Численность населения Якутии составляет 955,6 тыс. человек, из которых около половины представлена коренными жителями. Большую часть составляют якуты, остальную малочисленные народы. Вашему вниманию предлагается подборка одежды некоторых малочисленных народов Якутии.

Для северян олень — не только основное ездовое животное и источник еды, но и ценный «поставщик» материалов для одежды. Издавна зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги (выделанной оленьей кожи). Сейчас традиционную одежду в основном носят либо во время праздников, либо комбинируют с современной одеждой.

Еще следует указать на то, что сегодняшняя национальная одежда северных народов сильно отличается от традиционной. Это связано не только с появлением в обиходе новых материалов, но и с усилением межэтнических контактов, в результате которого произошел взаимообмен деталями одежды. Например, эвены-оленеводы сейчас предпочитают либо глухую верхнюю одежду (как у чукчей или коряков), либо меховые куртки с карманами и отложными воротниками (как у якутов).

По данным Евдокии Боковой — эвенской поэтессы, мелодиста и собирателя эвенского фольклора, «не так давно мужская и женская одежда эвенов была одинакова и разница заключалась в основном в количестве и характере украшений». Мужские передники украшались скромно, женские же, украшались ровдужной бахромой, меховыми кисточками, металлическими подвесками и т.д.

Носитель эвенской культуры, уроженец Аллаиховского улуса Максим Дуткин.

Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер. Есть данные, что в дореволюционной России за небольшое количество бусинок отдавали целого оленя. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, унты, головные уборы и даже оленей и оленьи нарты.

Самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

Орнаменты показывали социальные и половозрастные различия, а некоторые декоративные элементы служили чем-то вроде календарей. Было в украшениях и ритуальное значение — считалось, что звон металлических подвесок отпугивает злых духов и защищает владельца.

«…неумолкаемый звон побрякушек сопровождает каждое движение ламутской девушки…»

Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи, её экономического состояния

и быта населения. — СПб.: Типография императорской АН, 1896. — С. 135.

Как и у всех народов, каждый орнамент имеет свое значение. Одним из самых известных узоров является «шахматный». Он означает оленьи тропы. В основе узоров используют также изображения рогов снежного барана или оленя, следы различных зверей и т.д.

Долганская делегация на слете оленеводов (Якутск, 2013)

Долганская народность сложилась в XIX — начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган — небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края». В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

«Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы - самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая - в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов. Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи - князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров». Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам. Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке».

Красочные русские платки с советских времен здесь пользуются большой популярностью и очень даже гармонично смотрятся на фоне северных орнаментов.

Чукчи Якутии демонстрируют свои наряды.

Для окраски выделанной кожи применяют различные природные красители. Например, настой ольховой коры или труху.

Эвенкийка Дуткина Вера Александровна. Родом она из Томской области и приехала в Якутию еще в 70-х годах. Вера Александровна рассказала, что передник, который она показывает, принадлежал еще её бабушке.

Одним из наиболее распространенных у коренных народов Севера способов украшения одежды, обуви, головных уборов, предметов домашнего обихода является меховая мозаика. Композиции из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур.

Традиционная летняя одежда шьется из ровдуги, но так как выделка шкур занятие достаточно трудоемкое, да и весят они немало, в настоящее время во многих танцевальных коллективах вместо выделанной кожи используют либо ткань, либо заводскую замшу.

Эвенкийская певица Синильга

Государственный костюм во многом определяется такими факторами, как обстановка, история, культура. Например, в холодных странах в качестве деталей используются натуральные мягкое золото. Часто присутствуют вышитые на ткани национальные орнаменты неужто религиозная символика. В настоящие время в национальный костюм облачаются кайфовый время народных праздников и гуляний и для исполнения национальных танцев и песен.

