Василиск (от др.-греч. βᾰσῐλίσκος – царёк; также лат. basiliscus, regulus, англ. basilisk, cockatrice) – существо, упоминаемое в различных источниках.

В Библии, по мнению ряда комментаторов, – одно из названий опасной ядовитой змеи. Хотя точное отождествление затруднено, в тех или иных местах может обозначать кобру или гадюку. В «Естественной истории» Плиния Старшего василиск – змея, наделённая мифическими чертами. В иных источниках – мифический чудовищный змей. В частности, лужичане считали, что василиск – петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы.

Василиск в Библии

Василиск в Библии упомянут в Псалме 90: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс 90:13). Аспид и василиск – виды ядовитых змей, и василиск – очковая змея. Традиционно змеям в Библии уподобляются враги.

Пророк Иеремия сравнивает с василисками халдеев, которые были посланы Богом, чтобы наказать иудеев за их нечестие: «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь» (Иер.8:17). Василиск также упомянут во Второзаконии, когда перечисляются опасности и беды, от которых избавил Господь: «… смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной» (Втор 8:14-15).

Толкование в библеистике

В Библии слово «василиск», и его синоним «ехидна», обозначало любых ядовитых змей. Хотя точное отождествление затруднено, предполагаются змеи семейства аспидов, включая кобр, и семейства гадюк. При этом два стиха Библии (Пс. 90:13, Ис. 59:5) разделяют аспидов и василисков. Аммиана Марцеллина, живший в IV веке, тоже разделял аспидов, ехидн, василисков, и других змей.

В «Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона» указаны некоторые варианты отождествления василиска с теми или иными видами змей, но точное решение вопроса признано затруднительным. Библеист А. П. Лопухин считал библейского василиска индийской очковой змеёй. В толковании раннехристианского святого и богослова Иоанна Кассиана василиск служит образом бесов и дьявола, а яд василиска – образом зависти.

Античные представления

Предположительно, миф пошёл с описания маленькой ядовитой змейки, считаемой в Египте священной, от шипения которой разбегаются все животные и змеи, которую упоминали Аристотель в IV веке до н. э. и Псевдо-Аристотель .

Описание василиска как мифического существа присутствует в «Естественной истории» Плиния Старшего (I век н. э.), написанной, в том числе, на основе трудов греческих историков и хронистов. Согласно ему, василиск обитает в окрестностях Киренаика, его длина до 30 см, с белым пятном на голове, напоминающим диадему. Некоторые энциклопедии конца XIX века приписывали Плинию отсутствующие у него слова, что змей жёлтого цвета и имеет наросты на голове. От шипения василиска убегают все змеи. Передвигается извиваясь не как другие змей, а поднимая кверху свою среднюю часть. Обладает способностью убивать не только ядом, но и взглядом, запахом, сжигает траву и ломает камни.

Лукан писавший в те же годы, что и Плиний, считал, что василиск появился из крови убитой Горгоны Медузы, тоже обладающей окаменяющим взглядом. Плинию вторит Гай Юлий Солин в III веке, однако с небольшими отличиями: длина змеи около 15 см, пятно в виде белой повязки, не упоминает смертельный взгляд, а только крайнюю ядовитость яда и запаха. Его современник Гелиодор писал о василиске, который одним своим дыханием и взглядом сушит и губит все, что ему попадается.

Плиний писал о предании, что однажды всадник ударил василиска копьём, но яд потёк по древку и убил всадника и даже коня. Схожий сюжет встречается в поэме Лукана, писавшего в те же годы, о том, как василиск убивает отряд воинов, но один из воинов спасается, отсекая себе руку заражённую ядом василиска, потекшим по копью. Плиний писал, что ласки могут убить василиска своим запахом, залезая в его нору, но при этом умирают сами. О вражде василисков и ласк упоминалось и в труде приписываемом Демокриту, жившему в III веке до н. э. Начиная со II века н. э. пошло поверье, что василиск погибает от крика петуха, и поэтому советовалось носить этих животных в клетке. Из глаз и крови василисков якобы можно было изготавливать различные амулеты и снадобья.

«Иероглифика» IV века н. э. повествует, что египтяне имели иероглиф со змеёй, которую называли «уреем», что по-гречески значило «василиск», и он обозначал «вечность». Египтяне верили, что только эта змея бессмертна, дыханием она способна убить любое другое существо, и её изображали над головами богов. Этот иероглиф изображал Солнце и богиню-кобру Уаджит – покровительницу Нижнего Египта. Золотая фигурка урея крепилась на лбу фараонов как часть царского головного убора.

Биолог И. И. Акимушкин и другие авторы предполагали, что василиск – это рогатая гадюка. Её изображение с рожками было египетским иероглифом, обозначавшим звук «ф», и могло быть принято Плинием Старшим за змею с короной, что и породило греческое название змеи «василиск» – «царь».

Средневековье

Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало – и тот погиб от собственного взгляда. Зеркало стало главным оружием в борьбе с василисками, которые в средние века бесчинствовали вокруг жилищ, отравляли своим присутствием колодцы и шахты. Ласки по-прежнему считались природными врагами василисков, по одолеть монстра, они могли только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,– вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.

Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под
стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков – чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции), Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален – откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут!

В Средние века образ василиска был дополнен новыми деталями, согласно которым он вылупляется из яйца, снесённого старым петухом, положенного в навоз и высиженного жабой. Изменились и представления о внешнем виде: василиска стали изображать в виде петуха со змеиным хвостом, иногда с туловищем жабы, хотя имелись и другие варианты. Первое подобное упоминание встречается у Пьера де Бове (фр.) русск. в начале XIII века. Он повторяет описание Плиния, описывая василиска как хохлатого змея, но также упоминает, что иногда его изображают как петуха со змеиным хвостом, приводя подобное изображение, и что иногда он рождается от петуха. Несмотря на то, что вера в василиска была сродни церковным догматам, которые отрицать было нельзя, Альберт Великий в XIII веке считал выдумками истории о крылатом василиске, рожденном из петушиного яйца.

В эпоху Нового времени

С начала XVII в. несколько меняется облик и легенда о нем. В хрониках сообщалось, что рождается василиск из навоза, либо из куриного яйца, «насиженного» ужом. Внешне выглядит петухом, или индюком с головой и хвостом змеи. Убить его можно запахом и видом ласки, петушиным пением.

Одна из гравюр «Естественной истории змей и драконов» Альдрованди, рисует василиска существом с чешуей вместо перьев и четырьмя парами ног (Согласно Младшей Эдде, у Одинова коня Слейпнира также было восемь ног).

Представлялся иногда львом с гребнем о трех шипах. В соответствии с фольклорными представлениями, василиск появлялся из снесенного старым петухом в навозной куче змеиного яйца без желтка, которое высиживала «ядовитая» жаба или змея. Кокатрис – почти полностью идентичен Василиску: обстоятельства их появления идентичны. Но если птенец наследует в большей степени признаки змеи, то получается ящероподобный Василиск, а в более редких случаях, когда признаков петуха больше – Кокатрис. Он похож на петуха с хвостом змеи и не имеет разрушительной мощи Василиска, но если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то также превратится в камень.

В славянской мифологии

Василиск – зооморфное существо, убивающее взглядом или дыханием. Представления о Василиске, восходящие к античным источникам, включались в средневековые бестиарии (сборники описаний различных животных), проникали в фольклорные легенды. Западные славяне считали, что Василиск сотворен дьяволом; выглядит как петух, но имеет голову индюка, глаза жабы, крылья летучей мыши, хвост змеи. Иногда он имел облик петуха с крыльями дракона, хвостом ящерицы, клювом орла. В древнерусских словарях-азбуковниках василиск описывается как змей, одновременно имеющий сходство с петухом. Василиск рождается из петушиного яйца, высиженного жабой, или из яйца, снесенного и высиженного петухом в алтаре (ср. других мифологических персонажей, появляющихся из петушиного яйца, – черта, летающих змеев, домовых духов, приносящих богатство хозяину). Взглядом Василиск проникает сквозь стены и обращает все живое в камень, Василиск и сам умирает, увидев в зеркале свое отражение. Ядовитым дыханием он отравляет окрестный воздух, убивает птиц. Василиск обитает в расщелинах скал, пещерах, подземельях, где охраняет клады. Он не нуждается в пище: ему достаточно полизать камень, чтобы утолить голод. Губителен для него вид или крик петуха. Среди персонажей славянской народной демонологии внешнее сходство с Василиском имеют сербский «петух-змей» и русский дворовой (в виде змеи с петушиной головой).

Образ василиска в культуре

Василиск (наряду с аспидом, львом и драконом – на основании 90-го псалма) входит в число зооморфных изображений бесов или дьявола, принятых в христианском искусстве.

На стадии становления христианской иконографии периода IV – начала IX веков византийские мастера прибегали к условному языку символов. Христос над аспидом и василиском изображался на щитках византийских лампад. «Христос-победитель, попирающий аспида и василиска» – один из редких вариантов иконографии Иисуса Христа. Среди известных образцов можно назвать рельеф IX века на слоновой кости из Оксфордской библиотеки. Аналогичная композиция изображёна в конхе южной апсиды собора Сан Джусто в Триесте. В левой руке Христос держит раскрытую книгу, а правой благословляет. Местные святые Иуст и Сервул располагаются по сторонам от него.

«Образ Христа, попирающего аспида и василиска, в южной апсиде, очевидно, восходит к мозаике Архиепископской капеллы в Равенне. Он встречается также на одной из стуковых панелей в Баптистерии православных в Равенне и был представлен в мозаике не сохранившейся базилики Санта Кроче (1-я половина V века), известной по описанию хрониста Андреа Аньелло».

Одна из икон Божией Матери, относящаяся к XVIII веку, носит название «На аспида и василиска наступиши». Она изображает Божию Матерь, попирающую силы зла.

В эпоху Возрождения василиск довольно часто упоминался в многочисленных богословских текстах и бестиариях как образ порока. Во времена Шекспира им называли проституток, хотя сам английский драматург упоминал его только как классического змея со смертоносным взглядом. В поэзии XIX века христианский образ василиска-дьявола начинает тускнеть. У поэтов- романтиков Китса, Кольриджа и Шелли василиск более подобен благородному египетскому символу, чем чудовищу. В «Оде к Неаполю» Шелли призывает город: «Будь, как имперский василиск, сражай врагов невидимым оружьем».

В геральдике василиск – символ могущества, свирепости и царственности.

Образ василиска в мире Гарри Поттера

Василиск (от греч. βασιλίσκος, «базилискос» – царёк) (англ. Basilisk) – огромный змей, известный также как «король змей», живущий не одну сотню лет. Очень сильное магическое животное. Впервые был создан приверженцем чёрной магии Герпием Злостным, заставившим жабу высидеть куриное яйцо. Осознав, какое страшное чудовище появилось на свет, маги запретили выведение василисков ещё в средние века.

Несмотря на то, что василиска Министерство магии относит к категории ХХХХХ – «Смертельные для волшебников / не поддаётся приручению», всё-таки василиск – это змея, хоть и громадная, поэтому волшебник-змееуст, владеющий змеиным языком, может разговаривать с ним и, при достаточной магической силе, вполне контролировать его. Том Реддл, он же лорд Волан-де-Морт, ещё в юношеские годы мог командовать этим чудовищем, в то время как Гарри Поттер, владея Змеиным языком, не имел над василиском никакой власти.

Вес взрослого василиска может составляет две и более тонны, а его длина, по информации Ньюта Саламандера, достигает 50 футов (чуть больше 15 метров), при этом всё тело покрыто чешуйчатой бронированной кожей, схожей по прочности с шкурой дракона и устойчивой к заклинаниям. Кожу василиск, как и любая другая змея, время от времени сбрасывает.

Сходство василиска со змеёй усиливается наличием четырёх ядовитых клыков, которые по длине превосходят остальные зубы в пасти. Обычная продолжительность жизни василиска – около 900 лет, некоторые экземпляры живут и дольше. Питаются василиски позвоночными тварями, обычно – мелкими грызунами.

Яд

Яд василиска – удивительно сильная магическая субстанция, единственным известным противоядием являются слёзы феникса, которые, в свою очередь, добыть крайне сложно. Яд настолько силен, что убивает человека в течение нескольких минут, вызывая перед смертью сонливость и замутнённый размытый взгляд.

Яд василиска сохраняет свои свойства даже спустя несколько лет после смерти животного. Он может также повредить неодушевлённые предметы настолько основательно, что их невозможно восстановить, и, таким образом, он является одним из немногих веществ, способных уничтожать крестражи. Ядовитым клыком василиска были уничтожены два вместилища души Волан-де-Морта – Дневник Тома Реддла (1993) и Чаша Пенелопы Пуффендуй (1998).

Меч Годрика Гриффиндора, впитавший в себя яд василиска, также стал действенным оружием для уничтожения крестражей. Им были уничтожены ещё три крестража – медальон Слизерина (1998), кольцо Марволо Мракса (1996) и змея Нагайна (1998).

Смертоносный взгляд

Самым страшным оружием василиска считается его смертоносный взгляд. Два огромных жёлтых глаза – обычно последнее, что успевают увидеть его жертвы в этой жизни. Даже «непрямой» взгляд василиска, отражённый в зеркале, крайне опасен – поймавшие такой взгляд каменеют, и лишь настойка из корней мандрагоры может вернуть им первоначальный облик.

