Врачевание осуществляется путем слаженного взаимодействия врачей, среднего медицинского персонала и других работников здравоохранения.

Анализируя синкретизм межколлегиональных связей в клинической практике, медицинская этика должна выделить именно моральные аспекты взаимоотношений специалистов, работающих в медицине. Методологически ключевую роль при этом играет этическая категория коллективизма.

Этической нормой взаимоотношений медработников между собой являются терпимость и взаимоуважение. Этого требуют интересы общего дела, от этого зависит выполнение задач, стоящих перед коллективом. Надо уметь терпимо относиться к личностным и характерологическим особенностям своих сотрудников. Следует по-деловому реагировать на замечания врачей и старших коллег и неуклонно их выполнять. Отсутствие разумной терпимости к замечаниям старших по работе, излишнее самомнение, чрезмерное самолюбие, нежелание прислушаться к полезному совету являются показателями низкой общей культуры медработника, результатом недостаточного нравственного воспитания. Взаимное уважение, приветливость помогают медработнику найти свое место в коллективе, быть готовым к взаимной заменяемости, когда этого требуют интересы дела, развивать чувство ответственности, товарищества и взаимопомощи. Хорошая организация труда и отлаженная производственная дисциплина в медицинском коллективе занимают важное место в формировании деловых, здоровых взаимоотношений между его членами.

Решительного осуждения заслуживают попытки отдельных средних медработников переложить свою вину и упущения в работе на других или обвинять других медработников в неправильности и нерациональности предписанного врачами лечения. Такое поведение не только подрывает авторитет медработника, но и внушает больному неверие в проводимое лечение. Средние медицинские работники (сестры, фельдшера, акушерки, лаборанты, фармацевты) составляют наиболее многочисленную часть коллектива любого медицинского учреждения.

В больницах и поликлиниках это в основном медицинские сестры. Их взаимоотношения между собой, а так же с врачами и санитарками во многом определяют как трудовой настрой, так и нравственный климат всего коллектива медицинского учреждения в целом. Медицинские сестры призваны четко и с высоким профессиональным мастерством выполнять большой объем лечебно-диагностической работы и обеспечивать хороший уход за больными. Они обязаны изучать сложную медицинскую аппаратуру, инструменты и приборы умело пользоваться ими. Вот почему высокое профессиональное мастерство и хорошая деонтологическая подготовка медицинской сестры во многом будут определять ее деловые качества и готовность выполнять сложнейшие функции по лечению больных .


Медицинская деонтология – это не только наука о высоком профессиональном долге медицинского работника по отношению к больному. Предметом медицинской деонтологии является и личность медицинского работника, основные черты которой могут и должны быть важным лечебным фактором в стенах медицинского учреждения. Причем личностные черты медработника – это не наследственные, а приобретенные путем длительной терпеливой воспитательной работы.

Выдержанность медицинской сестры нужна во всех случаях трудовой жизни, в общении с врачами, коллегами, санитарками, при разговоре с больными и родственниками. Выдержанность перекликается с вежливостью, которая предусматривает обращение с сослуживцами и больными на «Вы» и по имени отчеству, умение в приемлемой форме сделать замечание другой сестре или санитарке. Честность неотъемлемая черта личности медицинской сестры, которая должна проявляться во всем и всегда, касается ли это ошибки, допущенной в ведении медицинских документов, в выполнении врачебных назначений, или это относится к взаимоотношениям с сотрудниками.

Взаимоотношения врача с коллегами и всем медицинским коллективом – одна из важных и трудных разделов медицинской этики, требующих от врача больших знаний и подготовки, культуры поведения и выдержки, воспитания и самовоспитания. Врач должен развивать в себе способность относится ко всем медицинским работникам с максимальной справедливостью. Давно известно, что лучшие члены любого коллектива (не только медицинского) – это те, кто с самих себя спрашивают наиболее строго и без всякого снисхождения. С коллег можно требовать меньше, чем с себя, то, что можно другим прощать, нельзя прощать себе. Кстати, в любом медицинском коллективе при разборе этической стороны любого дела наиболее весомо мнение людей, строго судящих себя (а не выгораживающих себя и обвиняющих всех вокруг); чаще именно такие люди и бывают формальными лидерами медицинских коллективов, их душой и совестью. Итак, входя в любой коллектив как в дружную семью единомышленников, делающих общее и очень трудное дело, врач должен быть, открыт и доступен общению, доброжелателен и справедлив, свободен от исходной недоверчивости, подозрительности или настороженности, не держать «камень за пазухой», должен глубоко и прочно подружиться с товарищами по труду.

Уровень медицинского обслуживания в огромной степени зависит от профессиональных знаний, опыта, чуткости и душевной теплоты врача, медицинской сестры, санитарки к каждому, кто нуждается в помощи. Необходимо, чтобы органы здравоохранения, коллективы медицинских учреждений уделяли неослабное внимание повышению квалификации и воспитанию высоких моральных качеств, без которых немыслима благородная профессия медика. Медицина – особая сфера человеческой деятельности, где нравственные отношения играют ведущую роль, по крайней мере, не меньшую, чем профессиональная грамотность и мастерство. Еще вернее – они взаимно обогащают, дополняют друг друга. Ведь уже в самом отношении врача к больному заложен определенный лечебный эффект. Рамки медицинской этики и деонтологии постоянно расширяются. Объектами деятельности врача в силу профилактического направления медицины становятся не только больной и болезнь, но и здоровье, и здоровые люди.