Республика Саха: территориальное расположение, климат, история, культура

На данный срок она входит в состав Российской Федерации, в Дальневосточный федеральный дистрикт. Климат там суровый, северный, с коротким летом и длинной в зимнее время, во время которой температура воздуха может опускаться раньше 50 градусов ниже нуля. Этот фактор объясняет пользование меха и кожи в костюме. Как народность якуты (они но саха или сахалар) произошли от тунгусцев, палеоазиатов, монголо- и тюркоязычных кочевых племен. Объединение этой причине в деталях национального костюма присутствуют традиционные начатки одежды и других народностей. В древности якуты исповедовали религию подина названием Айыы. Даже сейчас в их традициях отмечать триумф Ысыах, где прославляются Боги Айыы, присутствуют шаманы и используется горловое рулада.

Образцы первых национальных костюмов

Считается, что история традиционной одежды Саха начинается в XIII веке. Раз уж на то пошло для тепла использовались меха и кожа животных и грубое сермяга. Украшалось одеяние национальным орнаментом, который наносился на материал путем вышивки. Когда якуты освоили скотоводство, основным материалом стал хорек домашних животных. Им же и декорировался костюм, например, нашивались рукавчики или воротники. Помимо этого, одежа украшалась еще и бархатом. Одним изо самых древних считается костюм тангалай. Представлял он лицом изделие из сыромятной кожи с меховыми вставками в верхней части рукава. Грация была декорирована металлическими украшениями, по бокам присутствовали разрезы. Бери данный момент такой костюм уже не носят.

Современные намерение кроя

В якутском национальном костюме есть несколько традиционных элементов пошива. Особо популярный крой называется«оноолоох, бууктаах», и заключает в себя следующие элементы:

  1. Рукав «буук». Пышный, свободный, время от времени со сборками.
  2. «Оноо». Это складки на спинке костюма.

До сей поры один крой «кытыылаах». Его особенностью является наличие широких полос с суконного материала на бортах костюма. Часто при декорировании используется кумачный цвет.

Национальный костюм для взрослых

При пошиве одежды к женщин используются практичные и натуральные ткани, такие как, вот хоть, сатин и ситец. Для создания праздничных одеяний используется шелк и тетрадь. Женский национальный костюм подразумевает декорирование вышивкой, бисером и меховыми орнаментами.

Традиционно представительницы прекрасного пола носили большое нажин украшений. На голову надевались металлические или бисерные обручи с ниспадающими повдоль лица звеньями. Украшались и волосы — накосник носил название сухуох другими словами киистэ и крепился с помощью ремешков из сыромятной кожи. Знаменитое нагрудное предмет гордости — подвеска кэбихэр илисурэх, по форме напоминающая крест. Близ изготовлении использовались такие техники, как чернение и золочение. Большим в количестве украшений выражалось уважение к женщине как к продолжательнице рода, окр того, некоторые из них играли роль оберегов и талисманов.


Женская шерсть называется саныйах. Изготавливается она из меха лисы, соболя и волка. Венчальный вариант украшается меховым узором в виде крыльев птицы.

Завершенный костюм для бракосочетания включал в себя следующие элементы: фата на лицо — аннах, рубаха из сыромятной кожи, натазники — брюки, ноговицы — гетры от колена до щиколотки, доха — меховая одежда с узором крыльев, дьабака — головной убор с выступом на макушке, небольшую) толику напоминающий военный шлем. Конечно же, к свадебному одеянию прилагалось большое объем украшений: на голову, шею, руки.


Якутский дельный национальный костюм выглядел намного скромнее женского. Обязательно присутствовала меховая опушка на воротнике и манжетах. Отличалась она объемом и высотой ворса. Числом краю подола, рукава, а также вдоль бортов шуб и накидок вышивались традиционные узоры, чаще (за синего, бежевого или коричневого цвета. Головной убор мужской пол по форме напоминал военный шлем. Он делался изо натурального меха. Благодаря завязкам, шея и уши были убедительно защищены от ветра и морозов. Некоторые головные уборы украшались ушками, что-то символизировало связь с космосом и Вселенной. Другой элемент декора — полная полумесяц или солнце, что означало продолжение рода. Также шапки по временам украшались пышными меховыми хвостами на макушке.