Взгляд василиска – настолько сильное оружие, что поражает даже привидения. Правда, умереть во второй раз они уже не могут, но зато вполне своеобразно «окаменевают», превратившись из жемчужно-белых в угольно-чёрных и утратив всякую способность самостоятельно двигаться. Из всех живых существ только фениксы имеют иммунитет к взгляду чудовища.

Василиска очень боятся все без исключения виды пауков и стараются как можно скорее покинуть район его активной жизнедеятельности, причём это не зависит от их размеров.

Арагог, огромный паук-акромантул, которого Министерство магии, как и василиска, отнесло к категории XXXXX, настолько его боялся, что даже не произносил его имя, так же, как волшебники не называли имя Тёмного лорда.

Одной из возможных причин такого ужаса может являться то, что пауки чрезвычайно уязвимы к взгляду василиска, так как обладают широким углом зрения, практически круговым, и не имеют поэтому никакой возможности ни закрыть глаза, ни спрятать свой взгляд, как это делал Гарри Поттер в Тайной комнате, ориентируясь на отбрасываемую громадным змеем тень.

Яйцо василиска

Неизвестно, почему существуют мужские и женские особи василисков, так как они рождаются из куриного яйца, высиженного жабой. Но вполне возможно, что, в отличие от реального мира, в котором гибриды во многих случаях к размножению не способны, василиски могут спариваться. И именно поэтому Аластор посчитал, что эти чудовища могут откладывать яйца, а преподнесённый ему подарок – это «хитроумно замаскированное яйцо василиска».

Такое создание, как Василиск, мифология описывает как весьма опасную и неприятную сущность. Если верить старинным преданиям, то это чудовище, которое имеет черты петуха, жабы, летучей мыши, дракона, и от взгляда его каменеет всё живое. Однако являются ли Василиски реальными змеями или это только мифический дракон из сказок?

В статье:

Как выглядит Василиск согласно мифам

Как выглядит Василиск? Легенды описывают нам это существо как большое чудовище, у которого голова петуха, жабьи глаза, крылья летучей мыши и тело дракона

Стоит сразу отметить, как и в случае и , данный образ трансформировался на протяжении всей истории человечества, и к нему добавлялись новые особенности. Однако на сегодняшний день Василиска представляют именно таким.

Голова петуха и тело дракона

Считается, что если это существо посмотрит на человека или животного, то жертва тут же превратится в камень. Есть единственное оружие, которое позволяет справиться с этим мифическим монстром - это зеркало. Люди верят, что если монстр увидит свое отражение, то тут же погибнет.

Обитает чаще всего Василиск в глубоких пещерах. К счастью, Василиск не питается животными и людьми, рацион его питания составляют только камни. , мистическая сущность не выходит на поверхность днем, покидает свою пещеру лишь в темное время суток.

Основные враги чудовища - это единороги, так как они слишком чистые животные (откуда возник этот миф, неясно), пауки и петух, нечисть не переносит крик этой птицы.

Змей Василиск в Библии

Самое раннее упоминание о данном чудовище встречается еще в Библии. В переводе Ветхого Завета с иврита на древнегреческий и латынь это слово встречается несколько раз. Однако образ, который нам изображается в Библии, отличается от того, который описывается сегодня. Подобная сущность иногда описывалась еврейским словом «сараф» , что переводится как «жгучий» и может символизировать ядовитую змею.

Кроме этого, Кириллом Александрийским было сделано уточнение, что данное животное может являться детенышем аспида. Есть мнение, что слово «аспид» является синонимом слова «василиск» .

Аспид — ядовитая змея

В свою очередь под словом «аспид» зачастую подразумевали любую ядовитую змею. Хотя на сегодняшний день очень тяжело сказать, с какой из них была ассоциация. Можно предположить, что это действительно были кобры, аспиды или змеи из семейства гадюк.

В то же время мы встречаемся с одной несостыковкой. Два стиха из Библии (Пс. 90:13 , Ис. 59:5) разделяют Аспида и Василиска. Поэтому весьма непросто угадать, с какой именно змеей отождествлялась данная мифическая сущность.

Иоанн Кассиан говорил о том, что сама эта сущность является символом дьявола, чёрта. А яд его - это зависть и злоба.

Античные представления о драконе Василиске

Еще в четвертом веке до нашей эры Аристотелем упоминался небольшой но очень ядовитый змей, который почитался в Египте. Особенность его была в том, что как только существо начинало шипеть, любые животные, змеи сразу начинали разбегаются в разные стороны.

Согласно мифу, обитал этот Василиск в окрестностях Кирениака. Это существо в длину не более 30 сантиметров, на голове у него находится белое пятнышко. Есть также гипотеза о том, что на самом деле существо желтого цвета, а на голове у него наросты. Василиску приписывали самые различные особенности. Считалось, что передвигается он приподнимая наверх среднюю часть, что несвойственно змеям.

Люди считали, что убивает это существо с помощью яда, взгляда, может поджигать растения и разрушать камни. Еще одна теория гласит о том, что появилось это существо из крови убитой Медузы Горгоны, которая, как известно, умела превращать живых в камни взглядом.

Существует древняя легенда, описывающая столкновение воинов и магического существа. Она гласит, что всадник решил поразить Василиска копьем, но тут же умер, так как яд просочился через копье и убил всадника. Но другой же воин был более смышленым, он не только разрубил Василиска мечом, но и тут же отрезал себе руку, чтобы не умереть от яда чудовища.

Демокрит писал о том, что один из злейших врагов Василиска - это ласка. В далекие времена люди считали, что эти животные могут убить чудовище одним своим запахом. Залезая в нору, ласки убивают монстра, но сами также при этом погибают.

Во 2 веке до нашей эры появилась теория, что умереть Василиск может, услышав крик петуха. Вроде как считалось, что с помощью глаз и крови василисков можно делать различные амулеты и волшебные отвары.

В античном мире люди считали, что появляется на свет магическая сущность из яйца птицы ибис. С ней была также связана легенда, которая гласила, что птица ест змеиные яйца, а свои собственные иногда также откладывает через клюв.

Это поверье зачастую объяснялось так: поедая ядовитые змеиные яйца, птицы заражают змеенышами свои собственные яйца. Поэтому в Древнем Египте нередко люди находили яйца этой птицы и разбивали их для того, чтобы на свет не появлялись Василиски.

Змей-петух из Средневековья

В средние века, как это обычно происходит, образ Василиска немного изменился. Согласно легендам, которые дошли из этих времен, Василиски появлялись на свет из яиц, которые несет старый петух. Причём находиться яйцо должно быть в навозе, а высиживать его должна была жаба.

