины. Уберем этот отрезок, и произведение иногда частично, а большей частью полностью потеряет свой смысл, а отсюда и свою ценность.

В музыке мы имеем осмысленный последовательный ряд звуков различной или одинаковой высоты, выражающих основную мысль произведения, так называемую мелодию. Эта певучая последовательность звуков принадлежит какой-нибудь гамме или ладу.

Мелодия составляет главный элемент в музыке, и без нее не обходится ни одно музыкальное произведение. Мелодия является основной смысловой частью музыки и в ряде элементов музыкальной выразительности занимает ведущее место, определяя, в основном, содержание музыкального произведения. Мелодия - самое главное в музыкальном произведении, его основа, его напев, который может спеть один голос. Это одноголосно выраженная музыкальная мысль.

Каков характер ведущей части или мелодии в парфюмерии?

Попробуем внюхаться в индивидуальное душистое вещество, например, в ионон, ванилин, терпинеол, и мы обнаружим, что имеем здесь элементарные запахи, одну ноту, и сколько бы мы не внюхивались, даже обладая очень натренированным обонянием, ничего, кроме этой ноты, не найдем.

Попробуем более длительно разнюхивать любой свежий цветок, обладающий запахом, например, цветы ландыша, сирени, фиалки, и убедимся, что имеем здесь какую-то сумму, какое-то сочетание запахов, из которых выделяется одна какая-либо часть - в подавляющем большинстве комплекс, в основном, определяющая запах данного цветка. Это особенно бывает ярким, когда мы нюхаем не одни лепестки, а вместе с чашечками, листьями, стеблем, которые имеют свои запахи, отличные от запаха цветка. Эти при-запахи сообщают свежесорванной ветке с цветами особую прелесть, которая в значительной степени превосходит запах одних лепестков. Но уберем лепестки и оставим остальные части цветка (чашечки, тычинки, пестики, листья, веточки), и тогда вся специфика запаха, присущая данному цветку, пропадет. Вместе с тем, разнюхивая цветок, мы обнаружим, что имеем в нем не застывший, а подвижный запах, в котором элементы его чередуются (колеблются) с большой быстротой, и в них проскальзывает то один, то другой тон. При длительном разнюхивании запаха даже отдельного цветка, листа, можно установить, что он меняется много раз в течение минуты, но какой-то тон или группа тонов выделяется особенно четко и, в основном, характеризует запах, который является для него специфическим.

Совершенно то же самое наблюдается и с духами. Наглядным примером может служить композиция "Фиалка", в которой основной тон, основной характер определяется смесью из ионона, метилионона (или масла фиалкового корневища), ирисового масла и масла фиалковых листьев. Без этого комплекса остальная часть композиции будет невыразительной, не будет пахнуть фиалкой и характер в ней будет потерян.

Небесполезно коснуться и такого факта. По букету вин дегустаторы определяют не только марку, но и год изготовления вина. При этом опытные дегустаторы устанавливают данные моменты и для очень редких и старых сортов вин. Чем же это объяснить? Для этого лучше всего обратиться к самим дегустаторам вин, и они нам ответят, что они запоминают отдельные запахи вин, хотя бы только раз когда-либо услышанные так же, как мы запоминаем отдельные мотивы. Само собою разумеется, что повторение в букете одной какой-либо ноты ничего не может дать, так как элементы запаха часто повторяются в природе, и конечно, также и в самих винах. Только общий букет вина с характерным его оттенком, особенно, вместе с сопровождающими ее дополнительными запахами, могут дать возможность вынести соответствующее заключение.

При этом следует учесть, что букеты вин также представляют собою композиции в одних случаях естественные, зависящие от сорта винограда, и метода его обработки, а в других - искусственные, созданные путем купажа, т. е. смешения нескольких сортов.

Таким образом можно установить, что в парфюмерных композициях, как и в естественных душистых частях растений, мы
имеем какой-то стержень, центральное ядро, которое определяет запах всей композиции, и что ядро состоит большей частью не из одного, а из нескольких элементарных душистых веществ (несколько простых звуков), которые воспринимаются нами не сразу, а в виде определенной последовательности, и которые могут быть названы лейтмотивом данного комплекса.

В парфюмерии под термином «лейтмотив» или «ведущий запах» следует понимать ряд близких или различных по запаху душистых веществ, занимающих ведущее место и определяющих основное содержание, основной запах или характер композиции.