Сознательно и добровольно вверяя врачу самое дорогое, что дается природой, - свое здоровье и жизнь, больной человек вправе рассчитывать на искреннее желание врача помочь избавлению от страданий, на его профессиональные знания, чуткость, высокие нравственные черты характера. «Важность миссии врача составляет его отличие от всех прочих граждан», - писал Андре Моруа о профессиональной деятельности врача. Такие отношения между врачом и больным, выражающие специфику врачебной деятельности, вызвали появление на свет особых этических начал и правил поведения – врачебную этику и врачебную деонтологию.

Врачебная этика – это совокупность принципов и норм поведения врача, обусловленных спецификой его деятельности и положением в обществе. Врачебная этика рассматривает вопросы нравственности врача в широком понимании этого термина, т.е. его моральные качества, чувство профессионального долга, совести, чести, достоинства, такта, его интеллект и общую культуру, физическую и моральную чистоплотность, гражданственность, призвание и клиническое мышление. Этими качествами в основном и определяются отношения врача с больными, их родственниками, с коллегами и помощниками по работе, со всем коллективом и, наконец, с обществом.

Медицинская этика – понятие более широкое, так как здесь рассматриваются аналогичные принципы и правила поведения не только врача, но и медицинских сестер, фельдшеров, лаборантов, младшего медицинского персонала, всех медицинских работников. Вместе с тем именно врачебная этика занимает центральное место, так как она регулирует нормы поведения врача, по выражению М.И. Калинина, главного мастера, кудесника медицинского дела среди огромного количества персонала медицинских работников.

Составной частью медицинской этики является деонтология. Врачебная деонтология - это учение о юридических, профессиональных, моральных обязанностях и правилах поведения врача по отношению к больному. Видный Советский ученый Н.Н. Петров писал, что под медицинской деонтологией мы, в условиях советской медицины, должны разуметь учение о принципах поведения медицинского персонала не для достижения индивидуального благополучия и общепризнанной почтенности отдельных врачей и их сотрудников, но для максимального повышения суммы общественной полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы. Сформулированные Н.Н. Петровым деонтологические принципы актуальны и сохраняют свое значение и в наши дни для представителей всех медицинских специальностей. Наряду с этим происшедшие за последний период в социалистическом обществе изменения, научно-технический прогресс оказали существенные позитивное влияние на социальную сущность и специфику медицинской этики и врачебной деонтологии, что незамедлительно нашло свое проявление во взаимоотношениях (социальных системах) врач – больной, врач – коллеги, врач – общество и т.д.

Важнейшей особенностью врачебного труда является то, что ни в какой другой профессии не имеют столь серьезного, а порой и рокового значения последствия недобросовестности или невежественности. Брак в работе врача в лучшем случае наносит моральный ущерб самому врачу, его авторитету и задерживает выздоровление больного. Но ошибки и неудачи могут причинить непоправимый урон больному: инвалидность или смерть. Поэтому-то и предъявляются столь высокие требования к профессиональной подготовке врача и его моральному облику. Врачебное искусство требует постоянной готовности выполнить врачебный долг независимо от наличия или отсутствия желания, вдохновения или усталости, поэтому столь важное значение придается созданию оптимальных условий для надлежащего выполнения врачебных обязанностей.

Среди различных нравственных проблем медицинского коллектива очень важны взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом и прежде всего с медицинскими сестрами. Вопросы этики и культуры медицинской сестры – это больная тема. Высшей обязанностью медсестры в отношении своей профессии является поддержание сияния того духовного пламени, которое освещало работу великих медсестер во все времена. Высокие моральные качества, высокая духовность были неотделимы в общественном сознании от профессии сестры милосердия и определяли уважительное отношение к ней в обществе и в тех коллективах, где эти сестры работали. «Практика показывает, насколько важными являются хорошие отношения между врачом и сестрой, врачей между собой. Напряженность в отношениях между членами лечащего коллектива ведет к возникновению беспокойства у больных, даже к ухудшению их состояния. Между врачом и сестрой должны быть отношения коллег по работе, специалистов, работающих над одной проблемой. Гуманность, чувство призвания должны находить отклик, служить основой гармонии в работе, которая проявляется в едином стиле, едином поведении в отношении больных. В отношениях между врачом и сестрой не должны быть места заносчивости, презрению, постоянному подчеркиванию своего преимущественного положения в работе, приказному тону, однако не менее вредны излишняя фамильярность, такая непосредственность отношений, которая уже мешает работе. Споры в присутствии больных, громкие замечания в палатах, презрительность тона, нотации вредны во всех отношениях. Большой ошибкой в работе многих отделений до сих пор является то, что работу сестер там все еще считают механической, думают, что для исполнения порученных им задач достаточно лишь одних навыков, опыта. А ведь давно доказано, какую огромную роль играет сестра в лечебной деятельности, в уходе за больными. Нужно постоянно напоминать об этом всем сестрам, работающим в коллективе, помогать им как можно полнее раскрывать свои способности» – пишет известный венгерский психотерапевт И. Харди в своей монографии «Врач, сестра, больной». Сиделки, санитарки, младшие медсестры, как бы их ни называли, тоже являются членами медицинского коллектива, от их работы в немалой степени зависит успех лечения, и они заслуживают уважительного к себе отношения. Залогом правильных взаимоотношений в медицинском коллективе является строгое и неукоснительное соблюдение всеми медицинскими работниками деловой субординации.