Подобно как надевали на ноги

Обувь как для мужчин, круглым счетом и для женщин представляла собой унты — тыс этэрбес. Они изготавливались с шкуры голени оленя — камуса, и прошивались войлоком. В такой обуви только и можно было комфортно чувствовать себя в мороз до 50 градусов вверх нуля. Еще один вариант — торбаза. Такая обувь делалась с сукна и кожи и подшивалась войлоком и шерстью. Отделывалась мехом рыжей лисы, чернобурки возможно ли бобра. Наиболее популярные цвета обуви: серый, бежевый, каштановый, черный. Конечно же, женский вариант украшался бисером, вышивкой, узорами изо меха.

Летняя обувь называлась тэрэхэ и представляла из себя укороченные ботинки.

Якутский детский национальный костюм

Почти до конца копировал одежду взрослых. Якутский национальный костюм для девочки представлял с лица уменьшенную копию одежды взрослой якутки. Дети также носили неодинаковые украшения из металла, бисера и меха.

Якутский общенациональный костюм для мальчика тоже ничем не отличался с одеяния взрослого мужчины. Меховая оторочка и скромная вышивка — вона составные части костюма маленького якута.

Ритуальная одежда

Ради связь с духами у якутов отвечал особый человек — шаман. Его одежа отличалось от костюмов обычных людей, и некоторые его детали могли надевать особый ритуальный смысл. Так, например, многие костюмы украшались бахромой, напоминающей оперенье, вдоль рукавов и на спине. Такое оформление символизировало птицу. Надевая таковой костюм, шаман получал возможность «летать» и связываться с потусторонними мирами. За вычетом бахромы для отождествления себя с птицей их изображения наносились держи само одеяние и использовались в качестве подвесок. В основном это были гагара, журавушка, орел и утка. Основным материалом для пошива была вымогатель жеребца шерстью наружу. Отдельного внимания заслуживает головной повой шамана. Материалом служила шкура с головы жеребца, на которой оставляли ушки и гриву. Такой головной убор никак не украшался, обычные слуги носить его не могли.


Якутский народный костюм в наши дни

В традиционную одежду якуты облачаются в житье национальных праздников. Образцы повседневной и праздничной традиционной одежды равным образом можно увидеть в исторических музеях. Фото якутского национального костюма только и остается увидеть и в нашей статье. На сегодняшний день используется намного больший ассортимент тканей и разнообразных фасонов. Однако часто позволяется встретить и традиционные элементы национального костюма: например, современное свадебное одежа и головной убор дьабаха. По всему миру знамениты понты из Якутии как из драгоценных металлов, так и с бисера (техника работы с последним в некоторых семьях передается с матери к дочери). Современные якутские дизайнеры часто вдохновляются элементами национального костюма и используют их подле создании современных моделей.

Тема : Национальная одежда народов Якутии

Цели :

Выявить особенности национального состава коренного населения Якутии, познакомить с национальной одеждой.

УУД :

Личностные: уважительное отношение к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;

Регулятивные: формирование логических действий учащихся через развитие следующих мыслительных операций: конкретное сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, доказательство (на примере национальной одежды);

Познавательные: овладение и пользование специально-понятийным аппаратом,

Коммуникативные: Участвовать в групповой работе по украшению рукавицы.

Оборудование : физическая карта Республики Саха(Якутия), национальные костюмы якутов, эвенков, куклы в национальных якутских и эвенкийских одеждах, унты, шапка, презентация « Национальная одежда народов Якутии», словарь терминов, национальные эвенкийские блюда(Салат из сердца оленя, печень оленя, лепёшка « Тупа»), фонограммы с якутскими мотивами.

Ход занятия.

I ) Орг. момент.(Звучат якутские мотивы)

За символ занятия я предлагаю взять орнамент в виде солнца.

Этот рисунок сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Он показывает преклонение народов Саха перед солнцем и поэтому рисуется во многих предметах.