Василиск из новелл «Римские деяния»

Представление о том, как именно выглядит чудовище, также значительно изменились. Теперь, из ядовитой и опасной змеи, Василиск превратился в петуха со змеиным хвостом. В редких случаях указывалось, что у него туловище как у жабы. Однако в некоторых случаях оказывалось, что у него всё -аки было туловище дракона.

Первое упоминание именно о таком чуде встречается в начале 13 века. Несмотря на то, что считалось, что победить такого змея-дракона можно с помощью зеркала, возникали вопросы, почему до сих пор существа не уничтожили друг друга.

Тем не менее подобные сомнения не помешали в 13 веке появиться сборнику новелл «Римские деяния». В них входили легенды, в которых Василиск, расположившись на вершине крепости либо горы, поражал своим взглядом различных воинов. Человеком, который впервые приказал сделать зеркало, с помощью которого удалось победить монстра, является Александр Македонский.

Бытовало также мнение, что Василиск на самом деле петух, у которого драконьи крылья, когти тигра, хвост ящерицы, клюв орла и ярко зеленые глаза. На голове у монстры располагается алая корона. По всему туловищу у Василиска черная, напоминающая чешую щетина.

Подобное существо встречается и в литовских сказках. Там есть легенда о летающем змее Айтварасе. Согласно истории, появляется он на свет из яйца, снесенного чёрным петухом. Предварительно это яйцо должно пролежать в доме на протяжении 7 лет. Считается, что сущность может приносить хозяевам дома, где пролежало яйцо, деньги и продукты питания.

У поляков было мнение, что такое существо было создано самим дьяволом. Благодаря тому, что люди винили петухов в рождении Василисков, в эпоху Возрождения было проведено даже несколько судебных заседаний, на которых черные петухи были приговорены к смерти.

Кстати, в Средневековье существовал еще один метод, позволяющий избежать смерти от взгляда Василиска. Для этого необходимо было смотреть на сущность из-под стеклянного прозрачного сосуда.

«- …А скажи, которого из них можно прикончить с помощью зеркала?

Любого. Если садануть прямо по башке.»

А.Сапковский «Ведьмак»

I. Василиск в Античном мире

Испускaющий свист

и всех устрaшaющий гaдов,

кто до укусa убьет, -

их всех себе подчиняет,

цaрь безгрaничных пустынь,

губящий всех без ядa…

Девятaя книгa «Фaрсaлий»

«В античные времена василиском называли маленькую змею с белой меткой на голове, живущую в Ливийской пустыне и известную своим смертоносным ядом и способностью передвигаться с поднятой головой. Изображения василиска украшали головные уборы египетских фараонов и изваяний богов. В «Иероглифике» Гораполло мы находим любопытный отрывок, касающийся отношения древних египтян к этому удивительному существу:

«Когда они хотят изобразить слово «вечность», они рисуют змею, хвост которой спрятан за ее телом. У египтян эта змея зовется Урайон, а у греков - Василиск… Если она дохнёт на любое другое животное, даже не кусая его, жертва умирает. Поскольку эта змея обладает властью над жизнью и смертью, они помещают ее на головы своих богов».

В греческом языке «василиск» означает «маленький царь». Как и его имя, наше представление о василиске пришло из Греции. Для греков василиск был одним из чудес «заморской пустыни», однако до нашего времени греческие литературные источники о василиске не дошли. Статья о василиске содержится в «Естественной истории» римского писателя Плиния Старшего (I век н.э.), в том числе написанной и на основе трудов греческих историков и хронистов» .

«У гесперийских эфиопов бьет источник Нигер, который, как многие полагают, является истоком Нила <..> Поблизости от него обитает зверь катоблепас, у которого все члены тела небольшие, однако голова огромная и тяжелая, а поэтому всегда склоненная к земле, иначе роду человеческому грозило бы уничтожение, ибо все, на кого он посмотрит» тут же погибают. Подобной же силой обладает и змейвасилиск. Его родина - это провинция Киренаика, в длину он не более двенадцати дюймов*, на голове у него белая маковка наподобие диадемы. Свистом он обращает в бегство всех змей. Он передвигается, не извивая многократно свое тело, как остальные, но шествует поднимая кверху среднюю часть. Одним своим запахом он истребляет кустарники, выжигает травы, уничтожает камни, вот какова его зловредная сила. Говорят, что однажды его удалось проткнуть копьем с лошади, но прошедшая через это копье смертоносная сила уничтожила не только всадника, но и саму лошадь. Для подобного чудовища, которое цари страстно желали увидеть дохлым, смертельно семя ласки. В природе всему находится пара».

Плиний Старший. Естественная история. VIII, 77-79.

Далее Плиний пишет, что «если бросить василиска в нору ласки, ласка убьет его своим зловонием - но и сама погибнет». Как можно бросить куда-нибудь существо, к которому нельзя прикоснуться, Плиний не объясняет.

Таков «настоящий» василиск. Главная его черта, закрепленная в имени, - царственность. Возможно, она связана с особой отметиной на голове василиска или с его способностью передвигаться не опуская головы (этот аспект, видимо, был очень значим для древних египтян). Заслуживает внимания и тот факт, что невероятная губительная сила заключена в таком небольшом существе. Слово «василиск» можно в определенном контексте перевести и как «маленький тиран». Неудивительно, что василиск несет в себе в основном негативные качества «царственного существа».

Василиск практически не упоминается в литературе древности. Исключение составляют только пара отрывков из Ветхого завета и поэма грека Полиодора «Эфиопика», в которой существование «злого глаза» подтверждается тем, что «василиск одним лишь взглядом и дыханием убивает все, что попадается ему на пути». В «Деяниях» Аммиана Марцеллина (IV век н.э.) один из персонажей сравнивается с василиском, «который опасен даже на расстоянии». В «Фарсалии» Лукана описывается битва армии Катона со змеями. Василиск обращает змей в бегство и в одиночку противостоит армии. Солдат поражает василиска и избегает участи всадника, описанного Плинием, только благодаря тому, что отрубает себе руку, державшую копье.

В каждом из этих отрывков василиск заслужил упоминание не своей «короной» или поднятой головой, а своим ядом. Также и сам Плиний не ограничился исследованием загадочных свойств самого животного, но и отметил, что его кровь имеет особое значение для тех, кто занимается черной магией:

«Крови василиска, от коего и змеи бегут, ибо некоторых из них он убивает своим запахом, и чей взгляд, как говорят, смертелен для человека, волхвы приписывают удивительные свойства: сжиженная, она напоминает цветом и консистенцией слизь, очищенная становится прозрачнее драконовой крови. Говорят, что она может исполнять просьбы, обращенные к правителям, и мольбы к богам, избавляет от недугов, наделяет амулеты магической и вредоносной силой. Ее называют еще кровью Сатурна».

Плиний Старший. Естественная история. XXIX, 66.

Эпитоматор «Естественной истории» и составитель книги «О вещах достопримечательных» Солин (III в.) добавил к рассказу Плиния следующие сведения:

«Пергамцы для того приобрели останки василиска за большие деньга, чтобы в храме, расписанном Апеллесом, пауки не ткали свои сети и не залетали птицы».

Солин. «О вещах достопримечательных», 27.50

В «Физиологе», написанном в Александрии между II и IV веками, василиск - уже не маленькая змейка, как у Плиния, а чудище с туловищем жабы, хвостом змеи и головой петуха. Убить его можно, направив зеркалом солнечные лучи ему в глаза; в других вариантах он окаменевает, увидев своё отражение в зеркале.

II. Василиск в христианском мире

Средние века

Типичное средневековое описание василиска находим у Рабана Мавра:

«Василиском он именуется по-гречески, по-латыпи - regulus, царь змей, которые, видя его, уползают, ибо запахом своим (olfactu suo) он убивает их. И человека убивает, когда глядит на него. Ни одна летящая птица не минует невредимой его взгляда, - и на расстоянии он пожрет ее огнем своей пасти. Его, однако, побеждает ласка, и люди пускают ее в пещеры, где он прячется; при ее виде он бежит; она же его преследует и убивает… Длину же имеет в половину римского фута*, разрисован белыми пятнами.Василиски, как и скорпионы, любят безводные местности, а когда приходят к водам, то распространяют там водобоязнь и безумие. Сибилус («Шипящий») -то же, что и василиск; он убивает своим шипением еще до того, как кусает или сжигает огнем»

Храбан Мавр. Об универсуме. Гл. 3: О змеях. Col. 231

И поскольку сведения о василиске оказались доступны средневековым читателям, то вставал естественный вопрос о том, откуда же взялось столь редкое животное. Английский ученый Александр Некам (XII в.) в своем сочинении случайно обмолвился:

«Всякий раз, как старый петух откладывает яйцо, которое вынашивает жаба, на свет появляется василиск»

Александр Некам. О природе вещей. I, 75

Причем именно престарелый петух, а не курица. Этих скупых сведений было достаточно для алхимиков, которые на протяжении долгого времени разрабатывали способы, как вырастить василиска из петуха-гермафродита. Можно только догадываться о запахах, стоявших в лабораториях после безуспешного высиживания куриных яиц болотными жабами. Томас из Кантимпрэ в «Книге о природе вещей» рассказывает о василиске, объединяя сведения из разных источников:

«Василиск, как пишет Яков [де Витри], - это змей, который, говорят, является змеиным царем, поэтому он и зовется по-гречески василиском, что на латыни означает «царевич». Василиск - беспримерное зло на этой земле, семи футов в длину, отмеченный на голове белыми пятнами, расположенными наподобие диадемы. Своим дыханием он сокрушает камни. Этого змея все другие змеи боятся и избегают, ибо погибают от одного его запаха. Людей же он убивает взглядом. Так, если он первым увидит человека, тот сразу же умирает, если же, как утверждает Яков, [архиепископ] Акки, человек первым, то погибает змей. Плиний, рассказывая о звере катоблепасе, отмечает, что оный взглядом убивает людей, и добавляет: «Подобным же свойством обладает и змей василиск». О том, отчего это случается, сообщает в своей книге Экспериментатор. Так вот, он пишет, что лучи, исходящие из очейвасилиска, наводят порчу на зрение человека, когда поражено зрение, гибнут и другие ощущения, например связанные с мозгом и сердцем, вот поэтому человек и умирает.Василиски, как и скорпионы, преследуют мучимых жаждой, и когда приходят к водам, то заражают их водянкой и одержимостью. Василиск уничтожает не только людей и прочих живых тварей, но даже землю делает смертоносной и оскверняет повсюду, где только находит себе пристанище. Кроме того, он губит травы и деревья своим дыханием, уничтожает плоды, крушит камни, заражает воздух, так что ни одна птица не может там пролететь. Когда передвигается, то изгибает среднюю часть тела. Его свиста страшатся все змеи и, как заслышат, тут же устремляются в бегство. Укушенную им жертву не доедают звери, к ней не притрагиваются птицы. Только ласки могут одержать над ним верх, и люди бросают их в пещеры, в которых притаилсявасилиск. Как пишет Плиний, убив его, ласки погибают сами, и так приходит конец природной вражде. Ибо на свете нет ничего, что не могло бы быть уничтожено естественным противником. Но даже мертвый василиск не теряет своей силы. Везде, где только будет развеян его прах, пауки не могут сплести свою паутину, а смертоносные твари жалить. А также это происходит в тех местах, где есть храмы, в которых хранятся части его тела. Говорят, что в Греции есть храм, посыпанный этим пеплом. Утверждают, что серебро, посыпанное пеплом василиска, приобретает цвет золота. Есть одна разновидность василисков, которые могут летать, однако не покидают пределов своего царства, ибо так установила Божественная Воля, чтобы они не обратились к опустошению мира. Есть и иной вид василиска, но о нем смотри в книге о пернатых, в главе о петухе: «Петух, одряхлевший к старости сносит яйцо, из которого вылупляется василиск. Однако для этого необходимо совпадение многих вещей. В обильный и горячий навоз он помещает яйцо, и там оно согревается, словно родителями. Спустя много времени появляется птенец и взрастает сам по себе, подобно утенку. У этого животного хвост змеи, а тело петуха. Те, кто утверждает, что видел появление подобного существа на свет, рассказывают, будто у этого яйца вовсе не скорлупа, а шкура крепкая и настолько прочная, что ее невозможно проколоть. Бытует такое мнение, что яйцо, которое сносит петух, вынашивает змея или жаба. Но мы полагаем, что это сомнительно и весьма неопределенно, ведь в писаниях древних говорится только о том, что некий вид василиска вылупляется из яйца, которое сносит одряхлевший петух»».

Томас из Кантимпрэ. «Книга о природе вещей»

Василиск и Александр Великий

Правил Александр, завоевавший власть над всем миром, как-то раз собрал большое войска и окружил некий город, и в этом месте он потерял множество воинов, на которых не было ни единой раны. Весьма удивившись этому, он созвал философов и спросил их: «О наставники, как же может случиться так» что без единой раны воины мои умирают на месте?» Они сказали: «Это неудивительно, на стене города сидитвасилиск, чей взгляд поражает воинов и убивает». И сказал Александр: «А какое есть средство против василиска?» Они ответили: «Пусть между войском и стеной, на которой сидит василиск, поставят повыше зеркало, и когда он в зеркало посмотрится и отражение его взгляда вернется к нему, то он погибнет». Так оно и случилось.

Римские деяния. Гл.139

История о том, как Александру удалось победить василиска, известна благодаря «Римским деяниям» и появившейся в XIII веке новой, дополненной редакции «Истории сражений Александра Великого». Скорее всего, популярность сборника новелл определила необходимость включения сюжета и в сам роман. А хитрость, с помощью которой удалось победитьвасилиска, была позаимствована из рассказа о посещении Александром Македонским долины, где змеи стерегут алмазы.

«Оттуда они направились к некой горе, которая была такой высоты, что они достигли ее вершины только через восемь дней. Наверху набросилось на них огромное множество драконов, змей и львов, так что они подверглись великим опасностям. Однако они избавились от этих напастей и, спустившись с горы, оказались на равнине столь темной, что один с трудом мог разглядеть другого. Облака там проплывали так низко, что до них можно было дотронуться руками. На этой равнине росли неисчислимые деревья, листва и плоды которых были очень вкусны, и струились наипрозрачнейшие ручьи. На протяжении восьми дней они не видели солнца и на исходе восьмого дня добрались до подножия некой горы, где воины начали задыхаться в густом воздухе. Наверху воздух был менее плотным, и выглянуло солнце, так что стало светлее. Через одиннадцать дней они дошли до вершины, и увидели на другой стороне сияние чистого дня, и, спустившись с горы, оказались на огромной равнине, земля которой была необычайно красная. На этой равнине росли бесчисленные деревья, высотой не более локтя, плоды и листья их были сладкими, словно фиги. И еще они увидели там множество ручьев, чьи воды были подобны молоку, так что людям никакой иной пищи не требовалось. Блуждая по этой равнине в течение ста семидесяти дней, они подступили к высоким горам, вершины которых, казалось, достигают неба. Эти горы были обтесаны, словно стены, так что никто не мог на них подняться. Однако воины Александра обнаружили два прохода, рассекающие горы посередине. Один путь вел на север, другой в сторону восточного солнцестояния. Александр задумался, как эти горы были рассечены, и решил, что не руками человеческими, а волнами потопа. И тогда он выбрал путь на восток и в течение восьми дней шел по этому узкому проходу. На восьмой день они повстречали ужасного василиска, птенца древних богов, который был столь ядовитым, что не только зловонием, но даже взглядом, насколько можно рассмотреть, заражал воздух. Одним взглядом он пронзал персов и македонцев так, что они падали замертво. Воины, узнав о подобной опасности, не решались идти дальше, говоря: «Сами боги преградили нам путь, и указывают, что дальше идти не следует». Тогда Александр в одиночку стал взбираться на гору, чтобы издалека рассмотреть причину подобной напасти. Когда он оказался наверху, то увидел спящего посреди тропы василиска. Как учует он, что человек или какое животное к нему приближаются, открывает глаза, и на кого упадет его взгляд, тот погибает. Увидев это, Александр тут же спустился с горы и очертил границы, за пределы которых никому нельзя было выходить. А еще он приказал изготовить щит шести локтей в длину и четырех в ширину, а на поверхности щита приказал поместить большое зеркало и сделал себе деревянные ходули высотой в один локоть. Надев щит на руку и встав на ходули, он двинулся на василиска, выставив щит, да так, чтобы ни голова, ни бока, ни ноги из-за щита не были видны. А еще повелел воинам своим, чтобы никто установленные рубежи пересекать не смел. Когда он приблизился к василиску, тот открыл глаза и в гневе стал рассматривать зеркало, в котором узрел самого себя и потому погиб. Александр понял, что он мертв, подошел к нему и, позвав воинов своих, сказал: «Идите и посмотрите на вашего губителя». Поспешив к нему, они увидели мертвого василиска, которого тут же по повелению Александра македонцы сожгли, восхваляя мудрость Александра. Оттуда вместе с войском он достиг пределов этого пути, ибо перед ним встали горы и скалы, вздымавшиеся подобно стенам. По тропе они возвратились назад на вышеупомянутую равнину, и он решил повернуть на север».

История сражений Александра Великого. XIII в.

Возможно, изложенная в «Истории сражений Александра Великого» версия победы над василиском испытала на себе влияние еще одной новеллы из «Римских деяний» (собственно говоря, поднявшись на башню и сгибая тонкий лист железа, Сократ пользуется параболическим зеркалом для того, чтобы увидеть в нем отражение драконов):

«В царствование Филиппа между двумя горами Армении проходила одна дорога, и долгое время люди пользовались ею часто, а затем случилось так, что из-за отравленного воздуха никто не мог отправиться этим путем, избежав гибели. Царь спросил мудрецов о причине подобной напасти, но никто из них не знал истинной причины этого. И тогда призванный Сократ сказал царю, чтобы возвели постройку такой же высоты, что и горы. А когда это было сделано, Сократ велел сделать зеркало из плоского булата, сверху отполированного и тонкого, чтобы в этом зеркале можно было увидеть отражение любого места в горах. Сделав это, Сократ поднялся наверх постройки и увидел двух драконов, одного со стороны гор, другого со стороны долины, которые разевали друг на друга пасти и испепеляли воздух. И пока он смотрел на это, некий юноша верхом на коне, не ведавший об опасности, отправился той дорогой, но тут же упал с коня и испустил дух. Сократ поспешил к царю и рассказал ему обо всем, что увидел. Позднее драконы были с помощью хитрости схвачены и умерщвлены, и так дорога снова стала безопасной для всех проезжающих».

Римские деяния. Гл.145

Христианство

Так как переписчиками бестиариев были, как правило, люди из лона церкви, то и относительно присутствовавшего в этих текстах василиска своевременно встал разумный вопрос - каков он василиск в глазах Господа нашего, угоден ли он последнему, и с чем его едят отождествлять? Ответ, конечно же, был найден непосредственно в Ветхом Завете, «где этот зверь выступает в типичных для дьявола (в его средневековом понимании) ролях: в качестве орудия Божественного мщения («Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь» - Иер. 8:17); враждебного демонического стража пустыни («Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие» - Втор. 8:15); врага, которого ждет уничтожение («на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и » - 11 с. 90:13). В итоге в демонологии василиск стал символом открытой тирании и насилия дьявола. «Василиск означает дьявола, который ядом своих гнусностей открыто убивает беспечных и неосмотрительных», - писал Храбан Мавр (Об универсуме. Col. 231).

Вейер, включая василиска в номенклатуру имен дьявола, объясняет смысл этого имени в том же духе: дьявол, подобно аспиду и василиску, способен «одерживать победу при первой же встрече», и если аспид сразу убивает укусом, то василиск - взглядом (Об обманах, гл.21, §24)»

Как следствие и характерное для средневековья изображение василиска, коего попирает Христос.