  • Изучение отношений
  • 1.4. Биомедицинская этика в системе естественнонаучного и гуманитарного знания
  • Тема 2 основные принципы биомедицинской этики
  • 2.1. Специфика проявления в биомедицинской этике общечеловеческих моральных принципов и ценностей
  • 2.2. Особенности проявления Добра и Зла в медицинской практике
  • 2.3. Здоровье и болезнь: акценты и приоритеты. Страдание и сострадание: вред или польза?
  • 2.4. Моральная и юридическая свобода врача: право на риск и проблема ответственности. Сущность и виды риска в медицине
  • 2.5. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?
  • Факторы ограничения действий врача
  • 2.6. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?
  • Тема 3 жизнь и смерть как главные проблемы биомедицинской этики
  • 3.1. Отношение к жизни и смерти в различных религиях и культурах
  • 3.2. Проблема ценности жизни человека: вопросы приоритета
  • 3.3. Право человека на жизнь и право на смерть. Суицид
  • 3.4. Медицина и проблема смерти: история вопроса
  • 3.5. Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий. Хосписы
  • Виды смерти
  • 3.6. Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него
  • 3.7. Эвтаназия пассивная и активная: за и против
  • Виды эвтаназии
  • 3.8. Морально-этические проблемы искусственного аборта
  • Тема 4 этические проблемы трансплантологии
  • 4.1. Моральные проблемы получения органов от живого донора
  • 4.2. Этические проблемы пересадки органов от трупа. Типы забора органов для трансплантации от трупа
  • 4.3. Проблема справедливости в распределении дефицитных ресурсов для трансплантации
  • 4.4. Этические проблемы трансплантации фетальных органов и тканей
  • 4.5. Этические аспекты ксенотрансплантации
  • Тема 5 морально-этические проблемы помощи в наркологии и людям, живущим с вич/спиДом
  • 5.1.Этические проблемы в наркологии
  • 5.2. Действие биоэтических принципов в наркологии
  • 5.3. Морально-этические основы помощи людям, живущим с вич/спиДом
  • Тема 6 этико-деонтологические принципы в онкологии
  • 6.1. Принципы биоэтики в онкологии
  • 6.2. Типы высшей нервной деятельности и реакция онкологических больных
  • 6.3. Деонтологический подход к больным на разных стадиях заболевания
  • 6.4. Деонтологический подход к родственникам больного злокачественными новообразованиями. Особенности врачебной тайны в онкологии. Необходимость работы с родственниками онкобольного. Канцерофобия
  • Тема 7 этические проблемы проведения биомедицинских экспериментов на человеке и животных
  • 7.1. История биомедицинских экспериментов на человеке и животных
  • 7.2. Проведение исследований и экспериментов на человеке, на эмбрионах, на умственно и физически «неполноценных» людях
  • 7.3. Этические проблемы, связанные с проведением экспериментов на животных
  • 7.4. Эксперименты психотропного характера и опасность манипулирования людьми. Нюрнбергский кодекс
  • 7.5. Хельсинская декларация
  • Тема 8 этика отношений в системе «врач – больной»
  • 8.1. Исторические модели взаимоотношений в системе «врач – больной»: патерналистская и автономная
  • 8.2. Принцип сотрудничества врача и пациента
  • 8.3. Современная медицинская деонтология: статус и функции. Моральные действия врача в условиях зависимости от него жизни и здоровья пациента
  • 8.4. Вмешательство врача в личную жизнь пациента. Врачебная тайна
  • 8.5. Проблемы морально-психологических отношений в медицинских коллективах
  • 8.6. Проблемы морально-психологических отношений в медицинских коллективах
  • Литература
  • Оглавление
  • Биомедицинская
  • Тема 8 этика отношений в системе «врач – больной»

    8.1. Исторические модели взаимоотношений в системе «врач – больной»: патерналистская и автономная

    Для описания различных типов взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами, американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели. Наиболее распространенные две: патерналистская и автономная.

    В рамках патерналистской модели отношения между врачом и пациентом напоминают отеческое отношение родителя к ребенку. Патерналистское отношение строится как межличностное общение. Оно мотивировано стремлением помочь страдающему человеку и избежать нанесения ему вреда. Патерналистская модель господствовала в медицине на протяжении многих столетий. Она явно выражена и в «Клятве Гиппократа », и в «Обещании врача Республики Беларусь» . Патернализм в общении с пациентами остается нормой для значительного числа современных медиков. Однако существует несовершенство этой модели с моральной точки зрения. По мнению Витча, патернализм ущемляет права пациента как автономной личности, которая самостоятельно и свободно принимает важные решения, контролирует свое состояние. Присутствует элемент унижения достоинства больного. Исключительная роль принадлежит врачу, его нравственному и физическому превосходству.

    Автономная модель - это такая модель, при которой пациент является свободной личностью, в отношении которой исключаются любые меры стеснения. Пациент имеет право отказа от принудительного содержания в стационарах, психиатрических больницах, госпитализации. Он должен получать от врача достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания, возможных осложнениях. Пациент может принимать участие в выработке конкретных решений, касающихся своего лечения. Однако, по мнению Витча, данная модель не соответствует требованиям социального реализма и представляет собой неосуществимую мечту.

    8.2. Принцип сотрудничества врача и пациента

    Когда два индивида или две группы людей действительно привержены общим целям, то взаимодействие врача и пациента носит коллегиальный характер. Предполагается равенство достоинства и уважения, общность ценностей, которым каждая из сторон привержена. Однако, подобного рода гармония интересов редко достижима. Медработник и пациент могут придерживаться различных ценностных ориентиров, а также относиться к различным социальным классам и этническим группам. Вместе с тем следует иметь в виду, что существует достаточно представительная область, в которой отношение между врачом и пациентом могут носить коллегиальный характер.

    8.3. Современная медицинская деонтология: статус и функции. Моральные действия врача в условиях зависимости от него жизни и здоровья пациента

    Н. Н. Петров: «Деонтология - это учение о принципах поведения медицинского персонала не для достижения индивидуального благополучия и общепризнаваемой почтенности отдельных врачей и их сотрудников, но и для максимального повышения суммы полезности лечения и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы».

    В нашей медицине прочно устоялось представление о деонтологии, сформулированное в 70-е годы академиком Е. А. Вагнером , который рассматривает деонтологию как учение об обязанностях и нормах поведения медицинского персонала, обеспечивающих оптимальное качество и результативность его работы по восстановлению и сохранению здоровья трудящихся.

    Основной функцией медицинской деонтологии является оптимизация оздоровительного процесса, что достигается не только совершенствованием средств и методов лечебной практики, но и безусловным выполнением медиками своего долга на основе высокого профессионализма. Таким образом, в медицинской деонтологии ключевым понятием является профессиональный долг, следовательно, деонтология - это учение о долге.

    Деонтология распространяет свои требования практически на все стороны лечебного, реабилитационного и профилактического процессов. Основные сферы действия деонтологии:

      взаимоотношение между врачом и пациентом, в том числе, в присутствии других больных и в присутствии коллег;

      взаимоотношения между врачом и пациентами-детьми;

      взаимоотношения между врачом и родственниками пациента;

      взаимоотношения между врачом и его коллегами;

      отношение врача к врачебной тайне;

      право приоритетов в медицинской деятельности и право на эксперимент;

      врач и его материальное и моральное вознаграждение;

      врач и юридическая ответственность;

      врач и политика.

    "

    Особенности взаимоотношений врач - медицинский персонал-больной

    Эффективность лечебно-диагностического процесса определяется умением врача общаться с пациентом и выявлять при этом особенности его личностно-психологического И психопатологического реагирования на болезнь, что оказывает существенное влияние на течение и исход заболевания.

    Типы взаимоотношения врача и больного

    Ведущую роль во взаимоотношениях врача и больного, играют личностные и характерологические качества, определяющие их поведение, мотивации деятельности врача, ожидания пациента. Чаще всего «идеальный врач», для пациента - это врач старше его по возрасту, одного с ним пола и одной сексуальной ориентации.

    Отношение к врачу пациента определяется психологической установкой последнего, которая может быть адекватной, позитивной и негативной.

    Сопереживающего врача отличают способность сопереживать, разделять психологические проблемы пациента. Дистанцирование от глубинных переживаний пациента приемлемымо для интравертированных личностей и шизоидов.

    Врач-руководитель - для больных с психастеническими чертами, которым свойственны тревожная мнительность и педантизм.
    Необходим в любом случае принцип партнерства, но аккуратно, чтобы исключить ятрогению.

    Недопустимо принуждение больного к согласию на то или иное лечение, включая хирургические вмешательства, даже если врач совершенно уверен в его необходимости. Больной имеет право определять свою собственную судьбу. Отказ больного от предлагаемого метода лечения, зафиксированный в письменной форме, освобождает врача от юридической ответственности за неоказание помощи.

    В медицине существует неписанное правило: не лечить и не оперировать самому близких родственников (за исключением неотложных лечебных мероприятий и абсолютно ясных, легких случаев). Это объясняется возможностью формирования ложной концепции болезни под влиянием эмоциональных переживаний и механизмов психологической защиты у самого врача, которые блокируют рациональный подход к диагностике и лечению, что может привести к нежелательным последствиям.

    Взаимоотношения медицинской сестры и больного

    Личность медсестры, стиль ее поведения могут оказывать на больных как позитивное (лечебное), так и негативное (психотравмирующее) действие.

    Нарушение принципов деонтологии медицинской сестрой может нанести больному такой же вред, как и ятрогенное (врачебное) влияние. Врач обязан контролировать и оценивать работу медицинских сестер, проводить с ними воспитательную работу как непосредственно, так и через старшую медицинскую сестру, руководство отделения.



    Роль родителей в формировании реакции на болезнь у ребенка и значение работы с семьей больного

    Заболевание ребенка - это всегда трудная ситуация для семьи. Первые и последующие реакции на болезнь ребенка зависят от личностных особенностей родителей, уровня их интеллекта, культуры и образования, ситуации, в которой они узнают о болезни ребенка и эмоционального состояния при этом.

    Реакция родителей на болезнь ребенка зависит также от характера болезни, ее тяжести и опасности для жизни. Наиболее частой реакцией является тревога, озабоченность состоянием ребенка, страх за его жизнь. Поведение родителей при тяжелых и внешне тягостных состояниях часто оказывает неблагоприятное влияние на больных детей. Паническое состояние родителей, особенно склонных к истерическим формами реагирования, может значительно осложнять работу врача. В таких случаях большое значение имеет выдержка врача, опыт и искусство так сообщить диагноз, объяснить сущность заболевания, методы лечения и прогноз, чтобы, по возможности, успокоить родителей, сделав их полноценными помощниками в борьбе за здоровье, а иногда и жизнь ребенка.

    Врач может сталкиваться в своей работе и с противоположным отношением родителей к болезни своего ребенка. В таких случаях они просто не обращают внимания на состояние ребенка, его жалобы, результатом чего являются запущенные случаи болезни. Причиной такого поведения родителей служит защитная реакция отрицания ими болезни ребенка.

    Сложности возникают у родителей, когда они узнают о неизлечимом хроническом заболевании ребенка. Первая реакция на диагноз часто носит характер шока. Затем может возникнуть реакция недоверия заключениям врачей и надежда, что диагноз поставлен без достаточных оснований. В основе реакций родителей, узнавших о тяжелом хроническом заболевании ребенка, лежит глубокое чувство вины, которое возникает с началом заболевания и сознательно или подсознательно сопровождает их весь период болезни. В связи с этим, «чтобы загладить свою вину», к ребенку проявляют чрезмерное внимание, все разрешают, выполняют любые его требования и желания. Отсутствие коррекции поведения ребенка приводит через некоторое время к ситуациям, которые почти не контролируются, что еще в большей мере затрудняет лечебный процесс. Несмотря на болезнь, подход родителей к ребенку должен быть разумным, включать воспитательное воздействие на фоне сохранения тесного эмоционального контакта. Достичь такого подхода помогает методичная работа врачей, а также медицинских психологов с родителями больного. .



    Нередко у родителей как форма психологической защиты возникает реакция агрессии, распространяющаяся на окружающих, в том числе на врачей и других «людей В белых халатах», являющихся спутниками их несчастья.

    Введение

    Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлечёнными в контакт с пациентом, могут быть врач, психолог, медсестра, социальный работник.

    В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медсестрой и больным. Образуется по словам И.Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами.

    Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И.Харди).

    пациент лечебный медицинский врач

    Взаимоотношения «врач - медицинская сестра»

    Врач и медсестра - доминантная пара, влияющая на все процессы в отделении, которые оказывают воздействие на пациентов.

    Медицинские сестры общаются с пациентами на протяжении суток и призваны создавать лечебно-охранительный режим, без которого невозможно выздоровление.

    В ЛПУ пациент обязательно испытывает физический и психический дискомфорт, который связан, как с процессом лечения, так и с обслуживанием и общением.

    Современные тенденции таковы, что постепенно происходит изменение старых стереотипов, медсестра, сейчас, выполняет роль настоящего ассистента врача его помощника и партнера.

    В принципе участие медсестры в процессе лечения можно рассмотреть с точки зрения двух позиций:

    • 1. Медсестра выполняет вспомогательные функции, обеспечивает работу врача, действует инициативно, как игрок команды, нацелена на результат, переживает за пациента, вовлечена целиком в терапевтический процесс, как необходимое и ответственное звено.
    • 2. Медсестра поддерживает пассивный отстраненный тип отношений с пациентом, не переживает за результат лечения, не чувствует своей ответственности, требует постоянного контроля со стороны врача, назначения врача выполняет буквально, «для галочки», часто не в полном объеме.

    Какие возможны принципы взаимного поведения в системе врач - медсестра?

    1) Принцип четкого разграничения функций.

    Когда обязанности медсестры четко регламентированы и строго определены, они не пересекаются с обязанностями врача. Случай, когда врач взялся за объем работы медсестры, либо медсестра «влезла» в зону компетенций врача, рассматривается, как посягательства на сферу компетенции коллеги. Такой подход возможен, но таит в себе определенные угрозы. Он приводит к тому, что медсестра не чувствует ответственности за результат лечения в целом, что дает ей возможность самоустранятся от терапевтических задач как таковых, а заниматься только механической работой.

    Часто поведение такой медсестры бывает формальным и безучастным, она не занимается психологическим подбадриванием пациента, его информационным сопровождением, пациент фиксирует ее в своем сознании, как некую тень, девушку в маске, которая молча и бездумно осуществляет процедуры, которые назначил врач.

    На вопрос пациента:«От чего помогает этот укол?», обычно следует ответ:«Спросите у врача, он же назначил!».

    2) Принцип «принеси - подай».

    Этот принцип основан на четком функциональном ограничении, то есть медсестра из всего круга своих обязанностей выполняет только те, на которые указал врач.

    Данный принцип, еще более несовершенен, чем предыдущий. Фактически он вообще снимает с медсестры ответственность за свои действия, так как за все отвечает врач.

    Медсестра отвечает только за качество выполненного поручения, да и то только перед врачом, а не перед пациентом.

    Принцип «делай то, что скажет врач» обесценивает опыт медсестры и блокирует инициативность и самостоятельность ее мышления.

    Попытки медсестры давать советы врачу обычно приводят к конфликтам.

    3) Принцип партнерства.

    Современная идеология врачевания должна быть построена на принципах партнерства и взаимопомощи.

    Медсестра должна иметь определенную самостоятельность. Разумеется, она не должна самостоятельно расписывать карту медицинских назначений, но она должна иметь возможность самостоятельно варьировать свое поведение в зависимости от ситуации.

    Часто врач просто не в состоянии подойти к пациенту, которому стало хуже, он может быть на срочном вызове, либо проводить реанимационные мероприятия. В этом случае медсестра обязана оценить правильно ситуацию и оказать максимальную помощь.

    Кроме того, медсестра должна стараться играть активную роль в судьбе пациента, это и морально-информационное сопровождение, и отзвон родственникам пациента в случае необходимости.

    Медсестра в рамках этого принципа должна вести себя активно. Разумеется, ее активность не должна быть чрезмерной. Например, некоторые медсестры любят включиться в диалог, врача и пациента и давать определенные советы, это, конечно, нужно пресечь, объяснив медсестре, что лишний совет никогда не помешает, только давать его нужно наедине, а не в присутствии пациента, да еще и перебив врача.

    В идеале медсестра должна работать в «опережающем отражении», то есть взаимодействовать с врачом так, словно она читает его следующее действие, или распоряжение без слов.

    Также медсестра должна быть инициативной, которая может проявляться в поисках усовершенствования своих мануальных операций, определенной находчивости и скорости работы.

    Разумеется, внедрение этих принципов в работу автоматически поднимает статус медсестры, не простой исполнитель, а ассистент врача.

    Медсестра в качестве ассистента врача сможет действовать более активно, создавать комфортные условия, как для коллег, так и для пациентов.

    Для пары врач - медицинская сестра очень важно быть «сработанными», то исповедовать стиль совместной деятельности, который приводит к достижению хороших результатов без лишних затрат энергии.

    Часто, когда медсестры дежурят в своем графике, врач - в своем, то на дежурства выходят пары, которые по тем или иным свойствам (темперамент, воспитание) не совпадают, и, как результат страдает работа.

    У сработанности врача и медсестры есть и негативная сторона, когда данное сотрудничество комфортно только для участников процесса лечения, но не для результата терапевтического процесса. Иными словами, врач «не напрягает» медсестру, медсестра редко «дергает» врача, то есть оба работают в пол силы. Данный тип взаимодействия не ведет к улучшению терапевтических результатов и негативно отражается на репутации отделения. Грамотный заведующий должен своевременно разрывать подобные альянсы.

    Настоящая синергетическая работа, это уровень партнерского взаимодействия, когда 1+1=3, но никак не1,5.

    В процессе взаимодействия очень важно доверять друг другу. Профессиональное доверие - фундамент синергетического взаимодействия.

    Часто медсестры, особенно с большим опытом работы не доверяют назначениям врачам, кроме того они любят давать публичные оценки, ими может управлять личная неприязнь к коллеге, обида, нереализованные жизненные возможности и т. д.

    В коллективе должно быть принято не поощрять подобных высказываний, но это бывает очень трудно сделать, особенно, если такие оценки «крышуются» старшей медсестрой.

    Обыкновенно, от старших медсестер очень много зависит, а еще больше зависит от того, каков тандем заведующий отделением - старшая медсестра, если данная пара ведет конструктивную политику, то и в отделении, как правило, хорошая атмосфера.

    Очень важно понимание такого аспекта, как взаимозависимость врача и медсестры и нацеленность на достижение командного результата.

    Часто опытные медсестры умело манипулируют врачами, они учатся демонстрировать инициативу, преданность и заботу, одновременно проявляя покорность и подчинение власти врача. Такие медсестры, часто подводят врачей к определенным решениям, да так что врач думает, что это решение его собственное, это не подрывает врачебный авторитет и позволяет избежать конфликтных ситуаций. Часто такие медсестры весьма успешны.

    Есть и другой тип, который можно назвать «молчаливыми саботажниками», которые не скандалят и не возмущаются, но при этом их очень трудно заставить что либо сделать.

    Есть «протестующий тип» медсестер, которые испытывают трудности в процессе подчинения и часто не желают приходить к согласию во время оказания медицинской помощи пациенту. Часто они склонны высказывать гневливые и обличающие речи, которые, как правило, не соответствуют силе инициирующего события.

    Для врача, уважение медсестер очень важная вещь. Дело не только в том, что это облегчает и улучшает терапевтический процесс, а еще и в том, что уважающая врача медсестра - Ваша ходячая реклама для пациентов, на пациентов оказывает магическое воздействие сдержанная похвала врача медсестрой. Я иногда наблюдал ситуации, когда врачи, принимая частных пациентов, стремились заработать больше (не делится с медсестрой) и самостоятельно снимали ЭКГ, брали кровь и т. д. Это недальновидная политика, если Вы хотите чтобы пациент по настоящему стал «Вашим», не стоит на нем экономить, пусть о нем позаботится медсестра, которая Вас уважает.

    Какие же практические действия может осуществить врач, для укрепления своего авторитета среди медсестер.

    • * Всех медсестер нужно знать по именам, если в отделении появилась «новенькая», представьтесь ей сами, она это очень оценит и запомнит.
    • * Станьте «своим» в «сестринской комнате», выделяйте для них время (конечно в разумных пределах), выслушивайте их проблемы.
    • * Будьте в курсе изменений их ролей и обязанностей (знайте, кто замещает старшую медсестру)
    • * Если Вы не дежурите по ночам, выберите время и поработайте несколько раз с ночными сменами, ночные дежурства очень сближают.
    • * Когда даете указания, смягчайте их по форме:«Введи, пожалуйста», «Не могла бы проверить».
    • * Если предстоит сложное задание, а медсестер несколько, то вместо директивного выбора «Ты сделаешь», лучше спросить «Кто возьмется?».
    • * Если Вы замечаете первые признаки раздражения, не давайте ране нагноиться, лучше сразу наедине спросить «В чем дело?», при этом быть готовым к критике.
    • * Создайте такую культуру отношений, которая поощряет всех членов бригады вносить свой вклад, а также открыто выражать свои взгляды.
    • * Будьте готовы разделить работу в случае возникновения критической ситуации.
    • * Принимайте риски на себя в случае возникновения опасной ситуации.
    • * Поддерживайте и признавайте мастерство медсестер, информируйте об этом руководство.
    • * Будьте готовы поддержать медсестер, как в жизни, так и в работе.
    • * Поддерживайте хорошие отношения со старшей медсестрой.
    • * Участвуйте в неформальных собраниях отделения, не игнорируйте медсестринское общество, поднимайте за них тосты…

    Как должен вести себя новичок.

    Появление новичков, будь то клинические ординаторы, либо интерны, либо начинающие врачи, воспринимается медсестрами, как лишняя головная боль.

    Практические все новички - это вчерашние выпускники ВУЗов, пока плохо знакомые с практической работой, исключение составляют лишь те, кто работал до этого в качестве медицинской сестры, или фельдшера.

    Особенно «проходными» для интернов и клинических ординаторов оказываются лечебные учреждения, имеющие кафедры по различным специальностям.

    Чем же новички так досаждают медицинским сестрам?

    Прежде всего, неуемным энтузиазмом и стремлением привнести в лечебный процесс новые веяния. Правда, большинство остывает, где-то через пол года. Часто этот энтузиазм проявляется в огромном количестве назначений и обследований, которые для медсестер - лишняя работа. Часто врачи младше медсестер, что усугубляет разногласия.

    Часто новичок переоценивает свои силы, берется за непосильный объем ответственности.

    Кроме того, медсестры лучше ориентируются в практических алгоритмах при возникновении экстренных ситуаций.

    По вине новичка, медсестрам часто приходится нервничать, и они требуют компенсации, высказывая свое недовольство коллегам и руководству.

    Новичку вообще нелегко вначале трудовой деятельности. Как правило, он в центре внимания, никто из коллег не подает виду, но наблюдают за ним очень пристально.

    Новичку нужно вести себя сдержанно и тактично, не раболепствовать, но и не заносится. Помочь медсестрам в «горячие минуты» в отделении - очень полезно для дальнейших взаимоотношений.

    Также на все 100% нужно использовать неформальные мероприятия, различные праздники, Дни рождения.

    Таким образом:

    • * Роль медсестры в условиях современной медицины меняется.
    • * Идеология взаимодействия должна основываться на идеях профессионального партнерства.
    • * Уровень терапевтических результатов зависит от сработанности врача и медсестры.

    36081 0

    Взаимоотношения врача и пациента представляют центральную проблему классической медицинской этики. И в прошлом, и сегодня эти взаимоотношения остаются непростыми и не всегда бесконфликтными. Сложности во взаимоотношениях рождаются с двух сторон. Врач не всегда пытается понять больного как личность со всеми ее переживаниями и страхами.

    Он недостаточно учитывает психическую составляющую соматического заболевания, рассматривая пациента как очередной случай в своей медицинской практике. В свою очередь, пациент часто переоценивает возможности медицины, доверяя ей свою жизнь и здоровье, требует к себе повышенного внимания.

    Кроме того, врач и пациент могут исповедовать различные ценности, относиться к различным социальным слоям общества, этническим группам, религиозным конфессиям. Свои особенности накладывает и форма собственности учреждения, в котором пациент получает помощь. Например, в случае оказания медицинской помощи в коммерческой медицинской организации возникает конфликт интересов, когда врач заинтересован в уменьшении расходов и увеличении доходов, а пациент стремится получить большее число медицинских услуг с минимальными затратами.

    Другая проблема во взаимоотношениях врача и пациента связана с постарением населения, с увеличением доли хронических больных, когда люди к старости становятся излишне раздражительны, обидчивы, сверхтребовательны, забывчивы. Особенно с учетом этих обстоятельств врач должен стремиться к установлению доверительных отношений с больным, способствующих психологическому спокойствию и его физическому излечению.

    К настоящему времени выработаны определенные этические принципы сбора анамнеза, осмотра пациента, сообщения диагноза и прогноза заболевания, назначения лечения. Основой этих принципов должно быть триединство: профессионализм, доброжелательность и индивидуальный подход.

    При беседе с пациентом врач должен уделить достаточное внимание проблемам, с которыми к нему обращается пациент, и выделить необходимое для консультации время. Рекомендуется обращение к пациенту по имени и отчеству, к ребенку — по имени. Необходимо терпеливо и внимательно слушать рассказ пациента, его родственников и деликатно задавать вопросы.

    Особо следует соблюдать этические правила при проведении инвазивных методов диагностики и лечения, которые все шире внедряются в медицинскую практику, так как их эффективность и безопасность зависят от профессионализма и соблюдения врачом деонтологических норм. Необходимость особо внимательного отношения к инвазивным методам диагностики и лечения диктуется тем, что каждый из них несет в себе долю риска: можно повредить слизистую оболочку исследуемого органа, совершить его перфорацию, а также причинить пациенту боль или нанести психическую травму.

    Длительные и многократно повторяющиеся инвазивные манипуляции невротизируют пациента и формируют негативное отношение к ним. Врач должен сочувственно относиться к психологическим слабостям больного, быть с ним в доверительном контакте, уметь успокоить его, снять чувство страха, вселить уверенность в необходимости и безопасности назначенной процедуры.

    Интимные манипуляции на «закрытых зонах» человеческого организма желательно выполнять не в палате, на глазах у соседей, а в специально приспособленном помещении (клизменная, процедурная и др.). Ведь и для окружающих больных вид обнаженного соседа, дополнительные запахи, сама манипуляция служат источником отрицательных эмоций. Выполняя манипуляцию, не следует без особой необходимости обнажать тело больного, особенно его «закрытые юны».

    Для их прикрытия рекомендуется пользоваться специальными простынями с разрезом, пеленками и др. Если манипуляция все же выполняется в палате (подача судна, мочеприемника, клизма), больного лучше отгородить ширмой. Следует учитывать особенности работы с женщинами и мужчинами, подростками и больными пожилого возраста, проявляя индивидуальный подход.

    Тактика общения с пациентом зависит и от того, каких этикоправовых принципов придерживается врач. Если прежде информирование пациента было необязательным, то сегодня получение информации становится правом пациента. Право граждан на информацию о состоянии здоровья закреплено в ст. 31 Основ, где сказано, что каждый обращающийся за медицинской помощью имеет право получить информацию о состоянии своего здоровья, диагнозе, возможных осложнениях, различных имеющихся методах лечения и связанном с ними риске, если таковой имеется.

    В то же время эта информация не предоставляется пациенту помимо его воли. Право на полную и правдивую информацию иногда входит в противоречие с принципом классической медицинской этики Гиппократа: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении о том, что ему предстоит, и особенно, что угрожает». Необходимо учитывать психическое состояние пациента, давать информацию в тактичной и доступной форме, чтобы избежать так называемой информационной или психогенной ятрогении.

    Статьей 32 Основ предусмотрен принцип информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство. То есть это добровольное осознанное согласие пациента на проведение обследования и лечения, которое врач должен получить от него перед началом лечения. При анализе этой важной проблемы следует исходить из ее особенностей: наличия двух составляющих — информированность и согласителыюсть. Информированность предполагает объективное раскрытие информации и адекватное понимание пациентами ситуации. Согласительный компонент делает упор на добровольность принятия решения.