Это - собственная главная нота или верхний регистр, которые, например в цветочных композициях, воплощают все душистые вещества, передающие основной запах соответствующего растения. Эти душистые вещества могут составляться из комплексов или очень редко из одного вещества (например, илаиг-илангового масла для одноименных духов), притом это вещество само по себе уже есть природное сочетание из различных индивидуальных веществ со своим ведущим запахом.

Конечно, не всякое сочетание душистых веществ может служить ведущим запахом: случайное сочетание душистых веществ, взятых вместе, также нельзя назвать ведущим запахом, как нельзя считать мелодией случайный набор звуков, соответственно не связанных вместе, не дающих музыкальной мысли.

Ступени запаха.

В парфюмерии различают три ступени запаха, зависящие как от скорости улетучивания душистых веществ, входящих в состав композиции, так и от явления адаптации - начальная, серединная и остаточная.

Начальным запахом, или I ступенью считается та, которая чувствуется до и вскоре после испарения спирта из духов. Эта ступень решающего значения не имеет.

Самым важным является запах духов в первые 10-12 часов после полного испарения спирта и легколетучих веществ (бензилацетата и т. п.). Духи должны при этом проявлять максимальную стойкость, цельность и красоту, и не должны часто и резко изменять свой запах. В это время наблюдается, если так можно выразиться, гармония испарения. Это будет серединный запах, или II ступень. Длительность сохранения серединного запаха зависит от степени летучести тех душистых веществ, которые были введены в композицию. Наиболее прочные, как пачулиевое, ветиверовое, сандаловое масла и экстракт дубового мха, абсолютные эссенции, кристаллические душистые вещества (гелиотропин, кумарин, искусственные мускусы), смолистые вещества (бензойная смола, стиракс) и животные продукты (натуральные амбра, цибет, мускус, бобровая струя и др.), в зависимости от количества их в композициях, способны влиять на длительность II ступени. Увеличение этой ступени пропорционально увеличению содержания в композиции указанных веществ. Задача парфюмера - добиться максимально возможной длительности этой ступени.

После этого наступает полоса более или менее глубокого изменения (затухания) запаха, причем чувствуется уже не полный букет, а приятно пахнущий остаток, часто имеющий мало общего с серединным запахом, но гармонирующий с ним. В этой III ступени запах носит название остаточного.

Таким образом, в I и во II ступенях запах нарастает, а в III - угасает.

С точки зрения практического применения характерной нотой (базисом) духов является та, которая при действии теплоты тела (поскольку речь не идет о специальном применении, например, в качестве курительного средства, мыла и т. д.) во II ступени дает длительное впечатление. Проба на бумаге не достигает цели, и действительная способность проявления, т. е. развития эффекта смеси душистых веществ, может быть правильно установлена только в контакте с человеческой кожей под влиянием теплоты тела. При этом некоторые запахи значительно усиливаются тепловым излучением тела (мускус и т. д.), другие изменяются или ослабляются.

Становится ясным бесспорно установленный факт неравномерной ощутимости запaxa при употреблении различными лицами одинаковых духов. Летучесть душистого вещества значительно колеблется также, в зависимости от влажности воздуха и атмосферного давления. Этим объясняется известный эффект запаха духов, часто наблюдаемый не только при первом впечатлении, но и при дальнейшем процессе улетучивания составных частей.

Обозначения ступеней I, II и III несколько условны, собирательны, так как одна ступень никогда не перескакивает в другую, не переходит так, чтобы это сразу ощущалось обонянием, а в виду относительной медленности переходов последние совершаются постепенно, и поэтому между ними всегда имеются границы, неуловимые обонянием.

Последовательная смена впечатлений должна быть без скачков, плавной и настолько постепенной, чтобы ступени перехода не могли резко ощущаться нашим обонянием.
________________________________________ _______________________________

1. Ирисовое масло - масло фиалкового корневища.
2. Масло померанцевых цветов - флер д`оранжевое или неролиевое масло.

Школа Парфюмера. Духи своими руками. Основы ароматической композиции. Духи из эфирных масел. Духи в домашних условиях. Основы парфюмерии. Классические композиции в парфюмерии.

Часть 3. Основы композиции ароматической смеси.

Духи. В духах концентрация составляет от 15 до 30% эфирных масел. Ароматические вещества растворяются в 96% спирте. Это самые стойкие, долгоиграющие. Их аромат на хлопчатобумажной ткани сохраняется до 30 часов.