Эпоха Возрождения

Эдвард Топселл в «Истории змей» говорит о том, что петух со змеиным хвостом, возможно, существует (отрицать этот факт означало идти против церковных догм), но, во всяком случае, он не имеет ничего общего с василиском. Браун в 1646 году идет еще дальше: «Это существо - ни только не василиск, но и вообще не существует в природе».

Удивительно то, что, как только миф о василиске-петухе был отвергнут, африканский василиск тоже был забыт. В эпоху Возрождения было создано немало «чучел» василиска, составленных из частей морских скатов и других рыб, часто с раскрашенными глазами. Такие чучела можно и сегодня увидеть в музеях Венеции и Вероны. Большинство изображений василиска, относящихся к XVI–XVII векам, основаны именно на таких муляжах.

Литература и изобразительное искусство (от средних веков до XIX столетия)

Существуют многочисленные изображения василиска на церковных барельефах, медальонах и гербах. В средневековых геральдических книгах василиск имеет голову и лапы петуха, птичье тело, покрытое чешуей, и змеиный хвост; трудно определить, чем покрыты его крылья - перьями или чешуей. Изображения василиска эпохи Возрождения отличаются чрезвычайным разнообразием. Нечто напоминающее василиска изображено на фресках Джотто в часовне Скровенджи в Падуе.

Интерес вызывает и полотно Карпаччо «Святой Трифоний, повергающий василиска». По легенде, святой изгнал дьявола, поэтому на картине василиск изображен таким, каким, по мнению живописца, должен быть дьявол: у него четыре лапы, тело льва и голова мула. Забавно, что, хотя для Карпаччо василиск - не мифологическое существо, а именно дьявол, название сыграло свою роль и картина повлияла на дальнейшее представление о василиске.

Василиск довольно часто упоминается в литературе, хотя никогда не бывает главным героем. Помимо многочисленных комментариев к Библии и бестиариев, однозначно именующих василиска воплощением дьявола и порока, его образ нередко встречается в английских и французских романах. Во времена Шекспира василисками называли проституток, однако английский драматург использовал это слово не только в современном ему значении, но и обращаясь к образу ядовитого существа. В трагедии «Ричард III» невеста Ричарда леди Энн желает стать василиском, существом ядовитым, но в то же время царственным, как и полагается будущей королеве.

В поэзии XIX века христианский образ василиска-дьявола начинает тускнеть. У Китса, Колриджа и Шелли василиск - скорее благородный египетский символ, чем средневековое чудовище. В «Оде к Неаполю» Шелли призывает город: «Будь, как имперский василиск, сражай врагов невидимым оружьем»

«Славянский бестиарий»

Одно из упоминаний василиска в русских источниках, явно пришло к нам через польские переписи бестиариев (здесь он - Базилишек, от польского Bazyliszek), ссылающихся на Плиния:

Базилише к кото́рой жил на пустоша́хъ во aѳpїкі́и <…> на главѣ и́мать коро́ну цвѣ́тну. глава́ у негѡ остра. ро́гъ у негѡ красный ка к огнь. о́чи черны. какъ и з ро́та до́хнетъ, такъ болша́гѡ зміа съѣ́стъ. а кто до него дре́во м до т кнется то т и у́мре т. Плиніу ш зове́тъ егѡкоро́лико м, и как πи́скне т и от него вси ѕміи бѣгаютъ.

ХКЛ. Увар. 5: 289-290
(указанный источник сведений о василиске -
«Естественная история Плиния, VIII.21.33; ΧΧΙΧ.19. См. СВБ: 192).

III. Василиск в фэнтези

В цирке-шапито колдун «едва не заснул под взглядом василиска-бельмача. Замученная рептилия пялилась на публику, рождая взрывы ужаса, «подсадке» в проходе сделалось дурно, шуты-буффоны каменели и лопались мыльными пузырями, - а колдун искренне сочувствовал твари, чей взор давно угас от стычки с себе подобным.»

Г.Л.Олди «Шмагия»

«Плоский мир» Т.Пратчетта

Василиск плоского мира - «редкое животное, обитающее в пустынях Клатча. Он похож на змею двадцати футов длиной с едкой слюной. Ходят слухи, что его взгляд способен обратить живое существо в камень, но это не соответствует действительности. На самом деле его взгляд просто измельчает рассудок в фарш, как ножи мясорубки».

Василиск в книгах Джоан Роулинг

В мире о Гарри Поттере, василиск появляется как страж тайной комнаты в виде гигантской змеи. Также запись о нем присутствует в отдельно изданном бестирии Роулинг, где василиск по шкале опасности удостоен самой высокой отметки - XXXXX (известный убийца волшебников, не поддаётся дрессировке или приручению):

«Первый известный Василиск был выведен Глупым Херпо, греческим Тёмным магом, обладающим даром Заклинателя. После долгих экспериментов Херпо выяснил, что если куриное яйцо будет высиживать жаба, то из него вылупится гигантская змея, обладающая сверхъестественными и очень опасными способностями.

Василиск - сверкающий зелёный змей, длина которого может достигать 50 футов. У самца Василиска на голове есть багровый хохолок. Его клыки источают смертельный яд, но самое страшное оружие Василиска - взгляд огромных жёлтых глаз. Любой, кто посмотрит в них - мгновенно умрёт.

Если предоставить Василиску достаточно еды (а питается он любыми млекопитающими, птицами и большинством рептилий), то он может прожить очень и очень долго. Говорят, что Василиск Глупого Херпо дожил до 900 лет.

Создание Василиска было объявлено незаконным ещё в средние века, хотя факт создания легко скрыть - просто убрать яйцо из-под жабы, если Отдел по контролю волшебных придёт с проверкой. Однако так как Василиском может управлять только Заклинатель, они опасны для Тёмных магов не меньше, чем для кого-либо ещё. За последние 400 лет в Британии не было зарегистрировано ни одного факта появления Василиска.»

Джоан Роулинг «Волшебные твари и где их искать»

Одним из самых удивительных и интересных демонических существ языческого мира славян является василиск, чей образ глубоко уходит в архаичное время. Василиска боялись и им восхищались, ведь своим внешним видом он и привлекает и пугает. Так кто же такой василиск?

Василиск в славянской мифологии является, так называемым, нечистым духом. Название этого демонического существа происходит от греческого «базилевс» - «царь», что указывает на его высокий статус среди темной потусторонней силы. Иногда василиск еще называют царем змеев.

Василиск был широко известен не только славянским народам, но и в западной Европе.




Как выглядит василиск

Чаще всего василиск предстает в образе полуптицы полузмеи. Хотя иногда его описывают и как просто змею. Но все же чаще, в его изображения присутствуют птичьи мотивы – похожесть на петуха или индюка. Также в описания василиск встречаются и такие зоологические мотивы как глаза жабы, крылья летучей мыши и тому подобное.

В некоторых местах говорят, что василиск похож на большую ящерицу, либо обладает туловищем жабы, хвостом змеи и головой петуха, увенчанной гребнем в виде диадемы или украшенной сияющим драгоценным камнем.

Легенды о происхождении василиска

Практически все версии происхождения василиска, так или иначе, связаны с высиживанием или вынашиванием куриного или петушиного яйца.

На Руси существовало поверье, что петух старше семи лет может снести яйцо, из которого вылупится огненный змей или василиск.

В некоторых местах поверье о василиске звучит иначе: петуху раз в сто лет разрешено снести маленькое уродливое яичко-спорышок (в нем один желток и нет белка), и если такое яйцо девка шесть недель будет носить под мышкой, то из него вылупится василиск.

Иногда считалось также, что василиск может родиться из петушиного яйца, высиженного жабой.

В британских преданиях встречаются упоминания о василиске, вылупившемся из утиного яйца. Жители той местности впоследствии еще очень долго не употребляли утиные яйца в пищу


Где живет василиск?

Обитает василиск, по народному убеждению, в расщелинах скал или в пещерах, в пустынных и заброшенных местах. Помимо этого, он может также жить на чердаке или во дворе того дома, где живут его хозяева. В этом случае он может обитать там же, где обычно обитают домовые духи, - под печью, в подвале и так далее.

Особенности жизни василиска

К одной из интересных особенностей василиска является то, что он практически не нуждается в пище, ведь чтобы утолить голод ему вполне достаточно просто полизать камень. Но, в некоторых европейских источниках упоминается, что василиски питаются человеческим мясом и способны опустошить всю местность, где обитают.


Опасность василиска

Самой распространенной опасностью, которую василиск несет человеку – это его смертельный взгляд. Согласно поверьям, от его взгляда и дыхания сохнет трава и посевы, трескаются скалы, гибнут животные и люди.

Кстати, интересно отметить, что некоторые мифы говорят, что смертельный взгляд василиска смертелен и для него самого - он умирает, увидев свое отражение в зеркале. Поэтому избавиться от этого опасного существа можно, поместив у места его обитания зеркало. Либо следует постоянно носить с собой маленькое зеркало.

Также люди верили, что василиск может соединиться с колдуном и невидимо жить в нем, даруя ему колдовскую силу, либо исполнять все приказания своей «мачехи», выносившей его под мышкой (мстит за нее обидчикам, таскает ей серебро и золото и тому подобное).

По некоторым поверьям, василиск также может сожительствовать с женщинами, и от такой связи родятся особенно сильные ведьмы и колдуны.

© Алексей Корнеев

Это мифическое существо, что в переводе с греческого означает «царёк», а с латыни переводится как «малый король».

Упоминания о василиске в разных источниках

Упоминания василиске встречаются в сказаниях разных народов. Так, в древнеримских сказаниях он считался одним из опаснейших существ, наделенным невероятными способностями. В мифологии древних римлян это создание было наделено настолько ужасающим внешним видом, что считалось возможным одолеть его, только показав существу свое собственное отражение. Крик самого простого петуха также считался действенным способом побороть василиска.

Античные гравюры открывают взору изображение этого мифического существа в виде небольшой желтой змеи, имеющей рожки на голове.

В Средневековье василиска стали представлять несколько иначе. Считалось, что это создание реальное, сотворенное Дьяволом, имело крылья, как у дракона, когти, как у тигра, хвост, как у ящерицы и орлиный клюв. Согласно другим источникам, это создание было с телом жабы, змеиным хвостом и петушиной головой. Причем гребень на голове больше походил по форме на диадему, за что василиска часто называли змеиным царем. Оружием этого существа служили его ужасающий взгляд, огненное дыхание и яд, которые буквально сжигали деревья и накаляли горы. Полагалось, что данное создание появлялось на свет раз в сто лет из яйца, снесенного черным петухом, имеющим возраст семи лет, а также яйцо должна была высиживать жаба.

Помимо упоминаний в римской и славянской мифологии, василиск также встречается на страницах Библии. В латинском переводе издания Иероним Блаженный в Вульгате дважды упоминает это создание. Автор древнееврейское слово «змий» перевел как «василиск». В остальных переведенных изданиях не встречается упоминание о данном существе. Это создание есть на страницах писания Иеремии. Пророк с этими существами сопоставляет Халдеев, посланных Богом в качестве наказания для всех нераскаявшихся. В книге Псалмы тоже имеется упоминание о василиске.

Среда обитания василисков

Люди верили, что эти мифические создания водятся в теплых, предпочтительно пустынных местах. Эти существа, согласно мифологическому сознанию, способствовали образованию пустынь. В месте поселения василиска вымирало все живое: и растительность, и живые существа, воды становились гнилыми, с помощью которых существо утоляло свою жажду.

В Библии указано, что эти создания встречались на территории пустынных просторов в Палестине и Верхнем Египте.

Василиски, согласно мифологии, жили в пещерах, снабжающих их пищей, ведь питались существа исключительно каменными породами. Активную деятельность это создание вело в ночное время, когда невозможно услышать петушиных криков. Также василиски опасались единорогов, считая их очень «чистыми» представителями животного мира.

Оружие против василисков

По поверьям римлян и славян, справиться с чудовищем можно было с помощью петушиного крика и горностаев. Горностаи, прожевав листву руты, не побоятся существа и смогут его одолеть, напав спереди. Люди, отправляясь в путешествие, зачастую брали с собой в клетке петуха, дабы быть защищенным при нежеланной встрече с василиском. Еще одним действенным способом борьбы с созданием являлась зеркальная поверхность. Показав василиску его отражение, его можно было убить.

Яд василиска

Согласно мифологии, яд этого существа был очень сильным. Так, Плиний Старший упоминает о том, что один боец, пронзивший василиска с помощью копья, упал замертво со своего коня. Яд проник в тело воина через ручку оружия! Лукан же описывает ситуацию, де более опытный храбрец после сражения чудовища мечом, отсек свою руку, которая держала оружие.

Считалось, что яйца этого мифического существа также наделены ядом, и съевшему их, грозит смерть.

Василиск всегда убивает первым. Если же человек первым увидит это чудовище, то существо ждет смерть. Это объясняется тем, что с помощью взгляда василиска вырабатывается яд, который передается по воздуху в дыхательные пути человека, тем самым отравляя его. Но в случае, когда кто-либо первым увидит это создание, то для его поражения необходимо иметь зеркало. Василиск, увидев свое отражение, сразу же умирает.