Пусть будут теплыми, как солнышко, отношения между всеми народами, населяющими нашу Северную страну.

II ) Сообщение темы, постановка целей.

Прочитайте тему нашего занятия.

Чем мы будем заниматься?

(Узнаем какие коренные национальности населяют нашу Республику, познакомимся с национальной одеждой, узнаем новые слова, в парах, работая дружно,украсим рукавицы узорами).

III ) Учебно- познавательная деятельность

1) Моя Республика.

Якутия моя – просторный край России.

И распростерся он могучий и широкий,-

С зеленою тайгой и морем темно-синим,-

Далеко-далеко на северо-востоке.

Население Якутии составляет 1 млн. человек. Здесь проживают представители 80 национальностей. Смешение различных культур и укладов жизни создаёт особый калорит северного края. Жители Якутии с уважением относятся к каждому народу, ко всем религиям. Люди, живущие здесь, питают тёплые чувства к суровому, но прекрасному северному краю. И всегда рады гостям.

Моя Якутия родная
к тебе мы сердцем приросли,
и нет для нас дороже края
и нет для нас теплей земли!

Поет метель зимою снежной
туман клубится над тайгой
А я так искренне,так нежно
люблю Якутский край родной!

Благодарю счастливый случай,
что нас с тобой сюда принес!
Наверно, есть края получше,
но этот дорог нам до слез!

2) Коренные народы Республики Саха(Якутия)

Среди большого количества национальностей есть представители коренных народов Республики Саха.

Народ- это группа людей, которых объединяют общие признаки: язык, обычаи, традиции.

Коренной народ- народ, который жил на этих землях с давних времён.

К коренным народам Республики Саха (Якутии) относятся:

Долганы

Юкагиры

3) Национальная одежда коренных народов Якутии.

Одежда - это совокупность предметов, покрывающих тело человека. Национальной одеждой мы называем одежду какой-либо национальности. У разных народов существуют свои национальные костюмы.

Основные образцы национального костюма народов Севера сложились в глубокой древности. Необходимая для защиты тела, одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. География расселения, природно-климатические условия жизни, род занятий -все это находило отражение в разнообразии и оформлении одежды.

Якуты.

Национальная одежда якутов состоит из однобортного кафтана (сон), зимой – мехового, летом – из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, коротких кожаных штанов (сыайа), меховых носков (кээнчэ). Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбаахы). Мужчины подпоясывались простым ремнем, богатые – с серебряными и медными бляшками.

Женскую одежду дополняли пояс (кур), нагрудные (илин кэбиhэр), наспинные (кэлин кэбиhэр), шейные (моой симэ5э) украшения, серьги (ытар5а), браслеты (бёгёх), накосники (сүһүөх симэ5э), кольца (биһилэх), изготовленные из серебра, нередко золота. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу (этэрбэс), летние сапоги из замши (саары) .

Нарядное женское платье свободного покроя- халадаай. Поверх платья надевалась безрукавка. Она была украшена вышивкой, бисером или кружевом.(показ на манекене).

Долганы.

Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки. Одежда подпоясывалась вышитым бисером поясом. Мужчины и женщины круглый год носили суконные кафтаны – сонтап, зимой также песцовые и заячьи шубы, оленьи распашные парки с капюшоном и сокуй. Шапки бэргесэ имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов, расшитым бисером и цветными полосками ткани. Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, летнюю шили из ровдуги.
(РОВДУГА , замша из оленьей или лосиной шкуры)

(КАМУСЫ (саамск.), куски шкуры с ног оленя, зайца, песца и пр. Используются для подбивки лыж, изготовления и украшения меховой обуви, рукавиц и одежды у многих народов Севера и Сибири)

Эвены.

Основным элементом мужской и женской одежды был распашной кафтан (таты) . Под кафтан надевали натазники (хэрки).
Обувь шили в зависимости от времени года из меха или ровдуги, женскую украшали бисерным орнаментом (ниса). Головным убором мужчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины, иногда, надевали платок.