Туалетная вода . Содержит до от 5 до 15% эфирных масел, растворенных в 80-90% спирте. Вода составляет от 2-5%. По своей концентрации ароматов туалетная вода и парфюмерная водой, порой, мало чем отличаются.

Основы парфюмерной композиции.

Парфюмерная композиция – это сложное сочетание нескольких натуральных или синтетических ароматов: цветов, фруктов, пряностей, смол… Они образуют одно общее гармоничное произведение, в котором постепенно раскрываются новые оттенки и нюансы аромата. Некоторые компоненты играют ведущую партию в композиции, а другие расставляют акценты и создают законченную симфонию. Парфюмерная композиция – это симбиоз запаха, стойкости, энергии и характера. Иногда композиции создаются путем смешивания классических ароматов с целью создания новых вариаций, ранее неизвестных…

…Интересно, что парфюм может включать в себя от 3 до 350 компонентов.

Парфюмеры Франции определили несколько классических композиций в качестве эталона.

♠ Цитрусовые. В них преобладают цитрусовые эфирные масла. Это всегда энергичные свежие легкие охлаждающие композиции. Они одинаково подходят и для женщин и для мужчин. В составе: лимон, бергамот, апельсин, грейпфрут и т.д.

  • Цитрусовые
  • Цитрусовые цветочные шипровые
  • Цитрусовые пряные
  • Цитрусовые древесные
  • Цитрусовые ароматические

♠Цветочные . Создаются с применением подавляющего количества цветочных ароматов. Это — роза, фиалка, магнолия, хризантема, тубероза, жасмин, иланг-иланг, сирень, нарцисс, нероли, лаванда. Как правило, это — женский парфюм.

  • Один цветок — моно-масло
  • Цветок лаванды — духи из лаванды
  • Цветочный букет
  • Цветочный, зеленый
  • Цветочный, альдегидный, создается с применением синтетических душистых веществ с лимонным ароматом
  • Цветочный, древесный
  • Цветочный, древесный, фруктовый — с применением синтетических ароматов фруктов.

♠Древесные . Теплые очень нежные с ощущением маслянистости ароматы. Создаются с обильным применением древесных эфирных масел. На первом месте стоит сандал, мирт и кедр атласский. Почетное место занимает кипарис, можжевельник. Многие древесные духи содержат лабданум, томную ветивер, энергичный розовый перец, теплый имбирь и цитрусовые нотки солнечного грейпфрута. Древесные ароматы могут включать в себя розовое дерево, пачули, фиалка из листьев абсолю. Эти ароматы прямолинейны, очень стойкие и весомые. В мужские композиции добавляют лаванду и цитрусовые. Древесные ароматы замечательно подходят мужчинам, хотя в наш стремительный деловой век многие уверенные в себе женщины останавливают выбор на духах с древесными оттенками.


♠Фужерные или папоротниковые (с франц.) Фужерные ароматы на самом деле папоротником совершенно и не пахнут. У семейства папоротниковых нет аромата. Скорее это «миф», который создали парфюмеры. Известный парфюм, выпущенный в конце 19 века «Королевский папоротник», положил начало для направления Фужерных ароматов. Композиции отличаются горечью и наличием кумарных ароматов. Горьковатый оттенок достигается применением полыни и дубового мха, как основной ноты для создания растительного оттенка. В состав этой композиции входит лаванда, бергамот, ваниль, кумарин (душистое вещество с запахом скошенной травы). В последнее время в линию папортниковых духов стали добавлять сандал и майоран, корицу, эстрагон, кориандр, мускус, амбра, розмарин, кедр атласский, и даже приторную герань (пеларгонию). Фужерные ароматы считаются принадлежностью мужественной части населения.

  • Папоротник
  • Папоротник, амбровый, мягкий
  • Папоротник, цветочный, амбровый
  • Папоротник, пряный
  • Папоротник, ароматический

♠ Шипровые. В 1917 году Франсуа Коти создал известный аромат «Кипр».Это женский аромат, где на фоне цветочной композиции выступал бергамот, пачули, ладанник, лабданум и дубовый мох, а так же вещество хинолин с ароматом кожи (теперь его не используют из-за токсичности). Духи «Кипр» приобрели широкую популярность, и название стало нарицательным «Шипр – Кипр». Шипровые ароматы всегда отмечаются первым дуновением бергамота и лимона, далее выступает аромат пачули с жасмином или сандал и конечно, последняя нота в аккорде — полынь и дубовый мох. Это композиция с оттенком горечи и ароматом осеннего леса. Шипровые духи подходят для интровертов, для людей, чей внутренний мир глубок, непредсказуем и насыщен эмоциями и переживаниями.