    Информированное согласие предполагает, что каждый человек считается хозяином своего тела и может, если он в здравом уме, разрешить или запретить любое медицинское вмешательство и даже спасающую жизнь хирургическую операцию. В традиционной медицинской этике считалось, что врач обязан сохранить жизнь и тем самым обеспечить благо пациента. Сегодня же с созданием эффективных жизнеподдерживающих методов и аппаратов положение изменилось: сохранение жизни и обеспечение блага пациента могут вступать в противоречие друг с другом.

    Возникла проблема, одна из самых острых в медицинской этике, имеющая не только медицинское, этическое, юридическое, но и мировоззренческое, общефилософское содержание. В ст. 33 Основ предусматривается право гражданина или его законного представителя отказаться от медицинского вмешательства или требовать его прекращения.

    При обсуждении вопроса об информированном согласии большое внимание обращается на компетентность больного, дающего согласие, и на способы ее оценки. Компетентным признается больной, способный сознательно выбрать способ лечения. К ним нельзя относить детей, лиц, находящихся в коматозном состоянии, под действием лекарств и др.

    При сообщении прогноза, особенно неблагоприятного, врач должен быть предельно осторожным и тактичным. Решение в каждом случае должно приниматься индивидуально, исходя из психологического и физического состояния больного, характера заболевания, его тяжести, наличия у больного близких и их отношения к нему. Здесь на первый план выступает такой принцип медицинской этики, как правдивость.

    Существует правило, что взрослому компетентному пациенту при его желании в деликатной форме можно сообщить диагноз и прогноз. Детям диагноз тяжелого заболевания и неблагоприятного прогноза не сообщают, но родители при этом должны получить полную информацию. При неизлечимых болезнях опытные врачи советуют давать «дозированные» сообщения о прогнозе, делать их в предельно корректной форме, не обещая чуда, но и не отнимая надежду.

    Среди этических требований важным считается умение врача успокоить и ободрить больного и его родственников, мобилизовать их на активную помощь, Важно вселить в больного уверенность в возвращение к активной жизни, способность преодолеть свои недуги.

    В процессе взаимоотношений врача и пациента может возникнуть конфликт интересов. Согласно данным социологических опросов, среди причин конфликтов преобладают нарушения больными врачебных предписаний, их неудовлетворенность профессиональными и человеческими качествами врача, а также неэффективность и длительность лечения.

    С позиций медицинской этики единственный приемлемый способ разрешения конфликтов — честное открытое обсуждение заинтересованными сторонами (врачом и пациентом) ситуации, поиск разум-пых аргументов в защиту собственной позиции, стремление понять оппонента и найти устраивающее все стороны решение. Безусловно, медицинские работники должны стремиться избегать конфликтов, чему в первую очередь будет способствовать неукоснительное следование принципам медицинской этики.

    Особой проблемой в клинической деятельности врача является ятрогения — болезни или психогенные реакции, вызванные неправильным поведением медицинского персонала, а также их действиями (последствиями диагностических, оперативных вмешательств, лекарственной болезнью и др.). В практике врача причинами ятрогений могут быть излишне откровенная беседа с пациентом или ею родственниками, содержащая ненужное описание возможных осложнений, неблагоприятного прогноза или неумело проведенная сани гарно-просветительная беседа.

    Кроме того, причиной ятрогении может быть выдача на руки пациентам истории болезни и других медицинских документов.

    Введение в медицинскую практику средств интенсивной лекарственной терапии, появление инвазивных методов диагностики, сложнейших методик хирургического вмешательства приведи не только к успехам медицины, но и к новым проблемам. Понятие ятрогении расширилось и включило в себя все заболевания и патологические процессы, возникновение которых связано с действием медицинских работников: последствия диагностических, оперативных вмешательств, лекарственная болезнь и др. Безусловно, в возникновении психогенной ятрогении виноваты, прежде всего, сами медицинские работники. Психогенных ятрогении будет тем меньше, чем более неукоснительно врач будет соблюдать принципы медицинской этики.

    Соблюдение принципов медицинской этики во многом связано с врачебной тайной, ответственность за разглашение которой предусмотрена ст. 61 Основ.

    Принцип конфиденциальности, или сохранения врачебной тайны, возник в глубокой древности и до сих пор он один из актуальных в системе этического и правового регулирования медицинской деятельности. Соблюдение тайны сегодня — не только исполнение профессионального долга и нравственная обязанность медицинского работника, но и его правовой долг.

    Предоставление сведений, содержащих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается только в следующих случаях, оговоренных в законодательстве:
    . в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
    . при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
    . по запросу органов дознания, следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
    . в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до I5 лет для информирования его родителей или законных представителей;
    . при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
    . в целях проведения военно-врачебной экспертизы.

    Исходя из традиционного понимания врачебной тайны, сохранять ее надо от посторонних лиц, знакомых, соседей по палате, а иногда и родственников больного. Право больного определить круг лиц, которым врач может сообщить данные о состоянии его здоровья.

    Одним из важных условий, влияющих на успешную деятельность медицинского учреждения, служит психологический климат в коллективе, который зависит от многих факторов: социальных, организационных, личностных и др.

    Медицинский коллектив в психологическом отношении представляет собой одну из сложнейших социальных групп. Это связано с большой физической и психологической напряженностью работы медицинских работников, высокой ответственностью за жизнь человека.

    Один из показателей взаимоотношений в медицинском коллективе — наличие конфликтов между коллегами. В зависимости от причин возникновения их условно можно разделить на профессиональные, этические, личностные и др. В медицинской среде профессиональные споры неизбежны, но они не должны переходить в конфликты.

    О.П. Щепин, В.А. Медик