Юкагиры.

Традиционная одежда юкагиров включала распашной кафтан, нагрудник, штаны, головной убор, перчатки.

Праздничную одежду украшали разноцветным мехом, бисером, металлическими подвесками, бляшками. Мужчины заплетали волосы в косу, украшая ее бисером или железной бляшкой.Женщины заплетали много косичек с нитками бисера и жемчуга.

Чукчи.

Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою.

Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не отличались. Зимнюю одежду шили из двух слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу.
Береговые – использовали прочную, эластичную, практически непромокаемую кожу тюленей. Взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, а береговым- оленьи шкуры для зимней одежды. Летом носили выношенную зимнюю одежду. Типичная обувь – короткие до колен торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу.

(ТОРБАСА (торбаза) , высокие сапоги из шкуры оленя, нерпы и пр. шерстью наружу на кожаной подошве у народов Севера и Сибири.)

Физкультминутка

1) пальминг

4) Национальная одежда эвенков

На территории нерюнгринского улуса проживают эвенки.

Сегодня мы подробно познакомимся с национальной одеждой эвенков.

(Я ученица 1 в класса. Меня зовут Александрова Лена. Я эвенкийка.)

а) приветствие на эвенкийском языке

б) рассказ о национальной одежде эвенков

Традиционную эвенкийскую зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм эвенков включал распашной кафтан (летний – сун, зимний – хэгилмэ, мукэ) с 2 широкими складками сзади (для удобства посадки верхом на оленя), завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (женский – нэлли – с прямым нижним краем и мужской – хэлми – углом), пояс с ножнами (у мужчин) и сумочкой (у женщин), натазники (хэрки), ноговицы (арамус, гуруми).

Верхняя одежда эвенков отличалась большим многообразием. Основным материалом для эвенкийской одежды служит шкура северного оленя.
Одежда эвенков - одинаковая для мужчин и женщин - была распашная. Делали ее из одной целой некроеной шкуры таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части шкуры представляли собою узкие полки. Вшивали рукава. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник, защищавший грудь и живот от холода. Шили одежду из ровдуги и оленьих шкур мехом наружу. Рукава делали узкие, с пришивными рукавицами. Подол одежды эвенки сзади выкраивали мысом, и он был длиннее, чем перед. Одежду украшали мозаикой из меховых полосок, бисером и полосками из окрашенной ровдуги и тканей.
Мужская и женская одежда эвенков различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, а у женского - прямого. Позднее эту одежду эвенки стали шить только из ровдуги в сочетании с ситцевыми тканями.
Самой распространенной одеждой у всех групп эвенков была так называемая "парка". Парка - порхы, порга верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу у народов Севера Сибири. Носили ее как мужчины, так и женщины. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей, либо одевался "нэл".
Много фантазии и изобретательности вносили эвенкийки в украшение традиционных нагрудников нэл. Он служит для защиты груди и горла от мороза и ветра, надевается под кафтан, на шею и свисает до самого живота. Особой красотой отличается женский нагрудник. Суконная аппликация и бисерная вышивка у ворота и на поясной части образуют геометрические симметричные фигуры, оканчивающиеся цветными акцентами на груди. В колорите эвенков вышивки бисером преобладают гармонически сочетающиеся цвета - белый, голубой, золотистый, розовый.
Женская одежда эвенков была отрезная и по поясу собиралась в сборки, представляя собой как бы кофту с юбкой, причем спинка одежды замужней женщины имела покрой в талию, обусловленный закругленной формой пройм, в то время как в девичьей одежде эта же часть одежды была покроя кимоно, т. е. перед, спинка и часть рукавов выкраивались из одного полотнища ткани, сложенной поперек вдвое.
Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом – ровдужными или суконными штанами.
Самой же распространенной обувью эвенков являлись и являются унты, от эвенкийского " унта" обувь, или иное название "торбасы", меховая обувь у народов Севера и Сибири.
В суровых условиях севера Сибири наряд эвенков обязательно включал варежки, украшенные по желанию мастерицы.
Головным убором эвенкийских женщин является капор. Капор - детский, а также женский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком.
Практическое использование одежды эвенков не мешало украшать ее шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами. Эвенкийский орнамент строго состоит из простейших полос, дуг или арок, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур.
Орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента паук означали благопожелание и имели охранительную функцию. В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Техника исполнения и декора - меховая мозаика, вышивка бисером.

в) изготовление элементов одежды (рукавицы)

Сегодня на занятие я приготовила для вас загадку. Только отгадав ее, вы сможете узнать, что мы сегодня будем украшать:

Две плетенки,
Две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Рукавицы)

Правильно, ребята! В наши холодные, морозные зимы без рукавиц мы не сможем выйти на улицу. Рукавички – “одежда” для наших ручек.

Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут или шьют для своих родных рукавички. Чтобы рукавички не только грели, но и радовали нас, их украшают различными узорами, вышивками, аппликациями. Посмотрите, какие красивые и разные сегодня у меня рукавички.

Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем составлять узор для украшения рукавичек.
Но сначала я Вам расскажу эвенкийскую сказку «Цена иголки ».

Давно это было. Жил один эвенк, у него была жена и ребенок. Однажды эвенк пошел на охоту. Долго его не было. Пока его не было, напали на чум страшные чаниты (чудища). Вернулся он с охоты и видит, что жена его плачет.
– Что ты плачешь?
– Да приходили чаниты, разорили наш чум!
– Ох, а я подумал, что ты иголку потеряла!

Раньше иголка была очень дорога для эвенкийской семьи, потеря иголки считалось большим горем. Мастерица не имея иголки – не могла бы сшить одежду для своей семьи.

Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным.

Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и краси­выми. Основным источником вдохновения для людей служил окружающий их удивительный мир природы. Народы Севера изображали на узорах оленей, моржей, еливы

г) выставка работ

IV ) Итог занятия

Что вы сегодня интересного узнали? Что научились делать?

V ) Рефлексия

Настроение? Солнышко и куклы в национальных костюмах.

VI ) Заключение

Ребята с Волги и Оки,

Вы приезжайте к нам на Лену!

Край неизведанной тайги

Понравится вам непременно.

У нас такая целина,

Которой нет конца и края!..

Вас ждет прекрасная страна,

Алмазная и золотая!

Не бойтесь наших лютых зим!..

Хотя свирепа наша стужа,

Однако мы ее сразим

Большим огнем горячей дружбы!

Леонид Попов

VI ) Угощение гостей эвенкийскими национальными блюдами

1) Салат из сердца оленя

2) Печень оленя

3) Лепёшка « Тупа»


Ысыах Туймаады - 2017. Глава города Якутска в 2017 Айсен Николаев (в центре) на священной земле Ус-Хатын.

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

На прошлой неделе я написала про , на этой неделе очередь Якутского.

А вы знаете, что весной 2015 года руководители Верхневилюйского улуса (района) республики Саха (Якутия) начали один раз в неделю - по понедельникам - приходить на работу в национальных якутских сюртуках, заявив, что этническая одежда дисциплинирует, повышает культуру общения, а также сплачивает коллектив?


P уководители Верхневилюйского улуса в национальных якутских сюртуках

"Сегодня руководители отделов пришли в национальной одежде. Обычно люди надевают национальную одежду только на Ысыах. А ведь эта одежда - красивая и удобная. Мы решили сшить более официальный вариант и носить его на работе по понедельникам. В будущем на официальные мероприятия также планируем приходить в национальной одежде"", - рассказал заместитель главы и управляющий делами администрации Верневилюйского улуса Спиридон Борбуев.

Якуты действительно любят надевают национальную одежду на Ысыах, в 2017 году они дажe побили очередной мировой рекорд Гиннесса массовым появлением в традиционной одежде.

Ысыах — это якутский праздник лета, традиционно он праздновался в день летнего солнцестояния, но после Второй Мировой войны из-за скорбной даты стал проводиться в период между 10 июня и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.




27 Июня 2015 года в местности Ус Хатын близ города Якутска Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов и Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко приняли участие в торжественном открытии традиционного народного праздника "Ысыах Туймаады".


Ысыах Туймаады - 2017
Слева: Министр охраны природы Республики Саха (Якутия) Сахамин АФАНАСЬЕВ с дочерью
Справа: Депутат Ил Тумэна Александр СУСОЕВ с супругой


16 626 человек в национальной одежде на Ысыахе Туймаады - 2017 побили очередной мировой Ги н несса

А какая она, традиционная якутская одежда и что мы о ней знаем?

******************
Национальная одежда разных народностей зачастую имеет четкий отпечаток не только быта, способа жизни, но и климатических условий. Якутский национальный костюм создавался специально для сложных климатических условий Севера. Конечно, в нем также присутствует определенное количество элементов, позаимствованных у других народов, но это вовсе не создает отрицательного впечатления о костюме якутов.

Историческая справка

Якуты, как национальная община, на сегодняшний день наиболее сконцентрированы в Якутии и Красноярском крае. Небольшую численность людей этой национальности можно встретить в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях.

Самыми ранними образцами национальной одежды якутов принято считать костюмы, возникшие еще в XIII веке. В основном, это — верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Костюм национальный якутский того времени создавался из меха разношерстных животных, грубых сукна и шелка, кожи.

Уже в христианскую эпоху (17-18 века) традиционный набор верхней одежды изготавливался из шкуры и меха домашних животных, поскольку основным видом деятельности якутов было коне- и скотоводство. Особую популярность получили замша, кожа и мех короткошерстных домашних животных. Для дополнительного утепления в особо морозные периоды, якутские умельцы использовали шкуры зверей с пушистым, длинношерстным мехом. Этот вариант выглядел больше как декоративное украшение классического национального костюма: меховые полоски нашивались по периметру верхней одежды, в качестве манжетов на рукава, а также — широкие теплые воротники.

Особенности кроя

В основе каждой народной одежды зачастую лежит прямой силуэт с такими же рукавами. Традиционный костюм якутов не является исключением.

Однако, и в его «дизайне» существует несколько вариаций:


Якутский национальный костюм «бууктаах сон»

оноолох, бууктаах . Якутские умельцы, без лишнего стеснения, положили в основу этого типа кроя особенности пошива одежды для российских военных и заядлых путешественников. Конечно, не обошлось без исключительно национальных вкраплений. Названием такой крой обязан наличию складок на спинке — «оноо» и оригинальной модели рукава — «буук» (буфообразный). Верхнюю одежду (чаще всего пальто), сшитую по этому принципу, носили одинаково и мужчины, и женщины. Основными материалами для изготовления якутских национальных костюмов этого кроя были: кожа и даба (китайская бумажная ткань) — для мужчин; мех и замша (в зависимости от сезона) — для женщин. Отделкой служили бархатные полоски на воротнике и манжетах;


Женская одежда "кытыылаах сон"

кытыылаах . Появился в обиходе якутов гораздо позднее первого типа кроя и отличается от него лишь некоторыми деталями. Например, двойная широкая суконная полоса, которая размещалась по краю борта верхней национальной одежды.

Главной особенностью женского летнего пальто, выполненного с использованием кроя кытыылаах, является наличие нитей красного цвета в орнаменте, который украшает периметр одежды и рукава. В мужских моделях, сроенных по этому же принципу, присутствуют более строгие и тусклые цвета;



таналай. Один из самых древних типов кроя. Традиционная зимняя якутская одежда, которая выполнялась из ровдуги (оленья или лосиная замша) с использованием меха пушных зверей. Особенности этого кроя заключаются в наличии мехового наплечника, который располагался на стыке рукава и проймы. Разрезы по бокам, украшения из блестящего металла в виде подвесок в районе талии. Некоторые историки настаивают на том, что данный вид кроя был характерен для свадебных нарядов.


Женская одежда "таҥалай сон"

В основном, женский национальный костюм якутов не особо отличался от мужского. Главными различиями можно назвать цветовое исполнение, наличие дополнительного декора, использование различных материалов.

Женский якутский костюм

Костюм "хассыат, халадаай"

Основные материи для изготовления традиционного одеяния женщин в Якутии:

повседневные — практичные и прочные ситец и сатин;

праздничные — дорогие, красивые и блестящие шелк и атлас;

верхняя одежда — мех, замша с искусным добавлением кусков шелка или меховых национальных орнаментов.


Национальная шуба взрослой якутянки носит название саныйах , шьется из шкур диких животных: соболь, волк, росомаха или лиса. Это — один из самых главных предметов свадебного наряда невесты. На спине шкурка выкладывалась таким образом, чтобы из меха получался узор в виде расправленных крыльев.

Вообще, классический якутский свадебный гардероб женщины состоял из основных элементов:


  1. Аннах — особый кусок ткани, закрывающий лицо.

  2. Нательная рубаха из грубого ровдуга.

  3. Кожаные панталоны, прикрывающие, в основном, тазовую часть невесты.

  4. Ноговицы — специальные гетры, выполненные из кожи дикого животного, которые напоминали сапоги, но заканчивались в районе щиколотки, не имели ступневой части.

  5. Меховая доха — теплая пушистая шуба.

  6. Традиционный головной убор, который своим кроем и видом напоминал военный шлем.

  7. Большое количество украшений. Этот элемент у якутов считался одним из самых главных в женской одежде. При этом, украшалось все: одежда, обувь, голова, грудь, руки. Особой популярностью по сей день пользуется якутское бисероплетение. Его основы передаются от матери к дочери.



Костюм якутяночки в точности повторял костюм взрослой женщины. Для девочки было характерно использование опушка по периметру шапочки.




Национальный якутский костюм для мужчин

Конечно, одежда для мужчин отличалась от женской особой скромностью. Главной особенностью считалось наличие меховой отделки на рукавах и воротнике.


Мужской кафтан

Высота ворса у такой отделки могла достигать самых максимальных показателей. Головной убор также обязательно напоминает по своей форме шлем, изготавливался из натурального меха и закрывал от морозов уши, скулы и немного подбородочную зону. На конце такой якутской шапки обычно красовались полная луна или солнце, что знаменовало продолжение рода.

Мальчики-якуты с детства носили национальную одежду, полностью повторявшую, по своему крою и отделке, одежду взрослых мужчин.

Костюмы коренных якутов сегодня

В современном мире для изготовления национальной одежды используется больший спектр тканей, фактур и украшений.

Сегодня они представляют собой народное достояние и практически особый предмет гордости и национального искусства, достойного музеев и выставок. Это всегда дорогие качественные ткани и меха, сшитые и отделанные в лучших якутских традициях. Конечно, современные дизайнеры достаточно далеко отошли от древнего наследия, постоянно внося свои коррективы, свое видение и свое творчество.




Отсюда

**************************************** ***

Как уже было упомянуто, якуты надевают национальную якутскую одежду на традиционный праздник Ысыах в июне.

Но помимо это у них есть еще один новый праздник, придуманный совсем недавно, в 2012 году - День народного мастера, посвящённый мастерам народного промысла республики. Всего в Якутии насчитывается свыше 200 обладателей звания "народный мастер" и более 350 мастеров народных художественных промыслов.



День народного мастера празднуется 5 марта, когда в Якутии еще зима и много снега, и в этот день организуется очень красивое шествие мастеров в зимней национальной одежде народа саха и коренных малочисленных народов Севера, в котором представлены все 22 улуса республики.

Еще в Якутии есть бренд Сахабулт с фирменным магазином.

Вот так вот в Якутии сейчас возрождают и продвигают свой национальный костюм.

Ну и как вы относитесь к подобным этно-инициативам и праздникам в Якутии?