♠Амбровые. Восточные ароматы. Это идеальные композиции для применения в любое время суток. Амбровые композиции отличаются мягкостью и деликатностью. Сочетание ванильных, пудровых ладанника-лабданума с ярко выраженными животными нотами амбры.

  • Амбровый, цветочный, древесный
  • Амбровый, цветочный, пряный
  • Амбровый, мягкий
  • Амбровый, цитрусовый
  • Полу-амбровый, цветочный

♠Кожаные. Как правило, это композиции для мужчин. Здесь участвует сухой дымный аромат табака, кожи, древесные ноты сандала, кедра и амириса, можжевельника, коры березы и лайма и непременно головные цветочные оттенки.

  • Кожа
  • Кожа, цветочный
  • Кожа, табак

Распространенные композиции.

Цветочно-Восточные: Композиции создаются с применением цветочных и ориентальных нот. Здесь и пряные смесь гвоздики с корицей, жасмин, фиалка, мускус, сандал. В них присутствует соблазняющий мускус. Эти духи предназначены для вечерних приемов, светских раутов и… возможно, для деловых встреч.

Ориентальные или восточные . Всегда очень сладкие, терпкие, очень чувственные, с восточным оттенком духи. В них участвуют ваниль, сандал, ладан, копайский и перуанский бальзам, мирра, гальбанум, гваяковое дерево и др. Вечерние, шлейфовые духи, которые походят для холодного времени суток. Это тяжелый насыщенный очень эротичный чувственный аромат. Женские ориентальные ароматы разбавляют цветочными и пряными эфирными маслами. В мужские ориентальные ароматы добавляют морские оттенки, цитрусовые: лайм, лимон, бергамот.

Зеленые . В состав этих композиций входят лаванда, розмарин, гальбанум, гиацинт, можжевельник, листья фиалки (абюсолю). Это свежий прохладный аромат, отдающий влагой утренней росы. Зеленые ароматы очень подходят для молодых девушек со светлыми волосами. Зеленые ноты в парфюмерии достигаются при использовании , цис-3-гексенола и его эфиров, триплала,

Морские или океанические. С помощью эфирных масел эти композиции воспроизвести невозможно так, как они создаются с помощью синтетических компонентов.Ароматы этого семейства целиком синтетические. Само название говорит о характере аромата – это запах моря, крика чаек и морского бриза… может помочь тинктура из фукуса (водорослей), но в небольшом количестве.

Фруктовые . Создается из ароматов фруктов. К сожалению, в ароматерапии вы никогда не найдете эфирного масла груши, яблока, папайи или персика… это не эфиромасличные растения. Здесь можно применить апельсин, лимон, грейпфрут в небольшом количестве, иначе аромат будет классифицирован, как цитрусовый. … ну и в крайнем случаи отдушки (синтетические заменители, идентичные натуральному аромату). В этом случае, ваши духи не могут выполнять терапевтическую функцию. Вы должны быть к этому готовы. Фруктовые духи — это всегда женские ароматы. В некоторых случаях, можно использовать спиртовые настойки на фруктах и ягодах или применить синтетические ароматы — отдушки. Купить отдушки>>>

Пряные . Если вы хотите создать вечерние духи, то пряные компоненты будут очень кстати. Участие корицы, кассии, аниса, имбиря, кардамона и гвоздики помогут создать женщине стройный эротический образ целеустремленной искусительницы. Пряные композиции томные, густые, насыщенные, они манят и увлекают за собой.

Альдегидные . Эти композиции в парфюмерном производстве синтезированы из химических соединений – альдегидов. Это всегда яркие, глубокие и насыщенные ароматы. Большое количество альдегидов содержится в эфирных маслах с лимонным ароматом (цитронелла, лемонграсс, лимонная трава, литсея кубеба, мелисса лимонная и др.).

Духи с Феромонами . Производители парфюмерии с феромонами утверждают, что добавляют натуральные анималистические вещества, но как правило это синтезированные молекулы. Духи в основном, состоят из душистых веществ и эфирных масел – афродизиаков. Вы можете самостоятельно создать композицию из эфирных масел со свойствами с добавлением молекулы и поверьте, получиться не хуже.

Следующая Часть 4.

  • Читать по теме: